История Ту-114-х в Домодедово, 1960-70е

avro

Модератор
Коллеги, во первых, главный вопрос - у кого-нибудь есть книга по истории Домодедово к 35-летию порта? Никто не подскажет, у кого ее можно поискать в самом Домодедово? Как-то стыдно уже не знать историю базового порта.

По Ту-114 тут ветки уже были интересные?

Для затравки - из интервью с одним домодедовским КВСом Ту-114:

"В 1969 я уехал из ОВБ в ДМЕ. Там надо было расширять отряд дальнемагистральников. Брали из ОВБ, ИКТ, ХБР.

В ДМЕ было 114х штук 20. В ШРМ меньше было. Они намного меньше летали. В Европу не летали, Куба, Канада, Америка. И то Канада было промпосадкой.

Я когда перешел, сразу в ХБР стал летать. Летом доходило до 25 рейсов в сутки на 114 [загнул видать]. Чтобы вывезти из ХБР всю братию.

Постепенно стали вводить Магадан круглый год (???), потом Елизово открылся, потом Владивосток тоже на 114, потом Анадырь, Якутск все на 114. Т.о. ХБР разгрузили. Сразу пошли оттуда напрямую. В Новосибирск летали тоже. Нечасто [в самом начале 1970х].

Я раз полетел на Восток. Пожар в кабине, дым в кабине пилотов. Проводкой пахнет. Командую вырубить всю энергосистему, оставить аккумулятор. Сургут рядом, но там ВПП короткая, можно заломать самолет. Принял решение идти в Толмачево. Сказал Москве. Сели. Самолет еще долго пах горелым. Пассажиров на Ту-104 дальше отправили. Блок локатора заменили, весь ремонт 5 минут. Один вытащить, другой поставить.

Как летчик говорю – это золотая машина была! Машина для летчиков – летаешь через весь Союз и запасной у тебя весь Союз, хватает топлива. Из ПКЧ даже можно улететь на запасной в Анадырь, ХБР или в Якутск. Заправка мах примерно 62 тонны. Аэродинамика хорошая. В болтанке на Ил-62 как то неудобно, а этот тряхнет и восстанавливающий момент хороший, уверенно себя чуствуешь. Он аналог Ту-95. Но мидели сильно разные, своя аэродинамика, на 95 не пришлось полетать.

Кабина Ту-114 – в зависимости от конструкции, просторная, удобная была. У штурмана и у того простор в носу.

Самолеты были у нас 170 и 200 чел. Первые выпускались на 170 мест. Как 104, которые сначала были на 50 человек.

Ту-114 брал 200 пассажиров, Ил-62 – 170. Ту-114 расход на 20 тонн топлива меньше в один конец. Туда-обратно – цистерна жд. А скорость у Ил-62 всего на полчаса быстрее до ХБР.

Бортпроводники – 6 чел. плюс бригадир.

Были купе в салоне. Два салона был или один [в зависимости от машины?]. Салон такой был на каждом самолете, даже на 200 человек! Мог лететь руководитель или простой пассажир. На цену билета не влияло. Аналог бизнеса. Партдеятели, например, первый секретарь обкома летал в салоне.

...Прекрасная машина была! Руки надо было поотрубать тем, кто закрыл эти самолеты"!


ПС. У меня есть книга по истории Ту-114 в Шереметьево, 2000х годов. Но это другая история.
 
Реклама
Интересная история.

А что насчет шумовых качеств самолета - в салоне и на местности?
 
Из хабаровской книги к 70-летию ДВУ ГА:

20 мая 1959 года - первая техническая посадка Ту-114 в Хабаровске.

Апрель 1961 года - Ту-114 (в компоновке 170 кресел) начал регулярные беспосадочные полеты Москва - Хабаровск. Летом по этому маршруту выполнялось более 10 рейсов в сутки [тип ВС не указан, могли и транзитные рейсы с промпосадкой на более мелких типах быть].

10 февраля 1962 года - первая техпосадка Ил-62 в Хабаровске.

1968 год - начало регулярных полетов Ил-62 Москва - Хабаровск.

Из книги по истории авиации Приморья:

2 февраля 1961 года - первая техническая посадка Ту-114 во Владивостоке. Для регулярной эксплуатации надо было удлинить ВПП с 2800 до 3500 метров, но военные (хозяева ВПП) отказались. Поэтому в дальнейшем Ту-114 садился в ВВО только на запасной.

Летом 1971 – первая посадка Ил-62 во Владивостоке.

1973 год – фото Ту-114 СССР-76483 во Владивостоке (старая окраска АФЛ).

1985 год – в связи с вводом новой ВПП (3500 м) открыты регулярные беспосадочные рейсы Москва – Владивосток на Ил-62.

…Спустя 24 года… после первого беспосадочного перелета!

По Камчатке, Якутску, Анадырю данных о Ту-114 у меня нет.
 
Последнее редактирование:
Я летал из Хабаровска в Домодедово на ТУ-114 в 1976 г. Правда, я был тогда слишком молод :) Помню мало что. В памяти врезались лишь огромные винты, рев двигателей на взлете, сильный шум и вибрация в салоне. Как я сейчас понимаю, это были буквально последние дни эксплуатации этого замечательного самолета.
 
Точно знаю, что на этом типе из Домодедово была регулярка в А-Ату, Ташкент, Новосибирск, Хабаровск, Анадырь.
 
Кое-что из Яндекса

В марте 1964 года, еще до официального открытия аэровокзала, из Домодедово был совершен первый полет дальнемагистрального самолета «Ту-114» с пассажирами на борту в Хабаровск (в 1977 году в честь 20-летней безаварийной эксплуатации самолет «Ту-114» был установлен на площади перед аэровокзалом).

Первый регулярный пассажирский рейс в Хабаровск был выполнен из Внуково 24 апреля 1961 года экипажами Х.Н.Цховребова и П.В.Солдатова.

Первоначально регулярные полеты на Хабаровск выполнялись через Казань-Свердловск-Красноярск- Нижнеудинск-Балаганск-Читу-Магдагачи. Время полета доходило туда до 10, оттуда - до 11 часов. Это сильно утомляло экипаж и не соответствовало санитарным нормам рабочего времени. Затем маршрут был спрямлен через Серов-Тобольск-Енисейск, а после через Серов-Подкаменную Тунгуску-Ки-ренск. Таким образом, время полета сократилось до 8-9 часов. Заправка на Хабаровск составляла 54-58 т.

Очень часто полету в Хабаровск сопутствовало мощное струйное течение с Запада на Восток на широтах трассы. Путевая скорость при этом доходила до 1170 км/ч, но зато на обратном пути приходилось отворачивать к Югу, чтобы уйти от могучего пласта встречного ветра.

После выхода на международные трассы Ил-62 самолеты Ту-114, утратив статус флагмана "Аэрофлота", всем парком были переведены из Шереметьево в Домодедово. Там они в 220-местном варианте выполняли регулярные рейсы в Алма-Ату, Ташкент, Новосибирск и Хабаровск, где имелись длинные полосы. Самолет вел себя столь же надежно, как и в 1960-х годах. Прозвища "Змей Горыныч" (Новосибирск) или"Шайтан Арба" (Алма-Ата) были сугубо шутливыми, но не насмешливыми. Изредка имелись случаи отказов двигателей, не приведшие к сколько-нибудь серьезным последствиям. Имелся случай аварийной посадки с неисправным шасси в Домодедово, тоже закончившийся благополучно. Тем не менее, после наработки большинством машин налета не более 15 000 часов все самолеты Ту-114 к ноябрю 1976 года были изъяты из эксплуатации и списаны не позднее лета 1977 года.

Как всякий экономичный самолет, Ту-114 обеспечивал более высокий уровень безопасности полета, чем его реактивные собратья, так как имел огромный, по нынешним понятиям, запас топлива для ухода на запасной аэродром. Например, при заходе в Хабаровск командир Ту-114 при максимальной посадочной массе всегда имел остаток топлива как минимум на два, а то и на четыре (!) часа полета, в зависимости от ветра по трассе. Уже одно это свойство машины должно было привлечь к нему повышенное положительное внимание руководителей отрасли. Вплоть до появления аэробуса Ил-86 самолет Ту-114 был самым вместительным лайнером "Аэрофлота", что опять-таки говорило в его пользу в смысле рентабельности, уж в сравнении с Ил-62М - точно.

Позволю себе, тем не менее, воздержаться от однозначно негативного тона в отношении раннего списания Ту-114. Работы по модернизации крыла и двигателей, шумоглушению, продлению ресурса и производству запчастей потребовали бы больших расходов при малочисленности серии (29 самолетов на 01.1977). Кроме того, с точки зрения концепции развития отрасли в целом, внимание руководства должно было сосредоточиться в первую очередь на внедрении новых самолетов (Ил-86), способных комплексно решать проблемы перевозок соответственно современным требованиям, на развитии аэродромной сети, внедрении передового всемирного опыта работы гражданской авиации (ИКАО), а не на продлении жизни совершенных, но устаревших самолетов, к тому же весьма взыскательных к ВПП и аэродромному обслуживанию.

Но ясно и другое - если перевозка пассажиров на Ту-114 (с учетом всех требований и достижений прогресса в авиации) в наши дни уже, наверное, не была бы возможна, то для грузовых перевозок Ту-114 и сегодня, в эпоху топливного дефицита, был бы незаменимым самолетом.

Это отсюда http://www.avia-tu.ru/tu114.php
 
Чуть офф.
Тут Караулов по телефону пытал пресс менеджера Ист Лайна о судьбе памятника Ту-114.
Народ все помнит.:mad:
 
С Яндекса-2

С 1969 года все самолёты переоборудовали в 200-местные (в переднем салоне - 47, в среднем - 60, в 19 ряду - 3, в заднем салоне - 90), а некоторые - в 220-местные. На нижней палубе располагались багажные отсеки и кухня (в составе экипажа был повар). Кухня соединялась с буфетом лифтом (позже аналогичное решение было применено на Ил-86).

В 1973 году из Шереметьево в Домодедово ушел последний Ту-114, а с 8 января 1974 года перечисленные Ил-62М начали регулярно летать на самых дальних трассах.
 
Выдержки по ДМД из статьи Alecka :)

На Посадки.нет она уже не открывается. Нашел на другом форуме.

Изначально Ту-114 поступили для пассажирской эксплуатации во Внуковское авиапредприятие. В 1962 году самолеты стали поступать и в ТУ МВЛ (Шереметьево).

Постановление СМ СССР о начале регулярных пассажирских перевозок на Ту-114 вышло 25 февраля 1961 года, а 24 апреля 1961 года Ту-114 выполнил первый рейс с пассажирами по маршруту Внуково-Хабаровск. На протяжении последующих пятнадцати лет эта воздушная трасса будет для Ту-114 основной. До июля 1961 года интенсивность полетов в Хабаровск составляла два рейса в неделю, а затем увеличилась до трех рейсов в неделю.

С открытием в 1966 году нового московского аэропорта Домодедово, весь парк Внуковских Ту-114 был передан туда.

В то же время 1964 Приказ Начальника МУТА ГВФ № 200 "О начале полетов Ту-114 из аэропорта Домодедово"

Когда выполнен первый пассажирский рейс на Ту-114 из ДМД?

В 1966 году Ту-114 уже совершал два ежедневных, а в 1969 году - пять ежедневных рейсов Москва (ДМД) - Хабаровск.

Высвобождаемые 114-е с 1968 года постепенно передавались в Домодедовское ПО, а к лету 1971 года весь парк пассажирских Ту-114 был уже сосредоточен в Домодедово.

Читаем выше - есть информация о передаче последнего 114 из СВО в ДМД в 1973 году.

. Поэтому, уже 30 апреля 1968 года был открыт рейс на Ту-114 по маршруту Домодедово - Ташкент, а 1 октября 1968 года - по маршруту Домодедово - Алма-Ата.

22 июня 1970 года на Ту-114 открыт рейс Домодедово - Анадырь, ранее на этом маршруте работал Ил-18 с двумя посадками в Хатанге и Тикси. Летом 1971 года Ту-114 полетел с пассажирами по маршруту Домодедово- Новосибирск и совершил технический рейс по маршруту Домодедово - Сухуми.

Большая беда Ту-114 состояла в том, что на момент его появления на внутрисоюзных линиях, в СССР существовало очень мало аэродромов, способных принимать этот замечательный самолет. Поэтому, география полетов Ту-114 ограничилась выше описанными маршрутами, в Анадырь Ту-114 совершил всего несколько рейсов, в августе 1970 года был снят с этого направления, а вместо него снова полетел Ил-18. Пассажирские перевозки на Ту-114 в Сухуми так и не начались по тем же причинам. К тому же новая техника - Ил-62 постепенно приходила и в Домодедовское авиапредприятие, появляясь на линиях в Алма-Ату, Ташкент и Хабаровск. К концу 1971 года на Ту-114 выполнялось три ежедневных рейса в Хабаровск, прямые и стыковочные через Хабаровск, с пересадкой в города Владивосток и Южно-Сахалинск на Ту-104 и Ил-18 соответственно, два ежедневных рейса в Новосибирск, и один в Ташкент.

Первые списания Ту-114 начались уже в 1970 году с "детским" по сегодняшним меркам ресурсом в 11000-14000 лётных часов.
Летом 1974 года на Ту-114 совершалось девять ежедневных рейсов в Хабаровск, прямых и стыковочных с пересадкой в Хабаровске во Владивосток, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский, один ежедневный рейс в Новосибирск и один ежедневный рейс в Ташкент. 1974 год - последний год массовой пассажирской эксплуатации Ту-114, в 1975 году на нем выполнялось всего шесть, а в 1976 году три рейса с пассажирами в день.

Читаем правильно - "с пересадкой в Хабаровске во Владивосток, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский", как я понимаю, означает что от Хабаровска пассажиры следовали в регионы другими самолетами.

2 декабря 1976 года рейсом 31-32 Домодедово-Хабаровск-Домодедово на машине 76485 была поставлена точка в пассажирской эксплуатации Ту-114.

Библиография

1. Вульфов А. "Змей Горыныч", Авиация и Космонавтика № 9 1999 г.
2. Гордон Е.И, Ригмант В.Г., "Флагман", Авиация и Время №№ 3, 5, 1999 г.

Эти журналы есть у кого-нибудь? Там про ДМД и СССР больше ничего нет?
 
Последнее редактирование:
Итак, промежуточное резюме

Ту-114 летал из Домодедово на постоянной основе в Хабаровск, Ташкент, Алма-Ату и Новосибирск.

Эпизодические рейсы - Анадырь, Сухуми (интересно, почему именно Абхазия, а не Сочи, к примеру...), посадки на запасной - Владивосток.

Где еще могли быть штатные запасные? Для Новосибирска, Ташкента, Алма-Аты? Домодедово? :)

Пока покрыты мраком упомянутые летчиком Якутск и Елизово. Были ли там посадки Ту-114?
 
Реклама
Совершенно точно могу сказать, что в Якутск Ту-114 никогда не летал. Были регулярные рейсы из того же ДМД на Ил-18 с посадками в Свердловске (как вариант - изредка в Челябинске) и Красноярске. Машины были красноярские.
 
avro сказал(а):
1. Вульфов А. "Змей Горыныч", Авиация и Космонавтика № 9 1999 г.
2. Гордон Е.И, Ригмант В.Г., "Флагман", Авиация и Время №№ 3, 5, 1999 г.

Эти журналы есть у кого-нибудь? Там про ДМД и СССР больше ничего нет?
Можешь их скачать тут.
 
avro сказал(а):
Постепенно стали вводить Магадан круглый год (???), потом Елизово открылся, потом Владивосток тоже на 114, потом Анадырь, Якутск все на 114. Т.о. ХБР разгрузили.

Елизово и Магадан ходили стыковочные борты меньшего тоннажа Ил-18, полоса в Елизово была короткая поэтому никогда они там не были полосу удлиннили под Ил-62 уже уже ближе к восьмидесятым, тогда смогли принимать и Ту-142 но Ту-114 к тому времени уже были порезанны увы. По Анадырю вроде было несколько рейсов горорят что по причине которкой полосы их похереили очень быстро. В Магадане полоса тоже была достаточно короткой для их эксплуатации в то время.

Слышал восторженные отзывы экипажей ходивших на Японию по сравнению с Ил-62M была небо и земля так как с ВПР можно было уйти на запасной чуть ли не в Новосибирск.

А то что порезали их то вроде бы разговор был о том что усталостные трещины панелей центроплана заставили остановить эксплуатацию.
 
В общем, история Ту-114 в ДМД не пахана.
 
Последнее редактирование:
avro сказал(а):
В общем, история Ту-114 в ДМД не пахана.

А по-моему, всё предельно ясно. ;)
Глеб, ты ж старый историк, ёшкин кот :) , неужели сам без посторонней помощи не можешь сказать, почему Ту-114 планировали в Сухуми а не в Сочи, и почему в Якутск и Елизово 114 ну никак не мог садиться, а?
Да и остальные вопросы уж освещались, нажми поиск=> Ту-114=>Вперед. :D
 
Я по поиску не нашел ничего. Может сбой был на сайте.

Сухуми не знаю, Якутск догадываюсь.

Данных по эксплуатации в ДМД, кроме приведенных, нигде не видел. Про сильный шум не считается :)

Остается конкретный вопрос - о первом рейсе Ту-114 из ДМД.
 
avro сказал(а):
Я по поиску не нашел ничего. Может сбой был на сайте.

Хотя бы вот:
http://aviaforum.ru/threads/16400


avro сказал(а):
Остается конкретный вопрос - о первом рейсе Ту-114 из ДМД.

Каком именно? Первые рейсы бывают разные: первый прилет, первый технический рейс, первый рейс по расписанию.
 
Реклама
Назад