Из истории авиации Казахстана

Теперь несколько фото из аэропорта.
IMG_3303.JPG
Интересный, но, увы,очень дальний угол перрона (снимал через стекло и на максимальном зуме):
IMG_3308.JPG

IMG_3313.JPG

То же самое, но уже из окна автобуса:
IMG_3315.JPG
IMG_3314.JPG
 
Реклама
Baursak,
И сразу попутный вопрос: в Чимкенте во время ВОВ было летное училище или на надпись на памятнике имеет ввиду более расширенное понятие?
На аэродроме с 1940-го года базировалась учебная эскадрилья, созданная в 1940 году в составе 15 самолетов ПО-2. Эта эскадрилья готовила кадры летчиков ВВС.
Осенью 1941 года в Чимкент была эвакуирована Чугуевская военная авиационная школа из украинского города Чугуево, что под Харьковым.
 
Осенью 1941 года в Чимкент была эвакуирована Чугуевская военная авиационная школа из украинского города Чугуево, что под Харьковым.
Сергей, ты не ошибся?
В документе, который выше поместил Ян Валерьевич, перебазирование обозначено 1944 годом.
 
Дмитрий Борисович, в 1944 году школа перебазировалась обратно из Чимкента в Чугуев.

Не меня ты обидел ! Ты мою любовь к авиации обидел !! :) :) :) :)
а/у
Вот это облом!
Признаю, каюсь, беру свои слова обратно, больше не буду :)
 
Спасибо!
Никогда в Чимкенте не был, посмотрел с интересом.
Там еще один авиапамятник есть - небольшой самолет на постаменте перед каким-то зданием. Снять его, пусть даже через стекло автобуса, не удалось - слишком быстро мы проскочили его. Он, если не такой, как тот, что на фото левее самолета "Bek Аir", то очень похож. Кстати, не подскажете тип самолета?
Немного офф... мы были в нем всего часа три-четыре часов проездом в Туркестан, да на обратном пути пару часов перед вылетом. Что запомнилось - чистые улицы, много цветов (особенно роз, тех которые пахнут розами, а не травой), мало народа на улицах днем (слишком жарко, наверное), огромный мемориал ВОВ в центральном парке. Если кто-то интересуется нынешним состоянием Детской Железной Дороги, то могу прислать фото ее остатков.
 
Реклама
В годы ВОВ Чимкент была эвакуирована Чугуевская военная авиационная школа, в которой подготовлена и отправлена на фронт не одна сотня молодых пилотов, инструктором которых был (в том числе) Иван Кожедуб.
 
Последнее редактирование:
Немного взбодрю тему:
IMG_3528.JPG

IMG_3538.JPG
IMG_3533.JPG

Бюст нашего земляка-героя установлен у "Трех наркоматов" (где-то в книгах я встречал это название) по пр.Аблай хана (Коммунистический)/ул.Гоголя.
 
Последнее редактирование:
Не совсем понял фразу из заключения «самолет в ходе полета столкнулся с неопознанным летательным аппаратом, с ограниченной контактирующей поверхностью, которое привело к разгермитизации кабины пилотов, и привело к ударной волне в зоне ее избыточного давления».

Ан-28 герметизируется разве?

Отчёт о причинах катастрофы Ан-28 UP-A2807 03.10.2017 г. под Алматы
кратко:

подробно:
 
Обратите внимание на черный квадрат справа от входа (если смотреть прямо на снимок) - он там один, не ошибетесь. Это, на самом деле, памятная табличка (более точного названия не придумал), которая в укрупненном виде вот здесь:
Посмотреть вложение 770782
Перевод написанного на ней: "Республика Казахстан. Аэровокзал международных авиалиний. 1955г. Памятник охраняется государством."
Даты не совпадают с архивной записью На табличке 1955 год, а в архиве 1947 год.
Наверное разные моменты приняты, постройки и ввода в действие. А может ещё что.
Спасибо за фото!

Табличка не врёт! Из газеты "Под знаменем Ленина" №11/1956 г.:
4235435345.jpg
 
Все Ил-28 передавались в МГА из ВВС. Использовались в разных ипостасях: как учебные для переучивания с поршневых на реактивные самолеты, как почтовые и метеорологические.

По состоянию на 1962 год в КазУГВФ было три Ил-28, один в Алма-Атинском, 227 ло и два в Актюбинском, 153 ло. Все использовались в качестве метеорологических.

Нет, Ан-10 в Алма-Ату не поступали, хотя расписания уже были напечатаны. Ан-10 планировалось использовать на рейсах: 91/92 Алма-Ата - Москва, 101/102 Алма-Ата - Усть-Каменогорск - Омск - Москва и 789/790 Алма-Ата - Новосибирск. Но не срослось.

Рейсовые Ан-10 до Алма-Аты не долетали. Может быть ведомственные или военные.
По всей видимости АН-10А базировались в Семипалатинске. Мы на нём прилетели из Сем-ска в 62-м в Алма-Ату.
 
Есть вопросы по базированию ЛА в Бурундае, сможет ли кто пояснить?
Вся информация из интернета, поэтому возможны неточности. Заодно если кто поправит, буду благодарен.

1. В сентябре 1954 г. в Алма-Ате сформирован 191 АО Казахского ТУ ГВФ. В его состав включили По-2, Ан-2, Ли-2 и Ил-12.
Базирование отряда и всех самолётов было в аэропорту Алма-Ата.
В 1955 году, 1 июля, самолёты и вертолёты 191 АО, а именно - По-2, Як-12, Ми-1 и Ми-4 переведены на аэродром Бурундай.
Остальные самолёты 191 АО, а именно Ли-2, Ил-12, Ил-14 и Ан-2 остались в аэропорту Алма-Ата.
А где было командование 191 АО? В Алма-Ате или Бурундае?
И насколько сложно управлять отрядом, если он расположен на разных аэродромах?

2. В 1957 году, в марте, все самолёты Ан-2 191 АО тоже переведены для базирования в Бурундай.
А в 1958 году, 30 ноября, 191 АО передан в Бурундайское АП Казахского ТУ ГВФ.
И при этом из него были забраны Ан-2 и Як-12, которые перешли в созданный в Алма-Ате 242 АО.
Таким образом, 191 АО потерял самостоятельность?
И куда делись Ли-2, Ил-12 и Ил-14?

3. В 1963 году, в мае-декабре, созданы Алма-Атинский ОАО и Бурундайский ОАО ТУ ГВФ.
А уже в январе 1964 года образованы два новых объединённых авиаотряда - 1-й ОАО и 2-й ОАО Казахского ТУ ГВФ с базированием а/п Алма-Ата и а/п Бурундай.
В состав 2-го ОАО, Бурундайского, вошли:
аэропорт Бурундай;
191 ЛО, вертолётный, с вертолётами Ми-1 и Ми-4;
242 ЛО, самолётный, с самолётами Ан-2, Як-12, Ли-2 и Ил-14.
Где базировались эти самолёты и вертолёты?
Были ли перебазированы Ли-2 и Ил-14 в Бурундай?

Немного пояснения по этим вопросам.
Летал пассажиром из старого аэропорта Талды-Кургана в Алма-Ату и обратно в 1965-1975 годах. Самолёты Ан-2, Ли-2 и Ил-14, в том числе с тремя блистерами на кабине.
При этом всегда прилёты и вылеты были в основной аэропорт Алма-Аты. Ни разу в Бурундай и из него самолёты не летали.
Если они входили в бурундайские отряды, то как они попадали в а/п Алма-Аты?
Напрашивается ответ, что либо они перелетали из Бурундая в Алма-Ату для приёма-высадки пассажиров и затем возвращались в Бурундай, либо базировались в Алма-Ате. Первое нерационально, а второе неоптимально - командование в одном аэропорту, а самолёты - в другом.
Также между Талды-Курганом и Алма-Атой интенсивно летали самолёты Як-12, Ае-45S и Л-200 "Морава". Возможно вот они и прилетали в БурундайУ
 
Есть вопросы по базированию ЛА в Бурундае, сможет ли кто пояснить?
Вся информация из интернета, поэтому возможны неточности. Заодно если кто поправит, буду благодарен.

1. В сентябре 1954 г. в Алма-Ате сформирован 191 АО Казахского ТУ ГВФ. В его состав включили По-2, Ан-2, Ли-2 и Ил-12.
Базирование отряда и всех самолётов было в аэропорту Алма-Ата.
В 1955 году, 1 июля, самолёты и вертолёты 191 АО, а именно - По-2, Як-12, Ми-1 и Ми-4 переведены на аэродром Бурундай.
Остальные самолёты 191 АО, а именно Ли-2, Ил-12, Ил-14 и Ан-2 остались в аэропорту Алма-Ата.
А где было командование 191 АО? В Алма-Ате или Бурундае?
И насколько сложно управлять отрядом, если он расположен на разных аэродромах?

2. В 1957 году, в марте, все самолёты Ан-2 191 АО тоже переведены для базирования в Бурундай.
А в 1958 году, 30 ноября, 191 АО передан в Бурундайское АП Казахского ТУ ГВФ.
И при этом из него были забраны Ан-2 и Як-12, которые перешли в созданный в Алма-Ате 242 АО.
Таким образом, 191 АО потерял самостоятельность?
И куда делись Ли-2, Ил-12 и Ил-14?

3. В 1963 году, в мае-декабре, созданы Алма-Атинский ОАО и Бурундайский ОАО ТУ ГВФ.
А уже в январе 1964 года образованы два новых объединённых авиаотряда - 1-й ОАО и 2-й ОАО Казахского ТУ ГВФ с базированием а/п Алма-Ата и а/п Бурундай.
В состав 2-го ОАО, Бурундайского, вошли:
аэропорт Бурундай;
191 ЛО, вертолётный, с вертолётами Ми-1 и Ми-4;
242 ЛО, самолётный, с самолётами Ан-2, Як-12, Ли-2 и Ил-14.
Где базировались эти самолёты и вертолёты?
Были ли перебазированы Ли-2 и Ил-14 в Бурундай?

Немного пояснения по этим вопросам.
Летал пассажиром из старого аэропорта Талды-Кургана в Алма-Ату и обратно в 1965-1975 годах. Самолёты Ан-2, Ли-2 и Ил-14, в том числе с тремя блистерами на кабине.
При этом всегда прилёты и вылеты были в основной аэропорт Алма-Аты. Ни разу в Бурундай и из него самолёты не летали.
Если они входили в бурундайские отряды, то как они попадали в а/п Алма-Аты?
Напрашивается ответ, что либо они перелетали из Бурундая в Алма-Ату для приёма-высадки пассажиров и затем возвращались в Бурундай, либо базировались в Алма-Ате. Первое нерационально, а второе неоптимально - командование в одном аэропорту, а самолёты - в другом.
Также между Талды-Курганом и Алма-Атой интенсивно летали самолёты Як-12, Ае-45S и Л-200 "Морава". Возможно вот они и прилетали в Бурундай.

У меня есть книга Байзуллы Акижановича Акижанова бывшего военного летчика во время ВОВ, работавшего в том числе и в Бурундайском ОАО, "Дела и люди Бурундая". В ней есть немного информации об истории создания аэродрома Бурундай.
(С) Сначала, решением правительства, Комитет по делам геологии СНК СССР 31 декабря 45 года принял постановление "Об организации при геологических управлениях республик, аэроэкспедиций". Этим же постановлением была создана 9-я аэроэкспедиция при Казахском геологическом управлении, положившая начало основания Бурундайского объединенного авиаотряда.
Правда, он не затронул в книге появление "соседей по полосе" - пограничников. Когда они появились на другой стороне ВПП не знаю. Но командир ВЧ вел себя как хозяин аэродрома.

"Морава", насколько знаю, летала из "Центрального порта". Пилотом была женщина, мама нашего бортрадиста.
 
Реклама
(С) Сначала, решением правительства, Комитет по делам геологии СНК СССР 31 декабря 45 года принял постановление "Об организации при геологических управлениях республик, аэроэкспедиций". Этим же постановлением была создана 9-я аэроэкспедиция при Казахском геологическом управлении, положившая начало основания Бурундайского объединенного авиаотряда.
Правда, он не затронул в книге появление "соседей по полосе" - пограничников. Когда они появились на другой стороне ВПП не знаю. Но командир ВЧ вел себя как хозяин аэродрома.
Да, 1945 год упоминается на многих сайтах. Наверное, так оно и есть.
А пограничники скорее всего были перебазированы в Бурундай с вводом его в строй. Возможно поэтому и чувствовали себя там хозяевами.

"Морава", насколько знаю, летала из "Центрального порта". Пилотом была женщина, мама нашего бортрадиста.
Интересно. Ещё бы фамилию, имя, отчество героини. Надо знать таких людей!
 
Назад