Я в свое время делал расчет центровки того злополучного рейса, "отталкиваясь" от расположения и массы имеющейся на борту загрузки.
Методика расчета была проверена на цифрах МАКа и обсуждалась на этой ветке - ошибки в расчетах никто не нашел.
Опираясь на "аэропортовские" цифры по взл. весу и центровке (кто в теме - понимает, о чем речь), мною была получена тогда фактическая центровка 20.5 % (примерно - точно не помню, искать неохота).
Моими оппонентами был выдвинут аргумент - ошибка (описка) либо в РД МАКа, либо в той "бумаге", откуда МАК взял цифры по центровке и взлетному весу...
Но я не об этом...
Исходя из рассчитанных мной тогда центровки и данным по эффективности РВ (по Бехтиру - 1 градус стабилизатора равен примерно 3 градусам РВ) получалось, что РВ на 10 гр был, хотя и немного, но все-же недостаточен для подъема стойки.
Vik63 утверждает, что на самом деле 1 гр сабилизатора равен 1.7 гр РВ.
И так, вроде бы, и есть, если исходить хотя бы из формулы коэффициента эффективности руля высоты
Но не дает покоя предположение, что у Бехтира могут быть ошибки такого рода, да чуть ли не на каждой странице.
Может быть - все-таки что-то не понимаем?
Вот попалось на глаза -
правда, это про Ту-154.
Как видите, сказано прямо -
"Эффективность стабилизатора выражается в том, на сколько градусов отклоняется РВ, в результате чего создается такой же кабрирующий момент, какой создает стабилизатор при откло­нении его на 1o. Эффективность стабилизатора самолета Ту-154Б составляет 3—3,5°, диапазон углов отклонения 0—5,5° по УПС."
А если по приведенной выше формуле, то коэфф. эффективности руля Ту-154 получается 0.43 - почти как у Як-42 (0.46).
Так где же истина?
-------------
Кстати - Програмер, Вам должно быть интересно -