По поводу преселекта частот.
Строго говоря, в СОПах авиакомпаний я такого ТРЕБОВАНИЯ не видел (хотя может где-то и есть), что автоматически переводит преселект частот из категории «процедур» в категорию «мастырок», «текниксов» и т.д. (единственное исключение: первая частота после взлета - её мы предустанавливаем всегда).
Поэтому требовать от напарника, который ведет связь, выполнять преселект, я не имею никакого права - не делает, значит, не делает. Тут ведь и от опыта зависит, от умения мониторить ситуацию в эфире. Да, на маршруте Москва-Питер я могу преселектировать вообще все частоты
. Но в целом нужда в этом, наверное, только для частоты Вышки - я согласен с тем, что эта смена частоты приходится на загруженный этап полета. Особенно на визуальных заходах «весело» - тут шасси надо выпускать, кучу других действий по СОПам, а Круг начинает переводить на Вышку.
Будучи вторым пилотам, я вроде иногда делал преселект (блин, как давно это было
), но особо никогда не загонялся. Вот после того, как начал слева летать и столкнулся с ситуациями, когда напарник ошибается с частотой и впадает в ступор, а ты уже летишь «на руках», надо срочно довыпускаться, «1000» подходит… Вот тут идея преселектов начинает играть красками
. Поэтому Stranger и «топит» за преселект - он же вроде инструкторит. Тут я могу, будучи PF, преселектировать частоту Вышки, на RMP1 - на случай, если второй пилот ошибется с частотой (он использует RMP2).
Сейчас, если я веду связь, то делаю преселекты почти всегда, и не только для Вышки. Но, как уже говорил, заставлять напарника не буду - это текникс, а не процедура.
Кроме того, правильно прозвучал запрет преселекта частоты руления - при уходе на второй круг почти всегда будет обратный переход с Вышки на Круг. И достаточно высокая загрузка экипажа процедурами.