Flightradar24 vs МО РФ. Ч.1
Я не смог найти подобного сравнения, поэтому сделал его самостоятельно. Но у меня, как человека исключительно далекого от авиации, появились вопросы. Возможно, кто-либо на них ответит.
Фактически, нам от Flightradar24 нужны только последние четыре точки (с 17:18 до 17:21), так как только они перекрываются с данными Ростовского центра организации воздушного движения, которые были представлены МО РФ. Присвоим этим точкам метки FR-17:18, FR-17:19, FR-17:20, FR-17:21
N48.0403 E38.7728 17:21:18 33000 ft 490 kt метка на карте FR-17:21
N48.1129 E38.5674 17:20:18 33000 ft 490 kt метка на карте FR-17:20
N48.1767 E38.3866 17:19:16 33000 ft 492 kt метка на карте FR-17:19
N48.2422 E38.2008 17:18:15 33000 ft 489 kt метка на карте FR-17:18
Данные Ростовского центра ОВД представлены в формате дальность/ азимут (в основном от точки TAMAK, имеющей координаты 47°51'24.00"N 39°13'6.00"). Для авиалайнеров, за которыми ведется наблюдения, рядом с отметкой помещается формуляр (выделен рамкой синего цвета), в котором можно видеть код рейса (MAC17), эшелон (330 = FL330 = 33 000 ft = 10050 m), тип самолета (Б772 = Boeing 777-200 ) и скорость (909 = 909 км/ч; по-видимому это путевая скорость). Кроме того, время от времени, оператор выводит на экран второй формуляр (выделен рамкой зеленого цвета), который содержит азимут (А, в градусах от Cевера по часовой стрелке) и расстояние (Р, в километрах) от TAMAK до текущего положения самолета.
Наблюдая за информацией на экране и записывая данные, мы видим следующее поведение рейса MAC17 (MH17).
Первую отметку, для которой можно прочитать азимут и удаление, назовем MoD-0. Далее будем записывать отметки в следующем формате: MAC17 FL330 Б772 909 ; А: 300 Р: 77.58 (MoD-0).
Сначала все идет нормально. Авиалайнер сохраняет постоянный курс (300), высоту (FL330) и скорость (скорость в нескольких точках меняется в диапазоне 907-913 км/ч).
MAC17 FL330 Б772 909 ; А: 300 Р: 75.85
MAC17 FL330 Б772 909 ; А: 300 Р: 67.88
MAC17 FL330 Б772 909 ; А: 300 Р: 67.12
MAC17 FL330 Б772 909 ; А: 300 Р: 62.19
MAC17 FL330 Б772 909 ; А: 300 Р: 58.17
MAC17 FL330 Б772 913 ; А: 300 Р: 56.73 (MoD-1)
Примерно в 17:20 авиалайнер начинает резко терять скорость, рывками менять курс, но сохраняет при этом высоту (эшелон FL330).
MAC17 FL330 Б772 913 ; А: 300 Р: 55.44 (MoD-2)
MAC17 FL330 Б772 906 ; А: 300 Р: 53.26
MAC17 FL330 Б772 898 ; А: 301 Р: 51.44 (MoD-3)
MAC17 FL330 Б772 593 ; А: 304 Р: 51.98 (MoD -4)
MAC17 FL330 Б772 443 ; А: 301 Р: 52.71 (MoD-5) -- это последняя отметка, когда в формуляре отметки еще выводится высота, далее можно увидеть только XXXX.
В это время появляется вторая отметка. Скорость падает до 360 км/ч. Высота, если этим данным еще можно верить, сохраняется (100 50 м). Так как новая отметка не имеет формуляра, то ее скорость и высота остаются неизвестными. Если предположить, что новая отметка является фрагментом авиалайнера, то ее высотой можно считать тоже 10 км.
Следующая отметка является последней отметкой авиалайнера (скорость уменьшилась до 322 км/ч), для которой оператор получил азимут и удаление. Далее он занимается только новым неизвестным объектом.
MAC17 FL XXXX Б772 322; А: 304 Р: 54.31 (Mod-7)
Оператор пытается измерить расстояние между старой и новой отметкой, в это время продолжает выводиться информация о скорости самолета: 319, 282, 263, 248, 239, 226, 220, 211, 204, 202 км/ч. Высота при этом остается неизвестной.
В это время оператор пытается измерить расстояние между непознанной отметкой и авиалайнером. Насколько можно понять, это расстояние изменяется от нескольких сотен метров до примерно 4 км. Скорость и высота нового объекта остаются неизвестными. Но можно предположить, что скорость нового объекта очень мала (как минимум, мала горизонтальная скорость). Кажется, что новый объект пытается двигаться прежним курсом или почти висит в одной точке, а отметка авиалайнера медленно удаляется от него, двигаясь почти перпендикулярно первоначальному курсу. В любом случае, скорости объектов, соответствующие старой и новой отметке не более 200 км/ч.
Когда скорость упала до 202 км/ч., отметка самолета пропадает и остается только новая отметка, соответствующая неизвестному объекту. Оператор измеряет для нее азимут и удаление от TAMAK (A: 303 Р: 54.20, метка Ghost).
Далее некоторое время демонстрируют новую отметку (Ghost), рядом с которой пролетают два авиалайнера:
AI113, Air India, Boeing 787, Delhi->Birmingham
SQ351, Singapore Airlines, Boeing 787, Copenhagen -> Singapore
Скорость и высота отметки Ghost остается неясной. Можно только предположить, что эта высота >=5000 м (объявленное центром ОВД ограничение), а скорость достаточно невелика, если сравнивать ее со скорость проходящих рядом авиалайнеров (895 и 848 км/ч). Визуально неопознанная отметка имеет горизонтальную скорость не более 100-150 км/ч.
Теперь поместим все вышеперечисленные метки на карту. Красная траектория построена по данным Flightradar24, cиняя траектория по данным МО РФ.
Видно, что до метки 17:20 (FR-17:20) обе траектории практически совпадают (расстояние между MoD-1 и FR-17:20 равно 650 м), различие может быть связано, например, с округлением азимута до целого значения в данных МО РФ. Высота и скорость совпадают полностью (10050 м и 907 км/ч (490 kt) для FR-17:20; 10050 м и 913 км/ч для MoD-1)
Но дальше поведение авиалайнера по версии МО РФ и Fligtradar24 начинают вести себя принципиально различно.
По версии Fligtradar24, авиалайнер продолжает лететь на прежней высоте и скорости (33000 ft, 490 kt) до точки FR-17:21, расположенной над Снежное, где самолет внезапно пропадает в 17:21:18.
По версии МО РФ, гибель авиалайнера произошла, по-видимому, где-то в окрестности меток MoD-1-2-3 (расстояние между MoD-1 и MoD-2 около 5 км, т.е. 20 с на скорости 900 км/ч). Разрушение самолета начинается между 17:20 и 17:21 и происходит очень быстро. Траектория становится хаотической, сначала резко падает скорость, потом высота. Скорее всего, самолет распадается на несколько крупных фрагментов, один из которых и становиться неопознанным объектом. С момента начала разрушения самолета MoD-2-3 до момента исчезновения основной отметки MoD-7 проходит, как мне кажется, не более двух минут.