Катастрофа Боинг 737 Ethiopian Airlines Аддис-Абеба 10.03.2019 - обсуждение

A

Ariec 71

Ariec 71
Поясните кстати пож.
Как снять прявившиеся дополнительные усилия к штурвалу (модуль EFS – elevator feel shift). Так и не понял из статьи 737MAX, MCAS и рекомендации Боинга. Все ли идеально?.
Или понял неправильно:(Действия заключаются в отключении электромотора привода стабилизатора – переключением выключателей STAB TRIM CUTOUT* в положение CUTOUT – "отключено")
Получается, чтобы отключить модуль ефээс, достаточно выключить стаб трим?
 
Реклама
S

Serega10

Новичок
Там не также. Denokan в теме про Lion Air приводил схему. Два тумблера с одинаковым функционалом - основной и резервный. Что кстати удивительно, было бы логично все автоматические вещи одним тумблером выключать, а полностью электрическое управление другим.
а можно ссылочку для ленивых, пожалуйста:girl:
 
A

a.avia

Местный
Почитайте мои размышления на эту тему, если есть время:

737MAX, MCAS и рекомендации Боинга. Все ли идеально?
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете, во избежание АП и дальше крутить колеса вручную?
 
severmsk

severmsk

Любитель
...и дальше крутить колеса вручную?
Для перемещения стабилизатора на 1 юнит по шкале (1 градус перекладки) требуется примерно 15 оборотов колеса ручного управления. Дохлая затея - пытаться им убрать запредельное отклонение стабилизатора, да ещё и на огромной скорости. Это может быть попросту невозможным физически, о чем написано в FCTM.
То есть, в некоторых "упущенных" случаях выполнить эту процедуру физически невозможно?
 
В

Валерий72

Новичок
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете,
Тогда можно словить запредельный уа, о чем боинг открытым текстом пишет...впрочем сейчас индикацию рассогласования датчиков уа хотят ввести обязательной опцией на Максе, уже полегче будет...
 
stranger267

stranger267

Старожил
И еще один вопрос пилотам - он уже выше был, но ответа не было (или я просмотрел - тогда извиняюсь).
Какова вероятность, что колесо станут крутить не в ту сторону? Там же очень медленно стаб перекладывается, сразу и не заметишь, что не в ту сторону крутишь...
Нулевая. Наверняка как и везде - колесико крутим _на себя_ - нос поднимаем. Я как-то не встречал противоположного (кроме противоположной ИНДИКАЦИИ на муни, но во первых чисто индикации а во вторых Муню какие то мазохисты от эргономики проектировали, похоже).
 
stranger267

stranger267

Старожил
Зависит от воздушных нагрузок на поверхность стабилизатора. Которые в свою очередь логично зависят от скорости полета и начального положения стабилизатора. Вот, что пишет Библия:

FCTM
Excessive airloads on the stabilizer may require effort by both pilots to correct the
mis-trim. In extreme cases it may be necessary to aerodynamically relieve the
airloads to allow manual trimming. Accelerate or decelerate towards the in-trim
speed while attempting to trim manually.
Это понятно, но я посчитал крайний вариант, при котором центр приложения аэродинамических сил к стабилизатору совпадает с осью вращения (а это значит что силы не будут мешать его поворачивать), и получилось, что даже тогда силы которые создает чисто руль высоты (а тогда он балансирует момент создаваемый передней центровкой) - под пару тонн на плече под метр. Что и дало пресловутые _2 тонны на 5 сантиметров_. Если же стабилизатор не совсем сбалансирован по моменту, то тогда силы будут еще и от скорости зависеть. А _разгрузить_ совет конечно хороший, только это ведь означает _начать опускать нос_ а он небось и так уже в пикировании.

Тогда можно словить запредельный уа
Ну словят, и что? Самолет притормозит и начнет опускать нос, сам, все что нужно это шарик держать. Это не настолько страшно, насколько попадание в невыводимое пикирование.
 
stranger267

stranger267

Старожил
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете, во избежание АП и дальше крутить колеса вручную?
Придется звать самого сильного стюарда, чтобы он колесико крутил. :) :)
 
A

a.avia

Местный
Придется звать самого сильного стюарда, чтобы он колесико крутил.
Смешного, конечно, в этом мало, но по сути именно так - нужно уволить того самого "третьего пилота в кабине", которого по блату туда посадил "Боинг" и нанять более лояльного и безопасного, который не будет саботировать и исподтишка строить козни.
 
Последнее редактирование:
В

Валерий72

Новичок
Ну словят, и что? Самолет притормозит и начнет опускать нос, сам, все что нужно это шарик держать. Это не настолько страшно, насколько попадание в невыводимое пикирование.
Ну не зря же боинг мкас поставил против подхвата, может будет чего опасаться.
 
Реклама
denokan

denokan

Старожил
Другими словами, лучшая рекомендация - это отключение мотора стабилизатора ввести как штатную процедуру на взлете, во избежание АП и дальше крутить колеса вручную?
C точки рассуждения мужей в Росавиации, возможно, что да. А еще лучше - не взлетать.
 
denokan

denokan

Старожил
Поясните кстати пож.
Как снять прявившиеся дополнительные усилия к штурвалу (модуль EFS – elevator feel shift). Так и не понял из статьи 737MAX, MCAS и рекомендации Боинга. Все ли идеально?.
Или понял неправильно:(Действия заключаются в отключении электромотора привода стабилизатора – переключением выключателей STAB TRIM CUTOUT* в положение CUTOUT – "отключено")
Получается, чтобы отключить модуль ефээс, достаточно выключить стаб трим?
Триммированием самолета с помощью стабилизатора. Да и не такие уж там силы страшные, чтобы не выровнять самолет при посадке.
 
A

a.avia

Местный
C точки рассуждения мужей в Росавиации, возможно, что да. А еще лучше - не взлетать.
Ну, взлетать то все равно некоторым придется, хотя бы для технического перелета при возвращении на базу или к месту ремонта и модернизации и тогда лучше лететь со стабилизатором, управляемым с помощью вращения колес вручную, так будет безопаснее?
 
denokan

denokan

Старожил
Ну, взлетать то все равно некоторым придется, хотя бы для технического перелета при возвращении на базу или к месту ремонта и модернизации и тогда лучше лететь со стабилизатором, управляемым с помощью вращения колес вручную, так будет безопаснее?
Нет. Вы неправы. Надо все самолеты запретить, и тогда будет 100% безопасность.
 
P

ProOFF

Новичок
Если сделать по схеме велотренажера, то и скорость перекладки вырастет и усилие упадет:)
Тогда уже у паксов по салону. И предупреждение - не будете крутить по командам - полный рот земли.
Я немного занимаюсь по своей работе системами авторегулирования. Читаю последние 10 страниц - крипенько...
#автоудаление
 
Siledka

Siledka

Старожил
Тогда уже у паксов по салону. И предупреждение - не будете крутить по командам - полный рот земли.
Я немного занимаюсь по своей работе системами авторегулирования. Читаю последние 10 страниц - крипенько...
#автоудаление
У меня, как у чайника, вообще прочитанное вызывает лёгкий ступор. Я вспоминаю сколько копий было сломано и какие субстанции метались в конструкторов ан-148, у которых пилоты самолёт разложили, не включив подогрев ппд. Потом читаю как те же эфиопы разложили свой ng, неправильно выставив триммер - и мне начинает казаться, что технологии на ослике вообще по сравнению с боингом космические. Потому что ругая индикацию антонова (наверно справедливо), я вижу, что самолёт совершенно другого класса, который должен быть гораздо более продвинут, выдаёт индикацию ровно так же сбивающую пилотов (безусловно при этом правильную). И честно недоумеваю и хочу где-то увидеть дискуссию пилотов А320 и 737 - почему с арбузом то таких проблем нет? И эксплуатируется теми же руками, и летает по тем же законам физики, но не сыплется же с такой частотой! Там система что, выдаёт таки правильную индикацию проблем? На память приходит по тем же канонам разложенный армянский борт в Сочи, но честно (может от незнания матчасти) больше ничего. Значит ли это, что одни получают более вменяемую индикацию и решают проблему, а вторые с вытаращенными глазами тянут штурвал, просто парируя беспрестанно появляющиеся сообщения системы о критическом значении скорости, угла атаки и крена? Понимаю, что наверно глупый вопрос для профессионалов, но хочется его задать очень
 
Реклама
G

Ge

Местный
И честно недоумеваю и хочу где-то увидеть дискуссию пилотов А320 и 737 - почему с арбузом то таких проблем нет? И эксплуатируется теми же руками, и летает по тем же законам физики, но не сыплется же с такой частотой!
В публичном пространстве такая дискуссия действующих пилотов не возможна по причинам:
1. Производители самолетов против
2. Профессиональная этика пилотов не поощряет таких дискуссий
3. Пассажиры должны меньше знать тех.тонкости и спокойно летать