Катастрофа Fokker 100 авиакомпании Bek Air рейс Алматы — Нур-Султан. 27.12.2019. Обсуждение

Действительно, не только
В Македонском случае роль играли и мокрый снег и точка росы ниже нуля.
Но замерзала на крыле таки вода от снега, а не атмосферный конденсат.
Одного голого факта что разница между температурой и точкой росы 1 градус недостаточно для льда. Но принять тяжелое решение об обливе следовало бы.
Для льда достаточно наличия влаги + того, что температура воздуха была отрицательной. А дефицит точки росы всего в 1 градус говорит о практически 100% влажности.
 
Реклама
Я бы может и согласился бы, если бы это была локальная низина заполненная холодом, однако не низина. Если бы это был сильный и сухой мороз, однако этор не сильный и сырой... И нас совершенно не интересует что там выше 100м происходит. А вот происходящее на высотах до 10-20м - это каждый вечер можно наблюдать конденсат на кровле дома и сухо у земли.

1. Инверсии в малооблачную ночь над сушей бывают всегда и везде (а не только в низинах), даже на абсолютно ровной равнине.
Особенно сильны они зимой при наличии снежного покрова.
2. Наиболее сильный скачок (рост) Т происходит как раз в нижнем 10-20-метровом слое.
Т на метеостанциях измеряется на высоте 2 м над землёй. Так вот в ясные ночи при слабом ветре на уровне 5-6 этажа Т выше чем на метеостанции на 2-3 градуса, а иногда и на 5-6.
3. "Конденсат", а точнее иней или роса, наблюдается в ясную ночь на всех горизонтальных поверхностях, хорошо излучающих тепло вверх. Это крыши гаражей, домов (любой этажности) и крыши автомобилей (стоящих, разумеется, на земле, а не вовсе на кровле дома).
 
METAR UAAA 270130Z 10002MPS 1000 R05L/P2000 R05R/P2000U BR
FU NSC M12/M13 Q1014 R88/91//50 NOSIG=

Погода в момент катастрофы: слабый восточный ветер 2 м/с, видимость на ВПП 2000 м, дымка, дым, малооблачно, Т -12, точка росы -13.
Коэф-т сцепления 0.50.

Радиозонд Алматы за 00 UTC 27.12.2019 г.


Высота над уровнем моря во второй колонке.

Твоздуха в третьей колонке. В четвёртой колонке точка росы.

-----------------------------------------------------------------------------
PRES HGHT TEMP DWPT RELH MIXR DRCT SKNT THTA THTE THTV
hPa m C C % g/kg deg knot K K K
-----------------------------------------------------------------------------

940.0 663 -12.3 -14.4 84 1.34 190 2 265.5 269.3 265.7
927.0 768 -10.5 -12.9 83 1.54 160 7 268.4 272.8 268.6
925.0 784 -9.5 -12.2 81 1.63 155 8 269.6 274.2 269.9
908.0 929 -2.3 -7.3 69 2.44 100 16 278.4 285.5 278.8
881.0 1172 5.0 -3.0 56 3.49 91 13 288.4 298.7 289.0
878.0 1200 5.6 -3.4 52 3.40 90 13 289.3 299.4 289.9
852.0 1446 7.0 -17.0 16 1.19 81 10 293.3 297.1 293.5
850.0 1465 6.8 -17.2 16 1.17 80 10 293.3 297.0 293.5
 
Для льда достаточно наличия влаги + того, что температура воздуха была отрицательной. А дефицит точки росы всего в 1 градус говорит о практически 100% влажности.

Не 100%, а 90%. Не забываем ещё про кинетический нагрев крыла. При Твозд -12 и скорости 300 км/ч Ткрыла будет -10.5

Это я к тому, что при дымке (или даже тумане) обледенение в полёте маловероятно.
Возможно только наличие слабого обледенения (инея, а не сплошного льда), образовавшегося во время стоянки.
 
Частичная обработка как термин является yдалением локального инея с поверхности крыла. Обработка должна быть произведена горячей смесью ПОЖ Тип I . Вам скинуть ссылку либо сам найдете ?

Письмо Федерального агентства воздушного транспорта
от 5 февраля 2013 г. № 03.10-7
"Рекомендации по противообледенительной обработке воздушных судов"



8.3.6.2 Противообледенительная обработка части поверхности ВС - это обработка жидкостью для удаления обледенения только отдельной части критической поверхности ВС.

8.3.6.3 Некоторые ВС особенно чувствительны к образованию инея или льда на очень ограниченном участке крыла. Например, на самолетах А330, А340 локальные образования инея часто встречаются на панелях крыла над внешними топливными баками или на панелях крыла над стойками шасси.

8.3.6.4 ВС должно быть обработано симметрично, т.е. левая и правая полуплоскости ВС должны получить одинаковую обработку, даже если снежно-ледяные отложения присутствуют только на одной стороне ВС.

8.3.6.5 Частичная обработка разрешается только для удаления обледенения, и недопустима для антиобледенительной обработки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Этот пункт говорит о том, что можно отдельно обработать только стабилизатор или только крыло , но если вы обрабатываете только крыло, то поверхности должны быть обработаны симметрично, то есть и левая и правая плоскость.
 
Странно, поиск в яндекс по фразе "Аслан Назаралиев" дает несколько ссылок на интервью с ним, в том числе опубликованные на таких казахских ресурсах, как time.kz ("Время"), ktk.kz (телеканал "КТК") и проч., но из них только zakon.kz приводит примерно те же сведения, что и испаноязычный источник, да и то не прямую речь самого Аслана, а со слов его друга. В остальных источниках про лед ни слова.
Другой пассажир, Аслан Назаралиев, рассказал, что, после того как лайнер начал набирать высоту, его крылья стали раскачиваться, передает zakon.kz. По его словам, после этого самолет упал. Назаралиев сообщил, что пассажиры вылезали из лайнера по обледеневшему крылу через иллюминатор. Он также отметил, что спасатели долго добирались до места происшествия, поэтому пассажиры сами помогали друг другу выходить из воздушного судна.

Подробнее на РБК:

- Наш друг Аслан летел на разбившемся самолете Bek Air, прямо перед ним борт развалился. С его слов: самолет начал набирать высоту и левое крыло стало раскачиваться, затем правое, ощущения были как на лодке, но самолет набирал высоту, а затем рухнул на дом. Вылезали по обледеневшему крылу через окно, все подскальзывались на нем, друг получил ушиб. Помощь добиралась долго. Сами помогали вытаскивать пассажиров, - приводит его слова телеграмм-канал ALIBEKOV.

«Кричали, паника, и начали все через аварийную дверь выходить на крыло. Те, кто наступал туда, сразу падали на крыло, потому что оно обледенелое было», — добавил он.
 
Последнее редактирование:
А разве радар, по определению, не должен определять наличие и местоположение объектов методом радиолокации? То есть несколько самолётов выключат "ответчик" и всё, диспетчер их не обнаружит? Так и до беды недалеко.

Да, радар-локатор определяет некоторые параметры (в зависимости от типа и модели) : высоту, скорость, направление до объекта, расстояние до об. Но есть ограничения по его работе: минимальная высота и направление, расстояние (иначе излучение будет вредить обычным людям и крыши домов и машин, заборы будут также видны).

Но это уже совсем другая история.
 
Не 100%, а 90%. Не забываем ещё про кинетический нагрев крыла. При Твозд -12 и скорости 300 км/ч Ткрыла будет -10.5
Кинетический нагрев по моей имхо-логике не должен ещё проявится на разбеге. В начале разбега будет скорее охлаждение, наподобие того как работает кондиционер/холодильник/вентилятор, нагрев позднее должен проявиться(если что-то путаю, то прошу пардон, по физике отличником не был). То, что на стоянке казалось незначительным или невидимым, на разбеге и изменении тангажа может стать уже значимым загрязнением льдом. Это я опять запавший мне в душу случай в По в 2007 вспоминаю. Там эти моменты тоже обсуждались в отчёте. Вообще, что Вы всё-таки про разбег/взлёт думаете, в плане возможного резкого усугубления ситуации с инеем/льдом в тех метеоусловиях, что были на момент катастрофы? Про стоянку и полёт Вы уже сказали.
 
Последнее редактирование:
Глупо винить тех, кто построил там дома. Да, они там стоят без разрешительных документов, но с этим должны бороться соответствующие органы.

что разрешительных доков нет?
Вообще-то жить в доме рядом с полосой это уже Ад.
 
1. Инверсии в малооблачную ночь над сушей бывают всегда и везде (а не только в низинах), даже на абсолютно ровной равнине.
Особенно сильны они зимой при наличии снежного покрова.
2. Наиболее сильный скачок (рост) Т происходит как раз в нижнем 10-20-метровом слое.
Т на метеостанциях измеряется на высоте 2 м над землёй. Так вот в ясные ночи при слабом ветре на уровне 5-6 этажа Т выше чем на метеостанции на 2-3 градуса, а иногда и на 5-6.
3. "Конденсат", а точнее иней или роса, наблюдается в ясную ночь на всех горизонтальных поверхностях, хорошо излучающих тепло вверх. Это крыши гаражей, домов (любой этажности) и крыши автомобилей (стоящих, разумеется, на земле, а не вовсе на кровле дома).
Инверсия - аномальный характер погоды, утверждать что он имеет место всегда и везде - ошибочно. Не доказано что это имело место в аэропорту Алматы, особенно учитывая точку росы и что в момент руления и взлета пошел снег.
Конденсат наблюдается - но первым в обычную погоду он выпадает на бОлее высоких элементах строений. Именно этим можно обьяснить почему на стабилизаторе был лед, а на крыле его не увидели.
 
Реклама
Инверсия - аномальный характер погоды, утверждать что он имеет место всегда и везде - ошибочно. Не доказано что это имело место в аэропорту Алматы, особенно учитывая точку росы и что в момент руления и взлета пошел снег.
Конденсат наблюдается - но первым в обычную погоду он выпадает на бОлее высоких элементах строений. Именно этим можно обьяснить почему на стабилизаторе был лед, а на крыле его не увидели.
То, что облили стабилизатор, не означает, что на нем был лед. Решение об обливе могли принять в превентивном порядке, из-за трудности его визуального осмотра.
 
То, что облили стабилизатор, не означает, что на нем был лед. Решение об обливе могли принять в превентивном порядке, из-за трудности его визуального осмотра.
С этого началась тема, что типа крыло вот оно, а стабилизатор не видно. Но! Это значит что в таком аэропорту с таким холодным климатом нет стремянки для осмотра техником самолетов?! Слишком грубо.
Я выдвигаю версию, что техник самолет осматривал как положено. И лед/иней на стабилизаторе был обнаружен. А на крыле - нет. КВС был проинформирован, с трапа глянул на крыло, так же не увидел льда и дал добро только на облив стабилизатора.
Дальнейшее развитие ситуации приведшее к катастрофе - совпадение погодного фактора, приведшего к образованию льда на крыле уже во время движения и особенностей самолета, критичного к любому льду на поверхностях крыла.
 
С этого началась тема, что типа крыло вот оно, а стабилизатор не видно. Но! Это значит что в таком аэропорту с таким холодным климатом нет стремянки для осмотра техником самолетов?! Слишком грубо.
Стремянка 8,5 м.?
Бывают такие? Подъёмник, да. А стремянка? Сомневаюсь...
 
То, что облили стабилизатор, не означает, что на нем был лед. Решение об обливе могли принять в превентивном порядке, из-за трудности его визуального осмотра.
Ну да, ну да. В Тюмени крыло высоко - трудности... Какие ещё трудности у летно-технического состава? Они легко искоренимы вместе с "составом". Один раз в 90-х были в А-Ате и только ленивый не подъезжал "проконтролировать" подготовку борта к полету. Правда это было летом и цель контроля была далеко не бп)). Теперь они ищут спутный след...
 
Стремянка 8,5 м.?
Бывают такие? Подъёмник, да. А стремянка? Сомневаюсь...
Эта стремянка называется "Гусь" легко достает до передней кромки стабилизатора на Ил-86.
На картинке одна из разновидностей. В Алма Ате был целый парк базовых самолетов Ил-86 , у них должно быть навалом таких высоких стремянок.

STG-5500-2111d987fe66f7228e6bd94ad2a260c9.jpg
 
То, что облили стабилизатор, не означает, что на нем был лед. Решение об обливе могли принять в превентивном порядке, из-за трудности его визуального осмотра.
Так не принимаются решения об обливе. Слишком дорого обходится эта жидкость.
 
Вообще, что Вы всё-таки про разбег/взлёт думаете, в плане возможного резкого усугубления ситуации с инеем/льдом в тех метеоусловиях, что были на момент катастрофы? Про стоянку и полёт Вы уже сказали.

Я как раз и думаю, что во время разбега при той малооблачной погоде ситуация с инеем на крыльях усугубляться не могла.
Другое дело, если бы шёл снег или ледяной дождь - да, даже за минуту наросло бы прилично.
 
Реклама
Инверсия - аномальный характер погоды, утверждать что он имеет место всегда и везде - ошибочно.

Не аномальный, а типичное состояние нижней тропосферы над сушей в ночное и утреннее время при малооблачной погоде.

Не доказано что это имело место в аэропорту Алматы, особенно учитывая точку росы и что в момент руления и взлета пошел снег.

Какой такой снег, из ясного неба? (Про снег на рулении речь шла при упоминании совсем другой катастрофы)

METAR UAAA 270000Z 09001MPS 1300 R05L/P2000N R05R/P2000N
BR FU NSC M11/M12 Q1015 R88/91//50
NOSIG=
METAR UAAA 270030Z 17002MPS 1100 R05L/P2000D R05R/P2000U
BR FU NSC M12/M13 Q1015 R88/91//50
NOSIG=
METAR UAAA 270100Z 14001MPS 1000 R05L/P2000N R05R/P2000D
BR FU NSC M12/M13 Q1014 R88/91//50
NOSIG=
METAR UAAA 270130Z 10002MPS 1000 R05L/P2000 R05R/P2000U BR
FU NSC M12/M13 Q1014 R88/91//50 NOSIG=
METAR UAAA 270200Z 18002MPS 1000 R05L/1400N R05R/1600U BR
FU NSC M11/M13 Q1014 R88/91//50 NOSIG=
METAR UAAA 270230Z 21002MPS 1100 R05L/1100D BR FU NSC M11/M13
Q1014 R05L/91//50 NOSIG=
METAR UAAA 270300Z 16002MPS 100V230 1000 R05L/1000 BR FU
FEW100 SCT200 M11/M13 Q1014 R05L/91//50
NOSIG=
201912270330 METAR UAAA 270330Z VRB01MPS 1000 R05L/1000 BR FU FEW100 SCT200
M10/M12 Q1014 R05L/91//50 NOSIG=


За 1.5 ч до и 1.5 ч после катастрофы сохранялась малооблачная погода без осадков.
 
Назад