Катастрофа Ил-76 в Иваново 12.03.2024

Всего два варианта возврата:
- полет по кругу;
- полет со стандартным разворотом.

Вот две аварийные схемы для Ил-76, приведенные на стр 28 и несколько страниц ранее:
Посмотреть вложение 835060


Посмотреть вложение 835061

Есть у кого-нибудь желание рассчитать полетное время?

Есть желание спросить "рисовальщиков": понимают ли они уместность цифирек, нанесенных твердой рукой в помощь экипажу, оказавшемуся в нештатной ситуации, там, где они их пришпандорили? Подсказки на схеме должны быть там, где они информативны в режиме выдерживания и/или контроля без дополнительных вычислений.
На "коробочке" ШПМ 4-4,5 км показана в районе выхода из спаренного разворота. В то время, как траверз ВПП показан на траверзе РСБН. Именно там следовало бы разместить указания (рекомендации) по ширине именно через показания Д РСБН. Тем более, что на третьем развороте (второй спаренный) контроль начала разворота дан кроме времени пролета после траверза БПРМ именно через Д РСБН. Кстати, почему бы сразу не указать на траверзе БПРМ его МПР или МПС, что позволило бы точнее начать отсчет времени. Если уж выкладывать на схеме экстренного захода цифры, то самые нужные и готовые. Выход из второго спаренного обозначен не только высотой, но и дальностью 2 км. До какой точки схемы? До БПРМ или до порога ВПП? Но раз уж на схеме показана дальность РСБН от порога 20, то почему бы сразу не указать дальность точки выхода из спаренного разворота по РСБН, чтобы оценить дальнейшее снижение?

Вторая схема: возврат на ВПП стандартным разворотом.
Единственное расстояние по РСБН ниже символа ВПП не имеет четко обозначенной точки. Дальность после выхода на посадочный 2км не имеет четкой привязки: то ли расстояние до ВПП, то ли Д РСБН. И дальность РСБН от порога 02 не указана.

Понятно, что эти схемы сделаны для подготовки экипажа, а не для просмотра в полете во время пожара. Но они как будто сляпаны на скорую руку.
Если все списать на то, что заход визуальный, количество цифр на схеме захода надо минимизировать и продумать их необходимость для контроля визуального восприятия обстановки.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Поэтому я и подумал,раз самолёт летит куда то,почему бы его не загрузить чем нибудь полезным,и не обязательно боеприпасами,на кой х... боеприпасы в Плесецке ,я не знаю,медведей гонять что ли,ну тушенкой,макаронами,кирпичами, запчастями,да чем попало,что нужно в Плесецке,городок если что не трассе Питер-Москва,по быстрому нужное не привезёшь, а летающий пустой Ил-76 это бесхозность,как сказал бы любой барыга
...говорим Плесецк, подразумеваем Мирный...
 
Есть желание спросить "рисовальщиков": понимают ли они уместность цифирек, нанесенных твердой рукой в помощь экипажу, оказавшемуся в нештатной ситуации, там, где они их пришпандорили? Подсказки на схеме должны быть там, где они информативны в режиме выдерживания и/или контроля без дополнительных вычислений.
Схема нарисована для конкретного аэродрома - вот и имеются привязи к БПРМ, РСБН.
Но правильно такую схему делать без всяких радиотехнических средств. Естественно если визуальный заход подразумевается.
Ведь Ил-76 немало и по другим аэродромам летает кроме базы. Привязки третьего разворота к пролету траверза торца ВПП достаточно будет - т.е. время после траверза з учетом ветра. Такая схема будет универсальной - независимо откуда вылетать.
 
Посчитаю время полета по аварийной схеме по кругу.
Посмотреть вложение 835067

Так же, набор высоты 120м для начала 1-го разворота получится на удалении не менее 2 км от ВПП.
При скорости 280 это 27 сек.
Спаренный 1-й и 2-й разворот на курс обратный посадочному, еще 72 сек.
Далее полет к 3-му развороту: 2 + 2,5 (длина ВПП) + 2 = 6,5 км.При скорости 300 это 78 сек.
Далее спаренный 3-й и 4-й развороты, это 72 сек.
Полет по глиссаде 2 км на скорости 260 это 28 сек.
Итого: 27 + 72 + 78 + 72 + 28 = 277 сек. То есть, 4 мин 37 сек.
Возможно, я что-то упустил, замечания принимаю.
Получается по времени никакого выиграша по сравнению с посадкой с обратным курсом? А смысл тогда с обратным садиться? Ведь это еще и с попутняком может оказаться.
 
Про маршрут впервые сказали на зеркальном а потом и официалы сказали,в ссылке есть указивка
Не стоит вводить людей в заблуждение: нет там ничего про "официалы сказали" - ссылаются на информацию какого-то сайта из СПб.
МО всего лишь подтвердило факт падения, губернатор тоже про маршрут ничего не говорил.

"Странный" состав людей на борту как раз укладывается в версию об учёбе. Прикомандированные осваивают новую для себя площадку: изучение района полётов -> заход -> "конвейер" -> смена экипажа - и далее, пока не отработают все.
Если что, знающие меня поправят.
 
del_fin-1,

Зачем считать? Полет по коробочке составлял 15 мин,в ГВФ считалось нормой выполнять разворот на 180 и это многих спасло....
Не совсем так, я например посчитал, ну и получается разница по времени ~ 90 секунд (225--при стандартном развороте и 315 по коробочке). Расчет производил исходя из скорости 300 км/час, ИВПП --3,5 км, другие нюансы не учитывал, из-за отсутствия НЛ-10 --таблицы БРАДИСА, да крен как
Pи на схемах 20°. Исходя из заключений (сведения из интернета) элементы конструкции самолётов теряют заданные прочностные свойства после находения в зоне пламени в течение 1-2 минут, разница по времени при выполнении того или иного захода имеет одно из решающих значений. Это подтверждено в статьях ЕРШОВА, где он советует при пожаре протянуть~10 секунд после отрыва от ВПП и выполнять стандартный разворот. В лекциях эксплуатационных процедур (издательства Кировоград) рекомендуют при ПОЖАРЕ в гондоле двигателя; 1) при разбеге после достижения V1, если позволяет остаток ВПП посадка посадка на неё; 2)после отрыва произвести посадку на предусмотренную для аварийной посадки площадку или посадку перед собою с отворотом; 3) в случае набора безопасной высоты - посадка посредством выполния стандартного разворота.

P.S. возможно расчет не достаточно точный или даже ошибошний, тогда извините за отобранное время.ц
 
Суммируем:
25 + 72 + 32 + 104 + 56 = 289. То есть 4 минуты 49 сек.
Итого: 27 + 72 + 78 + 72 + 28 = 277 сек. То есть, 4 мин 37 сек.
Это минимальное время, необходимое для выполнения схемы? Если да, то получается, что по кругу можно вернуться быстрее, чем стандартным?
 
Это минимальное время, необходимое для выполнения схемы? Если да, то получается, что по кругу можно вернуться быстрее, чем стандартным?
Да, это минимально время при отсутствии ветра.
Припуски можно бы добавить на создание крена по 5 сек, да и на начало 1-го разворота добавить1 -2 км.
Тогда к каждой схеме прибавить по полминуты...
По времени, получается, разницы нет.

Но обе схемы сложные, глиссады короткие, а если еще и с боковым ветром, сложно выйти в створ ВПП, времени в обрез.
 
Не стоит вводить людей в заблуждение: нет там ничего про "официалы сказали" - ссылаются на информацию какого-то сайта из СПб.
МО всего лишь подтвердило факт падения, губернатор тоже про маршрут ничего не говорил.

"Странный" состав людей на борту как раз укладывается в версию об учёбе. Прикомандированные осваивают новую для себя площадку: изучение района полётов -> заход -> "конвейер" -> смена экипажа - и далее, пока не отработают все.
Если что, знающие меня поправят.
У военных нет ограничений на количество людей на борту,на учебных полетах?
И то есть ваша версия-конкретно этот борт собирался летать по кругу?
 
Это минимальное время, необходимое для выполнения схемы? Если да, то получается, что по кругу можно вернуться быстрее, чем стандартным?
Сами расчеты детально не перепроверял, но в них есть какая то ошибка. Можно посчитать чуть проще и по другому.
Смотрим обе схемы и сравниваем пройденное расстояние. Общее в схемах - первый разворот начинается на высоте 100 метров, в сумме развороты на 360 градусов, выход на посадочный на удалении 2 км до торца. Т.е. пройденное расстояние на этих этапах одинаковое, при одинаковых скоростях и время одинаковое будет. Но при полете двумя на 180 имеем расстояние от выхода со 2-го разворота до начала третьего - чего нет при посадке с обратным курсом. Соответственно делим это расстояние на скорость - полученная цифра будет разнцей во времени для этих схем.

Если где ошибся - подправьте.
 
Реклама
Но обе схемы сложные, глиссады короткие, а если еще и с боковым ветром, сложно выйти в створ ВПП, времени в обрез.
На тренажере постоянно отрабатываем визуальный заход с отказом одного двигателя из двух. Стандартная схема двумя на 180, набор 1500 футов относительно аэродрома, 30 секунд (+/- поправка на ветер) после прохода траверза ВПП - разворот на посадочный. Выход примерно на удалении полторы мили. Первые тренировки не у всех получалось, при повторении - особых проблем не возникало в том числе и с сильным боковым ветром.
Естественно это тренажер а не реальный полет.
 
На тренажере постоянно отрабатываем визуальный заход с отказом одного двигателя из двух.
Хорошо, если видимость километров 5
Крены ограничены 15 градусов? Тогда время будет побольше.
Хотя, где 15, там и 20 )
 
Не устроит.
Предлагаю говорить со ссылками и расчетами.
Блин, считали уже считали. Посадка с обратным займет от 3 до 6 минут. Посадка по коробочке займет от 8 (что вряд ли) до 15 минут. Чего там еще считать? А в данном случае посадка с обратным еще и давала крены в сторону работающего крыла а коробочка в сторону неисправного.
 
Спасибо большое.

Итак, посчитаем эту схему для начала?
Посмотреть вложение 835066

Отворот на 80 градусов вправо после набора высоты 120м.
Это примерно 2-3 км за торцом ВПП.
Берем минимум, 2 км. Среднюю скорость 280, итого время 25 сек.

Далее отворот на 80 вправо и затем разворот на посадочный курс при скорости 300 и крене 20.
Выше я приводил расчет разворота на 180 градусов, это 72 секунды.
То есть, скорость разворота 2,5 градуса в секунду.
Отворот на 80 занимает 32 секунды.
Далее перекладка в левый крен 20 секунд 10.
Выполнение разворота на посадочный курс, то есть с курса 283 на курс 23.
Это 260 градусов, то есть 104 секунды.
Выход из стандартного разворота получается на удалении 2 + 2, то есть 4 км.
При скорости на глиссаде 260 это 56 сек.

Суммируем:
25 + 72 + 32 + 104 + 56 = 289. То есть 4 минуты 49 сек.
Возможно, я что-то упустил, замечания принимаю.
Нет необходимости набирать высоту до отворота. Считать надо на самом деле с момента обнаружения пожара а точнее того что первая очередь тушения не помогла. Хотя признаю, результат будет тот же что и посчитали, просто вместо ненужного набора 120 метров будет время на обнаружение пожара и принятия решения. Но не забудем что по коробочке вы тоже самое время добавите.

И они летели по коробочке. И явно больше даже 8 минут. Что то там в расчете не сходится. Другой вопрос что при возврате обратным вы можете и на середину полосу прилететь и расчитать разворот заметно сложнее и ветер куда больше влияет.
 
Последнее редактирование:
Если в Ил-76 заправлено на учебные тренировочные полёты топливо и он пустой-он не мог упасть на двух.
Запросто мог. Отказ двигателей с одной стороны плюс развороты с креном плюс шасси раньше времени выпустили стимулируя потерю скорости и высоты и вообще раз не пошли обратным курсом оставался только вариант приземления на брюхо на ближайшем поле, но и его не реализовали. Так что всё сложилось. Кстати ещё и аэродинамическое качество Ил-62 выше чем у Ил-76 и двигатели 62-го находятся ближе к осевой линии, что даёт преимущество при парировании разворачивающего момента. Так что Ваш пример сравнения Ил-62/76 при отказе 2-х двигателей весьма не удачный
 
У меня концы с вашим расчетом не сходятся.

Обратным - летим 2 км плюс развороты в сумме 80 +260 = 340 градусов плюс 3 км.

То есть 5 км прямых (на деле меньше так как вас ветром снесет на километр и не нужно 2 км первых) и 340 градусов

Коробочка 2 + 6.5 + 2 лететь и разворотов 360 градусов.

Как может 10,5 км и 360 разворотов выйти быстрее 5 км и 340 градусов? И мы еще ветер не посчитали - 300 метров в минуту сделают из 3 км 2 при возврате на глиссаду.

Если примерно и скорость 270 км в час / 4.5 км в минуту и развороты 2 градуса в минуту то грубо 75 сек + 170 = 245 - 4 мин 5 сек. Коробочка 150 сек плюс 180 = 330 = 5:30 .
 
Нет необходимости набирать высоту до отворота. Считать надо на самом деле с момента обнаружения пожара а точнее того что первая очередь тушения не помогла.
Так можно и в ЛЭП влететь или какую-нибудь радиотелевизионную вышку при плохой видимости.
На нормальных схемах я не встречал начало 1-го разворота ниже 200 м.
Эти аварийные схемы разработаны не мной, указана минимальная высота 120 м.
Но с Вашим Чкаловским подходом я согласен, хоть на 50 м крутить схему, вот только полет на сверхмалой высоте на аварийном Ил-76 не безопасен, еще и с разворотами.
То есть 5 км прямых (на деле меньше так как вас ветром снесет на километр и не нужно 2 км первых) и 340 градусов
Не так. На удалении 2 км начинаем, плюс радиус отворота 2 км, плюс радиус 2 км разворота на 260 градусов = удаление 6.
Снесет ветром на километр, получится 5 км до полосы.
развороты 2 градуса в минуту
При скорости 300 и крене 20 именно 2,5 градуса в секунду.
 
Запросто мог. Отказ двигателей с одной стороны плюс развороты с креном плюс шасси раньше времени выпустили стимулируя потерю скорости и высоты и вообще раз не пошли обратным курсом оставался только вариант приземления на брюхо на ближайшем поле, но и его не реализовали. Так что всё сложилось. Кстати ещё и аэродинамическое качество Ил-62 выше чем у Ил-76 и двигатели 62-го находятся ближе к осевой линии, что даёт преимущество при парировании разворачивающего момента. Так что Ваш пример сравнения Ил-62/76 при отказе 2-х двигателей весьма не удачный
То есть Вы хотите сказать,что экипаж был не готов морально и по знаниям к аварийной ситуации и просто с ней не справился?
 
Реклама
У меня концы с вашим расчетом не сходятся.

Обратным - летим 2 км плюс развороты в сумме 80 +260 = 340 градусов плюс 3 км.

То есть 5 км прямых (на деле меньше так как вас ветром снесет на километр и не нужно 2 км первых) и 340 градусов

Коробочка 2 + 6.5 + 2 лететь и разворотов 360 градусов.

Как может 10,5 км и 360 разворотов выйти быстрее 5 км и 340 градусов? И мы еще ветер не посчитали - 300 метров в минуту сделают из 3 км 2 при возврате на глиссаду.

Если примерно и скорость 270 км в час / 4.5 км в минуту и развороты 2 градуса в минуту то грубо 75 сек + 170 = 245 - 4 мин 5 сек. Коробочка 150 сек плюс 180 = 330 = 5:30 .
Посмотрите внимательнее, а разве и я не утверждаю, что полет по коробочке не выйдет быстрее, чем стандартным разворотом (по вашим расчетам время по коробочке больше на 1мин 25 сек, по моим на 1мин 30 сек) разница в пять секунд вполне объяснима, я расчет производил с момента набора Н-120 метров, скорость брал, как указано на схемах 300 км/час, развороты в обеих случаях 360°(грубо учел время на перекладку рулей при стандартном развороте). Так, что спасибо за предоставленные ваши расчеты. В итоге в расчетах концы практически сходятся. Думаю, крайне веским подтверждением наших заключений является выполнение АХР, где как правило предусмотрен челной и загонный способ заходов на обрабатываемые участки, а заходов по коробочке не встречал.
 
Назад