Катастрофа Ил-76 в Иваново 12.03.2024

Ну, дык, литературу надо читать, а не умничать, как тут некоторые поступают, о том и речь, что не могли они устранить правый крен, хотя прекрасно знали, что надо создавать левый крен.
 
С неделю назад я спрашивал - может у кого есть книга "Техника пилотирования Ил-76". В свое время она была ДСП. Видать ни у кого из форумчан ее нет. Хотел посмотереть какие рекомендации по пилотированию при отказе двух двигателей с одной стороны. В РЛЭ только и написано - 2-3 градуса крен в сторону работающих двигателей. Причем что при отказе одного, что при отказе двух. Есть разве что учебник практической аэродинамики - цитату из нее дал выше.
Для начала надо устранить скольжение от несимметричной тяги. Если его устранить - штурвал будет практически в нейтральном положении! И даже если теряется половина поперечной управляемости - рулей все равно хватит чтобы выполнять развороты в ту или другую сторону. А при отказе двух двигателей с одной стороны управляемость будет снижена - из за спойлеров. Если в обсуждаемом случае отказали оба двигателя справа - значит потеряна гидросисема №2 и соответственно только половина спойлеров отклоняется. Но еще раз - это не проблема если скольжение устранено.
Как видим на видео - крен устранить перед встречей с землей не удалось, но наверняка экипаж видел крен и штурвал отклонил до упора. Вывод напрашивается сам по себе - недостаточное отклонение РН для устранения скольжения.
Причина? Их могут быть две,
1. Неправильное пилотирование при отказе двух двигателей с одной стороны
2. Проблемы с продольным управлением (а не поперечным как здесь предполагалось). Не исключено или разрушение тяги проводки РН, или ее заклинивание после попадания элементов разлетевшейся турбины.

Но можно еще и третью версию выдвинуть почему не дотянули до ВПП. Если отказали два двигателя справа - скорее всего левые двигатели определенное время работали на взлетном режиме. Зная надежность этих двигателей - мог еще один не выдержать. И если остался только двигатель №1 - то и отклонения РН, и штурвала может не хватить для минимальной управляемости, да и тяги маловасто...
 
Последнее редактирование:
Но ведь тогда, при отказе двигателя слева, меньше был бы разворачивающий момент.

Если они поняли что в полосу не попали и будут сажать на рельеф - почему не убрать обороты исправных двигателей, чтобы улучшить управляемость и выровнять самолет? Не успели? Не пытались?
 
помните, когда падали под Донецком, всё время тянули штурвал, а зачем?
- ступор с большой вероятностью, по причине неготовности (неумения, незнания) действовать в данной ситуации.
Так и тут: своевременно самолёт не удержали, перебалансировку не выполнили и ..."поплыли по течению" сражаться с ветряными мельницами.
 
Реакции: sfr
Согласен.
Уже утром на свежую голову понял что ошибся когда написал "И если остался только двигатель №1 - то и отклонения РН, и штурвала может не хватить".
Тогда моя версия с оставшимся одним становится еще менее вероятной - легче было бы крен убрать перед самой землей чем при двух неработающих.
 
А была ли для этого скорость? Что куда важнее. Выше же человек объяснил без всяких изощрений: потеря скорости и крен в сторону отказавших - без вариантов...
 
Потеря скорости на снижении при заходе на посадку с двумя работающими - другие причины кроме как ошибка экипажа в голову не приходят.
В РЛЭ есть таблицы максимальной высоты с двумя работющимии - значит даже набирать высоту может.

P.S. На трех как то набрали 250-й эшелон и продолжили да а/п назначения. Естественно точно полетный вес не припомню, но 40 тонн груза было и летели после отказа почти 3 часа.
 
Последнее редактирование:
Потеря скорости может произойти где угодно, а на глиссаде тем более. Причины могут быть разные, как и ошибка экипажа, так и не хватка мощи, точнее не возможности добавить из-за дефицита поперечного управления. Мы ни на одном видео не видели крена в сторону работающих.
 
У дефицита поперечного управления при отказе двух двигателей с одной стороны две причины как писал выше - неустранение экипажем скольжения или же проблемы в с продольным, не позволившие убрать скольжение.
Можно еще рассинхрон закрылков предположить плюс несрабатывание ихних тормозов.
 
А была ли для этого скорость?
Скорость (путевая) на конечном участке полета - 360км/ч. Такую скорость еще в начале темы примерно посчитали. Такие же цифры получаются и при привязке предпоследнего видео (№5) к карте.
 
Еще бы оценить погрешность.
Как бы не вышло -100 .. +20.
 
Тогда вопрос остаётся открытым - почему лайнер не летел???
 
Тогда вопрос остаётся открытым - почему лайнер не летел???
Лайнер летел со снижением, но летел он как-то неправильно, то-ли немного боком, то-ли со сносом вправо по курсу, как при сильном боковом ветре...Если раза 3 подряд пересмотреть видео, на котором самолет летит уже очень низко, эта "неправильность" будет бросаться в глаза, как и повышенная скорость. В общем, для разговоров о неустранимом или неустраненном скольжении оснований более чем достаточно.
 
Реакции: WWs
Считаете, что кроме вас на борту никто не читал РЛЭ, практическую аэродинамику Ила?
Посмотрел по карте, там собственно в округе и притулиться негде. Поля которые правее глиссады и собственно ВПП и все. На которую им не удалось зайти, думаю, из-за невозможности согласно боковому создать необходимый правый крен. Точнее крен создать можно, но выйти из него уже вряд-ли. А почему? Скольжение? Вы же привели: Полет без скольжения - крен в сторону отказавших. Вроде больше ничего. Ещё нужно учитывать инертность, это ведь далеко не дырчик в две тонны с чемоданами.
 
Нет, я так не считаю. При чем тут вообще - читал, не читал? Я только о том, что вижу на видео сказал, о привязке к карте и о получающихся цифрах (скорости). С точки зрения техники более менее понятен перечень возможных отказов, что касается действий экипажа, так я и не писал о них ничего, поскольку РЛЭ видел только отрывками, да и те не до, а только после случившегося, поэтому по аэродинамике - я пас!. Вы РЛЭ и аэродинамику изучали - вам и карты в руки, вам виднее как такая скорость могла получиться...