Наверное, как раз налетом 1-2 тыс. часов на мелочи/грузовиках и прочей почте. Кто не готов, за это время по идее должен понять. Или в корне неправ?
Ну, налетал КВС этого рейса сколько-то сотен часов в ВВС. 2700 часов налетал на Ан-148.
Помогло ему это?
Так вот, вопрос про "стрессоустойчивость" поставлен правильно. Но, как это всегда характерно для России, это не выглядит лозунгом, а не решением. Кричать и заявлять горазды все, а выдать продуманное решение - единицы.
В цивилизованном мире об этом, конечно же, задумываются. И решается это не только на уровне постоянной подготовки и совершенствования технических навыков и теоретических знаний. Я уже многократно выступал на тему плинтуса, ниже которого эти вопросы находятся в России, поэтому не буду. Но кроме "технических навыков" есть еще и навыки нетехнические, тот самый пресловутый "CRM". А тут даже о плинтусе еще говорить рано, если применять этот термин к его внедрению во все закоулки авиационной деятельности в России.
А если углубиться еще глубже - то можно вспомнить о психометрическом тестировании (которое зачастую выполняется для галочки). А также об интересном опыте проведения специальных "стресс-сессий" на тренажере, когда пилотов загоняют в очень сложные рамки, не оценивая результат, лишь для того, чтобы те смогли разобраться в личных ощущениях и сделать определенные выводы о своей готовности к стрессу. И пилоты думают не о том, какую оценку получат, а о своем состоянии. Например, о сужении внимания и сложности принятия решений в быстронаваливающихся усложнениях обстановки. Инструктор всегда может остановить тренажер и разобрать ситуацию, чтобы пилоты, не отходя от кассы, могли увидеть свои пропуски и ошибки. К сожалению, подобные тренировки - это лишь эксперимент по CRM. Но я бы его приветствовал в виде обязательной программы. Полезно увидеть себя в стрессе и разобрать по горячим следам свои ошибки.
Хех. К слову, в России, можно сказать, что многие тренажерные сессии в силу безумности лиц, ответственных за подготовку, построены по принципу "крэш-теста", но так же, надо и добавить, что в подавляющем количестве случаев, крэш на тренажере не является причиной для его непрохождения (что противоречит документам, конечно же). "Злобность" инструктора внутри тренажера компенсируется его "добротой" при выставлении оценки. Но в любом случае, направленность таких сессий ничего не имеет общего со специфическими тренировками.
Так вот, к чему этот долгий опус - прежде чем "убирать неустойчивых" надо бы попытаться научить. Это было бы гораздо эффективнее, тем более, что CRM давно предлагает методы.