ну вот и олень амерский подоткнулся
В США, в отличие от РФ, за последние годы ни одной катастрофы на регулярных рейсах. И в отличие от РФ тут летают регулярки на аэродромы в горах или на аэродромы с постоянными туманами (прогуглите, KMMH, KACV). И о ужас, в этих аэропортах нет вообще диспетчера, ну нет и все. И даже может быть так что в аэропорту с инструментальными заходами нет станции погоды, вот ведь какой коленкор. И ведь летают.
А по сути. В IFR в зоне E может быть полет под управлением диспечера. Но может и on own navigation тогда дисп не векторит но дает разрешение выполнять то т и то-то. Но главное, если ты летишь VFR то нефиг соваться в облако. Если ты хочешь зайти в облако то будь добр возьми у диспетчера IFR (хотя бы на ходу). И если ты own navigation то вопрос невъезжания в гору - твоя проблема а не диспетчера.
Другое дело что я не понимаю как там так летают. ВОт я лечу, пусть даже VFR но в горах. У меня будет висеть планшетка на которой вытащен именно экран terrain и я буду смотреть аккуратно что никуда в красное не еду. И на основном GPS_е если я поеду в гору тут же вылезет предупреждение. А если я хотя бы на flight following что мы почти всегда берем то и у диспетчера заорет сирена и я услышу
такой то, срочно проверьте высоту!. И то ведь даже в CAP влетают, несколько лет назад ночью под лас вегасом чудики на 182й с G1000 с полным фаршем умудрились въехать в скалу - отвлеклись. И совсем недавно у нас кадеты спасли еще одну 182ю увидев что те рулят в гору и заорав по УКВ чтобы те срочно проверили куда они вообще летят. Но это все - мелколеты. А вот рейсовые с пассажирами - я даже представить себе не могу что кто-то там выписывает самопальные кренделя. И если уж летает облетчик то там на брифинге нарисовали все горки, а при полете на MFD вытащена именно terrain и она заорет если что.
А дисп, что дисп. Как у нас учат, дисп может и ошибиться, и он то сидит в кресле в комнате, а вы сидите в кресле в самолете. И разбиваться если что вам а не ему. То есть
доверяй но проверяй. А может он давно отрубился по связи, вы его не слышите, или он вас перевел и потерял. Все бывает. Поэтому в облаках всегда нужно проверять куда летишь. А не тупо следовать диспетчерским советам.