Какоткин Р. В.
Новичок
http://www.aviaport.ru/digest/2013/12/06/269897.html
"Летчик так не управляет..."
Что мог иметь в виду премьер, говоря о "странном случае"? С этим вопросом газета "БИЗНЕС Online" обратились к специалистам в области авиации.
Роман Гусаров - главный редактор портала Aviaru.net:
- Я с Медведевым совершенно согласен. Во-первых, сейчас выводы делать рано. А то много шума подняли: опять вспомнили про контрафактные запчасти, придумали недоученных пилотов, старые самолеты и все такое прочее. По сути, ничто из этого не подтверждается. В том-то и странность - нет очевидной причины, а катастрофа произошла. И самолет, вроде был исправен, и отказов не было, и котрафактных запчастей не было, и пилоты были подготовлены, и ошибок не допускали, а катастрофа есть.
Здесь стоит вспомнить об обстоятельствах гибели самолета Як-42 с хоккейной командой в Ярославле. Тогда они тоже казались странными. Тоже было очень много шума, криков. Но никто не мог и представить, что выяснится в итоге. Даже версии такой не было... Выяснилось, что пилот во время взлета непроизвольно нажимал ногой на тормоз. То есть обстоятельства действительно странными оказались... Вот и в казанском случае надо выяснить, что на самом деле произошло. Думаю, что МАК не ограничится расшифровкой черных ящиков, - сделает компьютерное моделирование.
Версий насчет теракта даже не слышал. Но, не зная итогов расследования, не можем ни одну из версий исключать. Можно десятка полтора набрать факторов, которые на данном этапе и определить-то невозможно.
Справедливо ли то, что нам предъявят подделанные записи самописцев? Были такие опасения после той же катастрофы в Ярославле. Но МАК в этом отношении привел убедительнейшие доказательства. При этом пригласив прессу и показав целый фильм - с компьютерным моделированием, с показаниями приборов, записями переговоров экипажа и диспетчеров и так далее. И вопросов почти ни у кого не осталось. А вот, например, по итогам катастрофы "Суперджета" в Индонезии этого сказать совершенно нельзя. Нам предъявили только стенограмму разговоров пилотов, а саму запись (что самое важное) как доказательство не предъявили. Здесь какие-то подозрения могут быть.
То есть вопрос и в том, насколько качественно будет сделан отчет межгосударственного авиационного комитета (МАК). Конечно, нельзя исключать и политической составляющей - погибли и сын президента Татарстана и начальник республиканского управления ФСБ. Можно подозревать все что угодно, но здесь вопрос такой... Если тут и будет желание что-то сфальсифицировать, то вовсе не у МАКа, а у других структур. И надо помнить, что МАК не определяет виновных в катастрофе, а проводит только техническую экспертизу и делает выводы о причине катастрофы, а виновных определяет прокуратура на основе материалов, представленных МАКом и на основе следственных действий, которые проводятся в аэропортах, авиакомпаниях и так далее. Это я к тому, что окончательное заключение делают следственные органы, МАК выполняет только техническую часть, не надо все валить на него.
Владимир Гайнутдинов - завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ:
- Что удивляет? Первые результаты расшифровки параметрического самописца с показаниями приборов обнародовали неожиданно быстро, а сведений о том, что есть на речевом, до сих пор нет. А ведь, как я понимаю, по обоим самописцам они могли месяц ничего не сообщать, дескать, ведется работа, в свое время все сообщим. Это первое.
Второе. Если, к примеру, ваш автомобиль несется в стену, вы, как бы ни было это безнадежно, изо всех сил упираетесь в тормоз, будете что-то кричать. Между тем, проскочили данные, что когда самолет несся к земле, пилоты словно не притрагивались к штурвалам. Кстати, речевой самописец дожжен зафиксировать "обмен информацией" в этот момент - команды, крики, наконец. А то 20 секунд ты, к примеру, несешься в стенку на автомобиле, и все это время сидишь спокойно, молча, не нажимая на педали... Я экспертных заключений делать неправомочен, но я просто задаю вопросы. Такое может быть? Вы помните катастрофу под Пермью, там же в расшифровке все это было: "Ты что?! Куда?! Твою мать!" И так далее. Поэтому, если самописец не читается, ладно, поверим. А если читается - озвучьте. Правда, у них еще месяц не прошел... Но уж если Медведев сказал "случай очень странный", значит, действительно, странный.
Валерий Портнов - пилот-инструктор "Ак Барс Аэро", заслуженный пилот России:
- Есть странность. Я попросил: дайте хотя бы взглянуть, что на расшифровке. Я много занимался расшифровками в свое время. Если какие-то недочеты в полете были, нарушения, мы же расшифровываем записи, анализируем их. То есть здесь непонятно.
Так вот, такое ощущение, будто руль высоты перекладывался с постоянной скоростью на пикирование, будто какой-то механизм работал и отклонял руль высоты по какой-то заданной математической формуле. Происходила перекладка рулей высоты с постоянной угловой скоростью на пикирование. Будто что-то намеренно вводило самолет в пикирование. Так не бывает. Летчик так не управляет: он либо отдает штурвал от себя, либо берет штурвал на себя. А тут такое ощущение, что он постоянно штурвал толкал-толкал-толкал. И притом с одинаковым усилием. Может быть, я ошибаюсь, но... Было бы понятно, если бы они переложили штурвал и на какой-то момент задержали, а будто с постоянной скоростью отклоняли штурвал от себя. Не может человек отклонять штурвал от себя с такой постоянной скоростью, а будто какой-то барабан вращался и перекладывал руль на пикирование.
Об этом я спросил и представителей МАКа. Они говорят: сейчас не можем сказать, что это такое, будем разбираться. Думаю, результаты будут месяцев через пять... Не знаю, что премьер имел в виду - может, другие странности. Кстати, в связи с катастрофой вышел приказ, как компаниям усилить летную, методическую работу. А кроме этого, предписывается на всех самолетах проверить продольное управление, а это как раз руль высоты и стабилизатор.