У Boeing-737, разбившегося в Перми (ФОТО), отсутствовали неисправности, с которыми запрещен вылет. Это предварительный вывод комиссии, расследующей причины катастрофы, которая унесла жизни 88 человек. Окончательные выводы будут обнародованы после завершения расшифровки бортовых самописцев, когда эксперты воссоздадут картину последних минут полета.
У разбившегося Boeing не было технических проблем, с которыми самолет нельзя было выпускать в рейс, а автомат тяги входил в перечень допустимых отложенных неисправностей. На вопрос журналистов, действительно, между командиром и вторым пилотом возник спор, министр транспорта Игорь Левитин ответил, что это еще предстоит выяснить. «Не могу сказать, что они спорили. Просто диспетчер рекомендовал команду пойти на второй круг», — сказал Левитин.
Диспетчер отправил самолет на второй круг, потому что увидел: вместо того чтобы снижаться, самолет начал набирать высоту. Он предложил пилотам уйти на второй круг. По схеме повторного захода нужно было отвернуть вправо — командир же вдруг начал закладывать левый вираж. У российских летчиков иногда возникают трудности с привыканием к другим приборам, когда приходится переучиваться на Boeing.
Например, при левом повороте на «Туполеве» пилот привыкает видеть, как на левое крыло кренится силуэт самолета. На Boeing движется уровень горизонта. Это только кажется, что к такому различию в показаниях приборов легко привыкнуть. В ночном полете, да еще в густой облачности бывает сложно отличить правый крен от левого. А в любой нештатной ситуации пилоты, как правило, начинают действовать автоматически — так, как выработано годами тренировок и реальных полетов.
У командира воздушного судна Родиона Медведева большая часть карьеры прошла на Ту-134, и не исключено, что он перепутал левый поворот с правым. Будь это «Туполев», где в экипаже четыре человека, может, штурман или бортинженера успели бы крикнуть: «Командир, скорость мала, сваливаемся!», и не потерял бы тогда командир управление. Но на Boeing летают по двое. Сейчас эксперты как раз работают над расшифровкой этапа полета, когда борт уходил на второй круг.
«Обычно, чтобы сделать одну минуту выписки, требуется один час работы. Поэтому можно себе представить, сколько будет занимать работа по выписке 30 минут. После этого подключаются пилоты, которые летали с этим экипажем», — пояснил заместитель председателя комиссии по научно-техническому обеспечению расследований авиапроисшествий МАК Сергей Зайко.
На авиационных форумах в Интернете загадки пермской катастрофы пытаются разгадать бывшие и действующие летчики. По мнению одного из пилотов, который продолжает летать на Boeing-737, при заходе на посадку автомат мог захватить ложный «лепесток», который излучает радиомаяк курсо-глиссадной системы и отправить самолет в набор высоты. К такой ситуации командир экипажа, который налетал к тому времени на Boeing лишь несколько сотен часов, мог быть не готов. И на то, чтобы опустить нос самолета, у него ушло слишком много времени.
По словам участника одного из форумов: «может быть, была упущена скорость из-за неисправного автомата тяги, а далее, как снежный ком. Другого варианта полета исправного самолета на ум не приходит».
Но в любом случае это только версия человека, который разбирается в авиации. Истинную же причину катастрофы должны будут установить эксперты после обработки огромного объема информации.