Loijola сказал(а):
Давно не встречал более дилетантcкого подхода.
Ну спасибо. Значит, вся гражданская авиация СССР держалась на дилетантах, речь ведь шла об обязательных нормах налета для ввода в строй, а эти нормы в ГА СССР были незыблемыми: в 1970-80-е хочешь стать вторым пилотом Ту-134 - налетай 3000 часов командиром на Ан-2 или 800 часов командиром Ан-24 (для переучивания на Ан-24 были свои нормы налета на Ан-2). А общий налет был минимум 4000 - это для второго пилота Ту-134. Будь хоть семи пядей во лбу, но этот минимум налета ты должен иметь, чтобы переучиться на Ту-134. Это если хорошо летаешь, а если не очень - сиди на Ан-2. Переучивание длилось 3 месяца: теория, тренажер и летная программа (за штурвалом около 20 часов). Потом, по мере накопления опыта стали нормы для переучивания снижать, и довели до карикатуры. Знаете, сколько сейчас надо налетать на Ту-134 слушателю при переучивании? 3 часа 50 минут. На трехколесном велосипеде дольше учатся кататься. Можно ругать прежнюю систему, но она ставила определенные заслоны случайностям.
Сейчас нормой стало - курсант налетает около 80 часов в училище на Ан-2, он и не пилот еще - а его уже на Ту-154 или Боинг пересаживают. Ясно, что фактически переучивание летного состава на новые типы идет в линейных отрядах, в рейсах с пассажирами. Вот о чем речь. А не о том, что один схватывает "с лёту", а другой туповат.
У меня возникло впечатление, что Вы подходите к нормам налета как представитель военной авиации - там налеты намного меньше, чем в ГА. Но у военного летчика другие критерии. Вы это лучше меня знаете. МиГ-23 - шляпу снимаю. Но 1000 часов для гражданской авиации - не налёт, это так - начало. На мой взгляд, настоящий опыт появляется тысяч под 8-10, когда и сам в разных передрягах побывал, и опыта от коллег набрался, когда нюхом начинаешь чувствовать машину, погоду, наизусть знаешь особенности аэродромов с точки зрения своего типа самолета, и не просто знаешь, а на практике умеешь упредить нежелательные ситуации. Это за полгода работы командиром на новом типе не дается, а если дается, то единицам.
По остальным вопросам с Вами согласен в основном.
m сказал(а):
мы уже давно поняли, что в любой катастрофе современного самолета, по вашему мнению, виновата, в основном, автоматика
? Что за ерунда? Даже отвечать не буду. Извините уж.
denokan сказал(а):
Самолет тут ни при чем. Посади сейчас на Ту-134, Ту-154 таких же неподготовленных, скажем, вчерашних выпускников УВАУ ГА, начнут биться через день.
Конечно. Никто не спорит. Но система подготовки пилотов Ту и Илов у нас есть (точнее, была), а на Боингах и Аэробусах - не вполне.
denokan сказал(а):
Плохая подготовка пилотов - это не проблема самолета, когда же Вы это поймете?
Да почему же я этого не понимаю? По-моему, об этом и писал. Вопрос о системе подготовки экипажей и о психологии работы на них. Боинги и Эйрбасы имеют существенные отличия, и на них нужна другая не только технология, но и другая психология работы, это даже глядя из Ту видно. Почему машина дает большие возможности по выбору способа управления ею, а предпочитают кнопки? Никто же не запрещает летать на Боинге, как на Ту-154, скажем. Но нажимать кнопки удобнее, чем самому крутить штурвал и двигать РУДы, и машина сама по себе этому не препятствует. И это приводит к утере навыков пилота. Вы инструктор Б-737, вот и скажите нам, как преодолеть этот соблазн постоянно использовать автоматику. Ясно, что одними призывами «летайте на руках!» этой проблемы не решить. Далее, вот мне непонятно - многие компании эксплуатируют Б-737, их уже у нас много. Купить тренажер ни одна компания не в состоянии. Почему бы этим компаниям не предложить Росавиации создать тренажерный центр и запустить хотя бы один тренажер Б-737 на всех, чтобы экипажи могли тренироваться до одурения по разумным ценам, как на КТС Ту-134 и Ту-154? Ну хотя бы на базе УТЦ в Пулково, где есть опыт эксплуатации КТС с 6 степенями свободы. (Замечу, что вместо этого Росавиация переводит федеральный УТЦ в Пулково в подчинение ГТК "Россия", которая на ладан дышит. Зачем?) Ну и т.д. Короче, много системных вопросов в связи с пермской катастрофой.