Всем привет. Давно читаю, только теперь не выдержал и напишу.
Система автоматического управления Б737 - архаичное и требующая срочной переделки творение.
правое полушарие: глючат датчики УА, недостоверные показания скорости. следует отключить автопилот.
левое полушарие: учитывая скорость и УА, крутим стаб на пикирование, и никому ни слова. Пилоты должны услышать щелчки и вспомнить посты Денокана, ну или чеклисты если не читали классиков.
Разработчикам, тестерам и выдавшим сертификат на такое - неуд с занесением в трудовую, и увольнение всех начальников по цепочке.
Теперь о пилотах, можно ли их натренировать на надежное решение подобных загадок или "комплексных отказов". Конечно нет, экипажи из 2х пилотов, работающих на линии, все и надежно - нельзя.
Но самолетостроители должны работать в том направлении, чтобы таких загадок в принципе не возникало. В данном случае, имел место распознанный отказ, и самолет должен был человеческим языком сказать или написать пилотам (даже оставаясь в рамках существующей противоречивой логики MCAS):
- Airspeed unreliable, reason: AOA disagree.
-> disengage AP, AT, maintain 4 degree pitch and 80% trust
- Stall conditions detected, stabilizer trimmed to nose down, to disengage: cut off STAB TRIM CUTOUT switches
Все данные были, вопрос в их правильной подаче пилотам. Заставлять вспоминать чеклисты - возврат в 70е годы. Более того, сегодня, телеметрия о любой нештатной проблеме на борту может быть в режиме онлайн (через спутники, OneWeb, давай уже быстрее!) передана в ситуационный центр, где дежурные умудренные сединами эксперты-пилоты имели бы возможность включиться в контур, распознать проблему и подсказать экипажу. Но это конечно фантастика, хотя со стороны непонятно почему бы и нет. Инет на борту есть, а пилоты без экстренной экспертной онлайн помощи. так или иначе, все данные по отказам одного борта, наблюдавшиеся 3-4 полета подряд, должны были быть в автоматическом режиме, независимо от поведения наземных служб и их журналов, переданы в сервис Боинга и проанализированы там, и борт был бы приземлен уже после второго полета с повторяющимися отказами. Раз этого не было сделано, выходит что все операционные процедуры и технологии по отказам - на уровне 70х. Неуд, Боинг.