Ни одна катастрофа не имеет единственной причины. Давайте примем за факт то, что в обеих катастрофах налицо провал в двух областях - конструирования и подготовке пилотов к неожиданным комплексным ситуациям.
Не я первый задался вопросом:"Как дальше бороться за безопасность, если пилоты продолжают не справляться". На эту тему есть интересные исследования и выводы в виде EBT Manual. Недавно заставил себя осилить и прочитать. Не панацея, конечно, так как опять же, все упирается в людей, но направление верное - менять процесс подготовки от упора на тренировку однообразных отказов на тренировку наиболее значимых событий для типа ВС и особенностей эксплутанта. Не разделяя технические и нетехнические способности пилота при оценке. Научить размышлять и думать, а не только слушать мнение инструктора.
В общем, целью ЕВТ является развитие у пилотов компетенций, которые должны повысить шансы в случае нестандартных нештатных ситуаций. Скептически, если честно, отношусь к идее внедрения в России - тут и CRM-то 22 года не могут освоить...
Абсолютно верный ход мыслей, что надо что-то делать с подготовкой пилотов. От проблем с оборудованием самолета никто не застрахован, ни сейчас , ни через 50 лет. Ломалось и ломаться будет. Человек для того и поставлен над всей машинерией, чтобы в нужный момент справиться с нештатной ситуацией. Но к сожалению, сейчас практически во всех отраслях нет системного и научного понимания - чего и как надо делать с этой связкой человек-машина при эксплуатации сложных систем. Хотя написана куча умных книг, при чем уже достаточно давно. И писали их и у нас и на западе (лежит у меня парочка таких монументальных трудов).
Вообще если кратко говорить, то для минимизации последствий отказов техники первый и самый очевидный барьер - это создание дублирующих систем. Абсолютно таких же и по функционалу и по типу. Обычно применяется для различных датчиков. Но тут возникает проблема выявления недостоверного сигнала. Самый простой создание избыточного их количества, к примеру три датчики и отбор идет по большинству (мажоритарная система). Здесь тоже есть свои нюансы. Это к примеру замерзание трех датчиков в следствии не включения их обогрева. Для преодоления таких моментов кроме банального дублирования, используется система создания контрольных систем основанных на других типах и способах. Если вернуться к теме ветки, то это контроль за сигналами с датчиков АоА с помощью косвенных расчетных методов основанных на показаниях спутниковых систем, режимов работы двигателей и пр. Более подробно не буду писать, тут реально по этой узкой теме написаны целые книги.
А есть еще и резервирование для исполнительных механизмов. Тут тоже много можно написать, даже еще больше чем про повышение надежности с датчиков. Тут и дублирование одинаковых по типу и резервирование, и запасы по мощностям, и применение различных типов исполнительных механизмов, как механизированных, так и ручных. Но речь я завел о человеческом факторе. Да, можно напихать кучу систем, к ним припихать кучу резервированных систем, да еще и основанных на разных типах. А ведь чем больше мы всякого пихаем, тем выше вероятность отказа. И вот для создания всего этого необходим здравый смысл и строгий научный подход. Это для того, чтобы системы в своих отказах не вываливались в критические режимы, чтобы любые отказы самоустаканивались в нейтральные положения. Это можно решить и механически и логически. Для самолетов таким примером может служить самолет с отличными аэродинамическими свойствами - ну из оперы типа, сам опускает нос, разгоняется и выходит из штопора. Это можно реализовать и с помощью контролирующих систем.
А с этим проблемы сейчас, причем везде. Вот пример Боинга показал, что натягивание совы на глобус с 737 серией привел ряду инженерных просчетов. А они и неизбежны, когда не создается изначально с нуля самолет, а делаются попытки обеспечить совместимость, похожесть, но при этом и уникальность свойств. А ведь это очень сложные системы. Их не может удержать в голове один человек, а современные системы управления проектами заточены не на получение супер результата, а на извлечение максимальной прибыли. И поэтому мы и имеем, что имеем, когда инженеры разработчики на Боинге работая с одной системой не имеют представления о работе другой системы. И вообще не рубякают, как в целом самолет летает. И так оно везде. В этом плане у Аирбаса ситуация получше. Они изначально прут по другой концепции, им не надо тащить тяжкую ношу совместимости с самолетом 40 летней давности. И похоже при созданиии ЭДСУ у Аирбаса, там все таки денег не пожалели и архитектурно он более совершенен и прост в модернизации и наращивании функционала.
А в целом потом берут пилота и садят над всей этой горой из металла, супер технологий и кучей ЭВМ и электроники. И какая его должна быть подготовка? Да судя по требованиям при отказе не менее чем у пилота испытателя. А что имеем по факту. Среднестатистический пилот - он является по сути заложником. Летает на автоматике. Автоматика настолько сложна, что проблемы при ее отказах обладают таким широким спектром, что вываливаются за пределы его знаний. А еще не мало важный момент, насколько обычный линейный пилот является психологически устойчивым в стрессовых ситуациях, как с этим работают? Поэтому вполне разумно говорить о изменении методик подготовки. По своему личному опыту знаю, что работу в стрессовых ситуациях, чтобы они решались правильно, можно решить двумя способами: Это обширными знаниями и глубоким пониманием процессом и добавить к этому псих. устойчивость, чтобы не наблюдалось панического сужения разума. И второй способ - дрессировка на любой случай. Либо дрессировка по векторам событий, либо дрессировка на конкретный набор событий.
В случае с первым вариантом - это пилоты испытатели. Таких не наберешься на тысячи тысяч ежедневных рейсов. Вон как пример пожар на Ту-144 под Егорьевском и спокойная работа экипажа, обращаясь друг к друг даже слова пожалуйста использовали. Впечатляет. Но таких единицы.
Поэтому остается только дрессура пилотов. Изменение подходов к обучению. Но все равно мне кажется не взлетит. Это все упирается в деньги и итоговое увеличения количества пилотов. Ведь на время прохождения большего количества тренажей надо пилотов снимать с полета. Необходимо увеличение количества инструкторов. А на все это надо деньги. А сейчас все делается ради сокращения издержек.