Катастрофа самолета Embraer ERJ-190AR в Республике Казахстан 25.12.2024

8:01:38 Д: Азербайджан 8243, для информации, на локаторе вас не наблюдаю, выдерживайте текущий курс и доложите удаление.
Я так понимаю на экране несколько меток, диспетчер не может различить которая наш самолет. И просит выполнить орбиту. Т.е. рядом или еще что-то/кто-то летит или помехи.
 
Становится все как то понятно по действиям экипажа и земли: крайне неуправляемый самолёт отвели от гор и информировали неоднократно о величине МБВ по точкам маршрута. Внимательно посмотрите на связь 9.06.44 и 9.06.56 и в дальнейшем команды земли, а дальше комментировать ....будет только OFF. Я приводил сведения по статистике: Ни одна посадка пассажирского рейса при невозможности отклонения рулевых поверхностей на самолетах не завершались без гибели людей (частично или полностью). Раз форум вновь открылся попробую далее продолжить свою мысль по фактической траектории ВС при полете от Грозного до Актау.
 
Что толку сразу обьявлять МайДей если им еще лететь и лететь.
Согласно расшифровкам земля прекрасно понимала, что с самолётом БЕДА и предлагала варианты выхода из сложной ситуации, но по-моему единственно правильный вариант выбрал только КВС: вывести из последних сил самолёт, как можно дальше на предпосадочную прямую и дальше визуально пробовать зайти на ВПП. Кстати, полет продолжался со значительными волнообразными колебаниями по высоте (относительно МБВ), значительными сложностями по сохранению и изменению заданных курсов и о чем экипаж неоднократно информировал диспетчеров, как Грозного,так и Баку. Аэропорт Махачкала готов был принять борт с любым посадочным курсом. Но последствия для захода по ППП для аварийного самолёта были, явно, не оптимальные (мои и только мои суждения по сведениям о ФМУ, приведённых в прессе).
 
Но при этом он зачем то сказал: "9:23:21 Э: Сделаем вираж, если получится зайдём. Азербайджан 82-43."

Хотя до этого было ожидаемо/логично "9:06:44 Э: Актау-Вышка, нас подвести так, чтобы мы заходили с прямой, пожалуйста. Азербайджан 82-43."

По графику в теме видно что заходили именно с прямой, но похоже в полосу не попали и начали выписывать восьмерку.... Далась им эта полоса (((
 
После сообщения об отказавших элеронах и рулях высоты они перешли границу между мертвыми и живыми. Чудо, что кто-то остался жив.
 
По моему он на прямой как раз в 9.23.21 и не был, впрочем, может и ошибаюсь и надеюсь вскоре, очевидно, появится более точное изображение траектории с привязкой к радиообмену. Я просто, просматривая интернет, нашел что-то аналогичное: ЭВС боевого самолёта с разрушенным хвостовым оперением был выведен на прямую за 50 миль до порога ВПП и ЭВС сумел благополучно сесть. На прямой было время ювелирно сбалансировать ВС подборкой тяги двигателей и попасть на ИВПП.
 
Реакции: WWs
Уточнил согласно переговоров ВС было в створе полосы на удалении порядка восьми миль, а боковое уклонение от курса и высоту при этом можно только определятся при точном построении траектории. И все равно этого расстояния мало для балансировки управляемого только тягой двигателей самолётом. 50 миль сильно разнятся с 8 милями. Вероятность случая такого управления (разнотягом двигателей) по статистике не является маловероятной и должны быть выработаны конкретные рекомендации при аналогичных событиях
 
А кто-нибудь задавался вопросом, почему при потере GNSS борт запросил векторение и посадку по NDB, а не ILS, например? Единственный вариант, что FMS Collins при помехах GPS "отредактировал" INS и экипаж потерял ориентировку. И у него вплоть до Актау местоположение индицировалось сильно отличное от реального. Ибо просить векторение в Актау где нет помех GNSS, VOR, DME это из ряда вон. Collins, вероятно, блокировал какую-либо коррекцию местоположения по рассогласованию дальности. Соответственно, вопрос, соответствует ли в достаточной мере FMS Collins требования по работе с GNNS: надёжности, непрерывности.. По факту - нет! И нужно понимать (Росавиации в том числе) , что если не отказ FMS самолёта в силу не способности локализации собственной неисправности, то борт приземлился бы в Грозном на первом заходе
 
Ну и эпилогом: подтверждение EASA пятидневной давности о рекомендации неполетов в РФ. Отнюдь не политическое, а сугубо в пользу страховщиков и производителей типа Thiles и Collins. Между строками читается, что бортвое оборудование ни А, ни Б не приспособлено для полётов в условиях помех GNSS и рекомендации Приложения 10 к конвенции ИКАО о надёжности и безотказности коррекции GNSS ни в европе, ни в Америке данными конторами не выполняются. Поэтому, во избежании подобных нюансов лучше запретить. Ну и, соответственно, вопрос с Embraer ом при наличии квалификационный юристов, думаю, закрывать рано. Так как первопричиной явился возврат по отказу GPS
 
Как я тут и писал момент инцидента с внешним воздействием был неизвестен, по первой расшифровке в ТГ многие считали что в 8:16, т.е. в момент этого сообщения:


по новым данным они сообщили об этом на 2 минуты раньше:

8:14:19 Э: Набираем эшелон 1-5-0, в нас попала птица, Азербайджан 82-43.

Интересно почему при неплохой точности первого слива переговоров - этого сообщения там не было? Ну да ладно. Диапазон времени, в котором с ними это случилось сократился справа очень сильно. Диапазон возможных высот стремительно вместе с ним. Левая граница тут:

8:10:17 Э: Подходим к глиссаде, посадку разрешили на ВПП 26, а, спасибо, 82-43.

Т.к. возможно решение уходить в Баку (8:11:50) было вызвано как раз случившимся "воздействием" на заходе.
Сколько они могли набрать к 8:14:19?
 
Так что же увидела старшая бортпроводник что доложила о креслах пилоту ?
 
Вы бы сделали лучше?
Я уже писал - в их ситуации пытаться попасть на полосу идея плохая. Я бы "сидя на диване" постарался стабилизировать самолет в горизонтальном полете с небольшим снижением и целился бы в степь. Дальше сложно - надо бы шасси выпустить, но сделать это надо в последний момент, а смогли бы они это реализовать - вопрос.
по новым данным они сообщили об этом на 2 минуты раньше:
Чем ближе момент попадания в самолет к моменту когда земля разбиралась куда какая метка летит, тем интереснее.
 
Обычно аварийный борт - значит на одном двигателе или гидравлика вытекла. Как то неожиданно что аварийный летит, меняя высоту в огромном диапазоне..
 
Метка просто пропала. Он попросил орбиту с набором выполнить, чтобы локатор его захватил (для последующего векторения). ИМХО
 
Чего бы это ей просто пропасть? Орбита была без набора высоты.
А может было две метки рядом.