Расследование завершено Катастрофа самолета Як-42 RA-42434 под Ярославлем 07.09.2011

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Bez, по заявлению Окулова (тоже как понимать, можно двояко толковать) у экипажа в распоряжении было 2800
 
Реклама
то есть вип-самолеты могли стоять на рулежных дорожках, но никак не на взлетной полосе? но это это обычная практика - если они не мешают другим самолетам?

Это нормально, если есть достаточное расстояние от края бетона ВПП до стоящего препятствия - в данном случае пресловутого самолета ВИП. Если учесть, что на перроне всего 8 стоянок, пригодных для установки тех типов, которые там находились, то по рулежкам за или перед этими стоянками можно теоретически поставить еще как минимум столько же, или больше таких же бортов.
В сбойных ситуациях так и делают. Не путайте сбойную ситуацию с какой-нибудь бедой... К примеру, самолеты садятся к вам на запасной. Вы их не ждали в теории, но на практике Домодедово и Шереметьево закрылись по погоде, а до Питера и Нижнего Новгорода они со своими остатками топлива уже не долетят. Значит все к вам. И вот у вас на 100 имеющихся стоянок 100 своих бортов и еще штук 20 "гостей" - они будут стоять на рулежках, пока нормальные стоянки для их обслуживания не освободятся. А может потом даже оттуда же и улетят.
 
Прежде всего, хотелось бы узнать - в каком месте самолет начал разбег?
но столь грубую ошибку - начать так, что взлететь нет возможности - думаю можно не рассматривать. Кроме того, есть наблюдение что взлетал "долго" - а вот что стоит за этим "долго"? С середины полосы долго не получилось бы...
 
но столь грубую ошибку - начать так, что взлететь нет возможности - думаю можно не рассматривать. Кроме того, есть наблюдение что взлетал "долго" - а вот что стоит за этим "долго"? С середины полосы долго не получилось бы...

Можно было вырулить на ВПП и, чтобы лишний раз не нагревать тормоза остановкой в ожидании разрешения на взлет (они уже достаточно "полавировали" по перрону среди ВИПов и тормоза горячие - ресурс надо беречь), медленно катиться по ВПП - длина 2800 с лишним метров против предполагаемой длины разбега в 1000-1500 метров это позволяла. И выводить двигатели на режим для взлета (не путайте со взлетным режимом) тоже можно было "с ходу". Это проглотило те самые 200 метров до курсового маяка - как получилось в реальности...
 
Во втором случае - может быть отказ датчиков воздушной скорости, и экипаж видя что скорость не растет не поднимал нос. И начал отрыв уже когда полоса кончилась..

Доклад "скорость растет" - это по моему на всех типах и на всех языках во время разбега докладывается членом экипажа, контролирующем приборы. Это не значит, что деревья за окнами стали быстрее мелькать. Это значит только то, что стрелка (цыфры) указателя скорости снялись с нулей и показвают увеливение ПРИБОРНОЙ скорости. Это в начале разбега, когда прекращенный взлет займет метров 100-200.
Решение "взлет продолжаем" было принято на скорости V1, которая немногим меньше чем скорость эволютивная - то есть та, на которой самолет под воздействием органов управления - рулей поворота, высоты и элеронов - может изменить свое положение в пространстве... В данном случае для того, чтобы увеличить тангаж... (не вдавайтесь в углубленные подробности аэродинамики)
Судя по видео тангаж увеличивался до критического, а после отрыва (что уже не видно на видео) предположительно и до закритического...
 
Можно было вырулить на ВПП и, чтобы лишний раз не нагревать тормоза остановкой в ожидании разрешения на взлет (они уже достаточно "полавировали" по перрону среди ВИПов и тормоза горячие - ресурс надо беречь), медленно катиться по ВПП - длина 2800 с лишним метров против предполагаемой длины разбега в 1000-1500 метров это позволяла. И выводить двигатели на режим для взлета (не путайте со взлетным режимом) тоже можно было "с ходу". Это проглотило те самые 200 метров до курсового маяка - как получилось в реальности...

вполне могло быть и такое... да еще, если решили взлетать на номинале... вот уже два фактора, которые могли сделать ситуацию аварийной... поздно увидели, что скорость растет медленно и, что не успевают до конца полосы, вывели на взлетный.... проскочили полосу, спереди препятствия, подорвали самолет.... вот третий фактор.... а там либо сваливание, либо столкновение с препятствием
 
Дилетантский вопрос - самолет на ВПП развернуться может? Это к версии взлета с середины полосы... Не могли они выехать со съезда "Г" и на середине полосы развернуться в сторону взлета?
И еще - у меня там дача - прямо напротив окончания ВПП - и честно говоря мне всегда казалось, что от торца ВПП до будки с антеннами нет 400 метров как на схеме - ее от забора видно, жаль фоток нет. Там метров не больше 100, на вид так даже меньше, если по схеме от "привода" до Туношенки - 400 метров, и от "привода" до торца ВПП примерно столько же... Нифига там не 415 метров...

Схема сделана на основе спутникового снимка. В Яндекс-картах есть опция, называется "линейка". Все расстояния предварительно были измерены.
Допускаю, что "линейка" врёт, но настолько, что б не угодить вашему глазомеру? ...
Расстояния корректны настолько, насколько корректна спутниковая фотография.
 
Dvizzzok, насколько я вижу - на спутниковой фотографии не видно "привода", вот поэтому и возник вопрос - откуда взялось расстояние 400 метров от торца ВПП до "привода". Из сообщений СМИ или из схемы аэродрома, которая тут размещена? Если мой вопрос не в тему - удалите пост...
 
.... а там либо сваливание, либо столкновение с препятствием

Скорее всего критичным оказалось сваливание...
Удар о препятствие, если бы он был существенным, но позволил бы стойкам шасси торчать в конкретно выпущенном положении (если они только вместе с балками центроплана на загнулись - но это вряд-ли).
А вот "подрыв" перед самыми антеннами (даже уже над ними, ну или в них)- это реально...

В обстановке нарастающего стресса команда второго или бортмеха "отрыв" выдавшая желаемое за действительное - прекратились "ощущения пятой точкой", что самолет еще трясется на земле - значит уже летит - позволили пилотурующему принять решение, что самолет уже летит. Значит для обхода препятствия сверху нужно лишь еще одно минимальное увеличение тангажа дожать штурвал "в подушку сидения кресла" - а там переход на вторые режимы и срыв.
 
ВНУКОВСКИЙ, я понимаю про доклады и про скорости - но несоответствие реальной скорости и скорости по данным приборов могло ведь ввести экипаж в заблуждение? То есть скорость по прибору растет, но медленнее, чем реальная.
Но в расшифровках будет же время - начала движения, начала взлета, отрыва - можно будет посчитаь все, забыл я про это... И можно будет понять - разгонялся он долго-быстро или долго-медленно.
 
Реклама
Dvizzzok, насколько я вижу - на спутниковой фотографии не видно "привода", вот поэтому и возник вопрос - откуда взялось расстояние 400 метров от торца ВПП до "привода". Из сообщений СМИ или из схемы аэродрома, которая тут размещена? Если мой вопрос не в тему - удалите пост...

Да исправил я "привод" на "КМ" в новой, расширенной схеме. Вчера допустил лажу, извиняйте.

На фотоснимке хорошо виден КМ прямо по оси ВПП.
 
2. разгонялся долго, скорость набрал, но не мог поднять нос

Не "не мог поднять нос" а не хотел. Прямолинейный разгон с тремя опорами о землю и при совпадении векторов тяги и направления движения - это более быстрый (тафтология конечно) набор скорости, чем с поднятой передней опорой, когда вектор тяги уже не направлен строго вперед, плюс увеличилось лобовое сопротивление из-за увеличения угла атаки всех аэродинамических поверхностей...
Это гадание - продолжить прямолинейниый разбег с "прижатой" передней стойкой или уже оторвать ее и ждать, когда крылья фактически оторвут самолет от земли - это тоже могло стоить и времени и длины разбера.
Когда бетон кончился - тут уже другая диллема - поломать переднюю стойку и зарыться в землю, или упереться в маяк... Это даже уже не диллема - это одно инстинктивное решение уйти от столкновения - в сторону на получиться - только вверх.
 
Не "не мог поднять нос" а не хотел
да, не мог- в том числе и потому, что экипаж видел скорость меньшую, чем реальная - поэтому не поднимал нос.
Ну и на тех углах направление вектора тяги не существенно, гораздо существенне рост сопротивления при подъеме стойки.
 
столь грубую ошибку - начать так, что взлететь нет возможности - думаю можно не рассматривать.
Именно отсюда и надо начинать, "от печки".
есть наблюдение что взлетал "долго" - а вот что стоит за этим "долго"?
Не взлетал, а разбегался.
Что стоит? Начало разбега не с начала ВПП, а это и есть
неудовлетворительная организация и руководство полетами,
если говорить военным языком, и связано это с бардаком по
приему-выпуску VIP - бортов.
 
Что стоит? Начало разбега не с начала ВПП
ну еще могут быть и технические причины - либо не росла скорость (по нескольким причинам), либо росла но не поднимали нос (тоже по разным причинам может быть).
 
по заявлению Окулова (тоже как понимать, можно двояко толковать) у экипажа в распоряжении было 2800
думаю, как минимум:
"Перед выездом на ВПП у экипажа в распоряжении было 2800 метров бетона"
Но он не сказал, что "в момент остановки самолета на исполнительном старте у экипажа в распоряжении было 2800 метров бетона"
На вопрос, с какой точки начался разбег, пока лично я не слышал ни одного уверенного и внятного ответа.
 
Может и глупый вопрос, удалите.
Насколько увеличивается пробег взлетая сходу?
 
несоответствие реальной скорости и скорости по данным приборов могло ведь ввести экипаж в заблуждение? То есть скорость по прибору растет, но медленнее, чем реальная.
.

Вряд ли эти нессответствия в показаниях введут в заблуждение экипаж, который давно уже летает на одном и том же конкретном борту. Они без графиков тарировки уже помнят, какая стрелка на сколько врет.

И то, что скорость будет расти медленнее, они тоже прекрасно понимали, потому что режим маловат (да так даже комфортнее будет пассажирам)...

Уклон же есть у полосы, судя по опять же представленной схеме. Может он неравнозначный, переменный по длине разбега... Выехали из-за бугра - а конец полосы уже тут... Надо "ПЕРЕПРИНЯТЬ" уже принятое решение - это уже стресс нешуточный - просчитаться в своих рассчетах.
Это надо сначала признать - осмыслить - пересчитать - принять решение - дать новую команду так, чтобы никто не переспрашивал... Это все время и метры...
 
Реклама
да, не мог- в том числе и потому, что экипаж видел скорость меньшую, чем реальная - поэтому не поднимал нос.
Ну и на тех углах направление вектора тяги не существенно, гораздо существенне рост сопротивления при подъеме стойки.

Как мне кажется, если их скорость была больше, чем они видели, то при малейшей попытке они бы оторвались и ушли вверх. На видео - наоборот: тангаж запредельный, а отрыва нет.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад