Расследование завершено Катастрофа самолета Як-42 RA-42434 под Ярославлем 07.09.2011

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
с соседнего форума...

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЯК-42
ЧАСТЬ 1
Дата последней сверки в АСЦ ГосНИИ ГА 12.07.2004
4.6.5. Взлет на номинальном режиме работы двигателей
* Для самолетов №0120с блоками концевых выключателей двигателей, доработанными по срабатыванию сигнализации К ВЗЛЕТУ НЕ ГОТОВ при альфа в = 90-92°»

упавший борт имеет заводской номер 4520424305017 - самолёт 17 серии (по последним цифрам). РЛЭ же разрешает использовать НОМИНАЛ при взлёте самолётов с 20 серии.
--------------------------------------------
Что думаете по этому поводу? Имели ли право взлететь на НОМИНАЛЕ?
 
Реклама
Такой вопрос созрел... исходя из того, что самолёт с какого-то момента разгонялся медленнее, чем нужно - могло ли остаться некоторое давление в тормозной системе? Если да, то какие могут быть к тому причины? Специалисты, что думаете по этому поводу? Версию о ссоре в экипаже и о том, что один пытался взлетать, а другой тормозить - имеет ли смысл всерьёз рассматривать? На мой вкус, так полный бред. Не самоубийцы же они. Однако никогда не знаешь, что может твориться в головах других людей.
 
баринДД,
Отсечки времени в записи переговоров есть, просто в стенограмму вестей их почемуто не включили,
в видеоизображении они имеются, можно посмотреть стенограмму с отсечками например тут:
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=15:68121-29#938
Весь разгон до 230км.ч занял около 40 секунд, пройденное расстояние - порядка 1.2-1.3км. даже с учетом провала в 8 сек. -> никаких проблем с рагоном на номинале у него не было.
 
что один пытался взлетать, а другой тормозить

Вы правы-95% так и было,мое мнение тоже такое...Банально забыли выпустить стабилизатор, на пробеге командир заметил это и крикнув ,.Взлетный!,, стал выпускать от аварийно-ускоренной перекладки(у него рычаг под правой рукой) но второй пилот за эти СЕКУНДЫ решил прекратить взлет и нажал на тормоза-уже на грунте,но самолет взлетел сам тк 1)пустой 2) стабилизатор уже переложился 3) закрылки выпущены .А упал от того что второй отдал штурвал от себя-от грубого удара от землю самолет и сильно развалился..Точка.
 
Antonov,
В сообщении МАК говорится что в конце самолет вышел на запредельные углы атаки а отклонение руля высоты достигло 13-14 градусов. впрочем это не меняет сути вашего предположения.
 
вышел на запредельные углы атаки

Все правильно-он бедный уже сам летел и нос стал задирать= скорость хорошая и стабилизатор стал перекладываться на взлет..А ледчики по тормозам и штурвал от себя..Лучше бы они вообще штурвалы бросили--он бы и сам взлетел..
 
Вы правы-95% так и было,мое мнение тоже такое...Банально забыли выпустить стабилизатор, на пробеге командир заметил это и крикнув ,.Взлетный!,
А как с этой версией согласуется факты от МАК:
Перед началом разбега закрылки были установлены на 20 градусов (взлетное положение), стабилизатор -8.7 градуса на кабрирование, что соответствует расчетной центровке 24-25 % САХ.
и
Согласно крокам места авиационного происшествия, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП-23 после отклонения руля высоты на 13-14 градусов и перекладки стабилизатора до 9.5 градусов на кабрирование.
Ну вторая часть укладывается в вашу версию, что во время взлёт стабилизатор перекладывали. Но здесь подтверждали что перед взлётом его выставили правильно
 
Есть такой форум - Newsland, там тоже обсуждают причины этой авиакатастрофы, правда менее профессионально и более эмоционально, чем здесь, так вот там, один из участников обсуждения написал, что второй пилот экипажа, разбившегося ЯК-42Д, был "летным директором" авиакомпании, эксплуатировавшей этот самолет, правда в прессе я читал, что он, вроде как, совершал полет с роли стажера ... интересно все-таки кто он был по должности в авиакомпании?
Я, когда прочитал "то" сообщение, подумал, что не хотел бы лететь на самоете, где второй пилот - нальник первого пилота.
Было там еще одно сообщение, что ЯК-42Д, имеет более тяжелый планер, чем ЯК-42 и поэтому его стандартный разбег не 1 800 метров, а 2 100 метров, интересно, так ли это?
 
Сергей1961
Не стандартный разбег а потребная длина ВПП, она учитывает запас на случай если самолет прервет взлет чтобы он мог остановиться без выкатывания. Да, длина ВПП для 42Д больше - 2200м.
Про директора писали в новостях, у него был большой налет на других типах самолетов, на як-42 только 400 часов. про споры в кабине и нажатие на тормоз пока прямой информации не было, нужно ждать официальных сообщений.
 
Вы правы-95% так и было,мое мнение тоже такое...Банально забыли выпустить стабилизатор, на пробеге командир заметил это и крикнув ,.Взлетный!,, стал выпускать от аварийно-ускоренной перекладки(у него рычаг под правой рукой) но второй пилот за эти СЕКУНДЫ решил прекратить взлет и нажал на тормоза-уже на грунте,но самолет взлетел сам тк 1)пустой 2) стабилизатор уже переложился 3) закрылки выпущены .А упал от того что второй отдал штурвал от себя-от грубого удара от землю самолет и сильно развалился..Точка.

Даже не смешно ведь. Не убрав режим жать тормоза бесполезно: только разуешься. На машине не пробовали одновременно и газ и тормоз нажать ? Неудобно и не получается ничего ? Вот то-то и оно.
Также рекомендую внимательно изучить информацию от МАК: стабилизатор был установлен изначально согласно расчетной центровки.
Его довыпускали уже позже, когда на расчетной скорости переднее колесо отказалось приподниматься.
А версия с запредельно передней центровкой отметается тоже: просто отрыв произошел бы позже, при нарастании скорости и увеличения эффективности руля высоты.
 
Реклама
А версия с запредельно передней центровкой отметается тоже: просто отрыв произошел бы позже, при нарастании скорости и увеличения эффективности руля высоты.
Ну она отмелась уже со слов выжившего инженера
С его слов было уточнено фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник.
 
Этот-то Толбоев, конечно, этот, но...
Последнее время "интервалы" между катастрофами сокращаюся все быстрее :(
И хоть раз Толбоев не облажался со своими заявлениями относительно причин катастрофы?
 
упавший борт имеет заводской номер 4520424305017 - самолёт 17 серии (по последним цифрам). РЛЭ же разрешает использовать НОМИНАЛ при взлёте самолётов с 20 серии.
А с чего Вы решили что №0120 это 20 серия? 20 серии не было вообще.
второй пилот экипажа, разбившегося ЯК-42Д, был "летным директором" авиакомпании, эксплуатировавшей этот самолет, правда в прессе я читал, что он, вроде как, совершал полет с роли стажера ... интересно все-таки кто он был по должности в авиакомпании
Игорь был летным директором, примерно 1,5 года назад. После этого оставался командиром на Як-40 и вторым на Як-42.
 
Последнее редактирование:
стабилизатор был установлен изначально согласно расчетной центровки.

Не обсуждаем – был.

Его довыпускали уже позже, когда на расчетной скорости переднее колесо отказалось приподниматься.

А с чего бы вдруг?
Стабилизатор – правильный, скорость – расчетная, отклонение РВ – штатное…

А версия с запредельно передней центровкой отметается тоже: просто отрыв произошел бы позже, при нарастании скорости и увеличения эффективности руля высоты.


Он и произошел, только поздно… слишком.
 
Вопрос спецам. На самописцах отображается когда был установлен стаб на угол -8,7?
Просто вот сейчас просматриваю их последний удачный взлет из УУВВ (за 2 часа 40 минут до катастрофы) и они там немного схулиганили. Стартовали с ВПП 01 от РД-14 в 13:21 (тут все номально). Выставив режим, ВС стало набирать скорость и к РД В5 (т.е. пробежав ~300м) они оторвали переднюю стойку от ВПП и катились с приличным углом тангажа еще ~700 м только на задних стойках до момента их отрыва от ВПП (т.е. потянули штурвал на себя и стали ждать момента отрыва).
Вот и возникла мысль, а что если они перекладывали стабилизатор не при запуске, а находясь на ВПП в момент старта или уже во время движения. Ведь на "перекладку" стабилизатора нужно время (по моим наблюдениям ~20 сек). Что если начав пробег и достигнув рубежа, они просто потянули турвал на себя и стали (как 2,5 часами ранее в УУВВ) ждать, когда самолет примет угол необходимый для взлета? Кстати именно ожиданием экипажа и объясняется их бездействие в течение 8 сек. (перед тем как стали предпринимать действия). Кстати, если бы были какие-либо останавливающие усилия, все бы это почувствовали (включая и экипаж и пассажиров) и Сизов, как человек много летавший может рассказать были ли падения ускорения или тем более торможения в процессе набора скорости.
 
А с чего бы вдруг?
Стабилизатор – правильный, скорость – расчетная, отклонение РВ – штатное…
...V1 давно пройдено, годами тренировок вбито, что дальше - только в воздух, а самолет не летит ?
При этом замедление разгона вполне возможно относится экипажем за счет взлет на номинале - типа так и должен небыстро разбегаться, раз режим не взлетный и этот фактор игнорируется.
Какие мысли в голове сразу ? Проблемы с РВ, стабилизатора мало ?
Смотреть сколько там некогда, довыпустить....разгон недостаточно энергичный - режим взлетный, а противоположный торец все ближе......
А все равно не летит...... на преодоление коэффициента обалдения и принятие решения секунды.
 
Не авиатор, но интересующийся.
Вот какой вопрос появился:
Если немного упорядочить вышеуказанную стенограмму
11:58:37 Командир: 74, 76.
11:58:40 Бортинженер: 74, 76.
11:58:41 Командир: Время, фары. Взлетаем, рубеж 190.
11:58:53 Командир: Три, четыре, пять, номинал.
11:58:58 Бортинженер: На номинальном.
11:58:59 Бортинженер: Скорость растет. Параметры в норме.
11:59:07 130
11:59:12 150
11:59:15 170
11:59:19 190
11:59:27 210 (вставка: )
Даже если учитывать что до этого момента он проехал 1.3км у экипажа пол полосы в запасе.
11:59:28 Командир: Взлетный.
11:59:31 220
11:59:34 230
11:59:37 Второй пилот: Наверное, стабилизатор.
11:59:41 Командир: Взлетный, взлетный,
11:59:45 Командир: стабилизатор.
11:59:47 Второй пилот: Что ты делаешь?
11:59:48 Командир: Взлетный.
11:59:49 Бортинженер: Взлетный.
Получается, что двигатели набирали взлетный 20 секунд?
Даже при средней скорости 300 он прокатился еще 1.500 метров, полоса кончилась. Но это скорость отрыва, его просто должно поднять.
Командир: (нецензурно).
11:59:56 Второй пилот: Андрюха!
Опять же если не набирал скорость то он должен с 11:59:49 до столкновения катиться еще 20 секунд, сомневаюсь что пилоты после 11:59:56 устроили немую сцену...
Значит полоса была все же короче?
 
whitestyle, нет, не полоса короче, а стенограмма переговоров....хм...не совсем мягко говоря полная
 
Реклама
И не говорите, уважаемый ! В отпуск нормально не слетаешь, чтобы в дороге не расслабиться, виски там выпить. А то и билет купил, и вроде место хорошее для поспать себе забил, и опять за штурвал........
Вам проще - ежели что, Вы и за штурвал сможете, а я - нет.

Технический вопрос: если длина располагаемой полосы больше чем в два раза превышает потребную для взлета, означает ли это, что V1>Vотрыва? То есть если для разбега надо 1 км, а в наличии, скажем, 3, то прервать взлет можно практически в самый последний момент?
 
Последнее редактирование:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад