Катастрофа самолета RRJ-95B RA-89098 в аэропорту Шереметьево 05.05.2019 - обсуждение

Вот и получается, самолёт за пилота думает и делает. На обычном как? Закрылки выпускаешь - не забудь режим добавить ( чтоб скорость не потерять) да ещё штурвал от себя отдать (чтоб высоту не набрать). Убираешь - наоборот.
А на электрическом - рычаг двинул Flaps3 и сиди кури. Самолёт все сам сделает. Даже если руд вперёд двинул - он сам закрылки уберет, чтоб не оторвались. Да и действительно с последней фишкой - сколько там "земляной" тангаж - градусов десять? Вот и ударили хвостом при козлении. "До пупа". Всегда ж так садились. Вот КВС и не понимает - все было как обычно... Снизу трещина, сверху гофра. Какой там ряд - 11, 12 за центропланом? Вот и дым, вот и огонь на "пробеге". Нет навыков в Direct Mode. Только вина эта не КВС, не пинстров, а тех людей кто программу летной и тренажерной подготовки составлял, согласовывал и утверждал....
#автоудаление

Больше того. На обычном газ добавил - надо перетриммировать вниз иначе скорость даже упадет. На электрическом - газ двинул скорость выросла. На обычном на глиссаде нужно подправлять газ все время а в иделе вертикальную навигацию делать только им (сохраняя скорость неизменной). На электрическом шуруй штурвалом, АТ все за тебя сделает. Вот и теряются.
 
Реклама
Посмотрел видео по кадрам: похоже, что действительно касания не было: после выравнивания взмыл. Дыма из-под колес в этот момент не появилось. Ну, или чуть-чуть чиркнул только - видео некачественное, там есть какая-то дымка, но может это водяная пыль с полосы?

Вот, вероятно, момент первого касания - отчетливый дым из-под колес, 17-я секунда:


Есть и взмывание почти наверняка без касания и первый удар об ВПП секунды через 3-4 напротив РД 4 (если я правильно понял схему АП Шереметьево)
 
Топливопровод ВСУ потек через дырку в УКВ антенне?
Топливопровод был рядом и его немного расплавило. Но не воспламенило. При касании хвостом могут идти искры, там же баков вроде нет, нечему так сильно гореть. Или я не прав?
 
Функции управления рулём высоты в основном режиме
Система дистанционного управления (далее по тексту «СДУ») обеспечивает следующие функции управления рулём высоты в основном режиме:
–управление по тангажу (отклонение руля высоты по сигналам от БРУС);
–демпфирование по тангажу (демпфированием короткопериодических колебаний по тангажу через обратную связь по угловой скорости тангажа);

–компенсацию потери подъёмной силы при развороте (обеспечение дополнительной перегрузки и угловой скорости в канале тангажа при развороте);
–защиту от превышения скорости (обеспечивает сигнал кабрирования, накладываемый на сигнал управления пилота по тангажу для предотвращения превышения скорости. Одновременно выдаётся команда на торможение);–ограничение и повышение устойчивости по перегрузке (через подобранные в схеме коэффициенты в «позиционном» управлении);
–ограничение угла атаки и повышение устойчивости по углу атаки (защита от сваливания, повышение устойчивости при подходе к сваливанию);
–ограничение угла тангажа (максимальный допустимый угол по тангажу обеспечивается при максимальном отклонении БРУС);
–повышение устойчивости по углу тангажа (контроль угла тангажа);
–защиту от превышения угла тангажа;–стабилизацию по тангажу (обеспечивается сигнал для стабилизации угла тангажа при «освобожденном» управлении, запрещается на некоторых этапах полёта, таких как: взлёт, посадка, руление);
–компенсацию изменения конфигурации самолёта при выпуске /уборке закрылков/предкрылков или интерцепторов;
–защиту от удара хвостом (подаётся сигнал, пересиливающий сигнал БРУС при резком вращении самолёта (резком подъёме носа) в момент отрыва от земли);
–управление от автопилота по тангажу;–обнаружение и определение вида отказа (логическая обработка входных сигналов в случае отказа).
Функции управления рулём высоты в минимальном режиме СДУ обеспечивает следующие функции управления рулём высоты в минимальном режиме:
–управление по тангажу (отклонение руля высоты по сигналам от БРУС),
–демпфирование по тангажу (реализуемое через обратную связь с блоками ДУС с использованием выдаваемых ими сигналов скорости по тангажу).

Все что выделено синим цветом это дополнительные функции , которые на посадке не играют никакой роли в управлении самолетом.
Все что выделено красным работает в обоих режимах, единственно здесь не упомянут Кш. В этом режиме полета в основном управлении он должен быть максимальный , какой был Кш на Директе я не знаю. Это все отличия режимов. На посадке, в теории, самолет должен абсолютно нормально управляться. Есть управление , есть демпфера.
 
да первое касание вообще самое мягкое было по сравнению с остальными.. Это ппц как он распрыгался!

Незаконченоое выравнивание, то есть касание до того как исчезает подъемная сила. Обычно сразу выходят интерцепторы и такое не опасно. Тут - похоже что и вертикальная скорость великовата и тянут на себя а интерцепторов нету, самолет взмывает, а пилоты вместо того чтобы держать тангаж или уходить нафиг сидят и недоумевают...
 
Тут спойлеры сильно помогли.
спойлеры на этом Ту-204 вышли, похоже, не автоматически, а вручную - прошло 4-5 секунд после обжатия стоек. Самолет к тому времени уже катился по полосе и не думал снова козлить.
#автоудаление
 
Этот момент остался за лагом видео, мне показалось что изначально они ПОШ задрали, когда задние уже были на земле...

Все таки, так не бывает. Они видимо сели на носовую стойку. Так как если сесть на основные и уже сделав выравнивание то дальше не подбросит - угол атаки уменьшается при опускании ПОШ да и поток уже сорвался, на то и выравнивание. А вот если сесть до того как закончили выравнивание то будешь прыгать как козел.
 
Реклама
Пятисотый, По поводу дыма из под колес пример хороший

подобного бы хватило в этой ситуации
Красивое видео. Просто - выдержка пилота, он просто "ничего не делал" при отскоке...ждал когда самолет сам сядет! Не мешал технике работать... (Я бы так же смог на "своем диване".)
 
вот этой фразы я совсем не понял, простите... Чего бы хватило, кому бы хватило, для чего бы хватило?
Подобного легкого касания, чтоб потом в режиме direct mode усугубить ситуацию.

И дым из под колес совсем не обязателен
 
Какое отношение происшествие в Якутии имеет к данной теме?
Очень даже прямое!
Откуда огромный шлейф белого дыма (тумана) при последнем касании? Это - разгерметизация топливных баков из-за разрушения их балкой крепления шасси. Не было бы разгерметизации, не вытекли бы из баков за секунды тонны керосина - не было бы столь масштабного пожара.
 
Позволю себе скопировать с соседнего форума мнение одного опытнейшего пилота инструктора и настоящего методиста, это мнение по последнему полному видео посадки. Оно полностью совпадает с тем, что уже говорилось на нашей ветке.

"Наконец-то посмотрел реальные кадры и можно высказать мысли в слух...
Эх, хе, хе...:(
Классика жанра для помещения в качестве иллюстрации в букварь!!
Прогрессирующий козел с полным набором отклонений, ошибок и причин. С самого первого касания (которое произошло на скорости, ввиду замысла притереть самолет из-за повышенной массы) ввиду этого, не считая завышенной скорости (вопросик к знающим: на Джете есть индикация Угла Атаки?), движение ""штурвалом" в момент касания - это и есть причина козления (из Букваря), так как движение это было - на себя, и естественно с темпом и по времени - оно запоздало, то его последствия перешли на кабрирование после отскока. Далее, так же , строго , по Букварю: вместо - курсантского "ЗАДЕРЖАТЬ ШТУРВАЛ", идет попытка прижать самолет, что и является главной засадой при исправлении козла. Повинуясь инстинкту (летному), пилот стремится устранить отход самолета от земли и... отдает от себя. Далее все по классике жанра - действия рулями не только не устраняют последствия отскока, но и переводят козел в прогрессирующий (низкоскоростной, так как малый газ - давным давно установлен). Движения штурвалом в последующие касания продолжаются, продолжаются попытки отжать от себя при каждом последующем отскоке (амплитуда увеличивается, степень управляемости значительно меняется, потеряв скорость самолет уже , не прижимается , устраняя дальнейший отход от земли, а просто проворачивается носом в землю, после очередного отскока, - действия рулями начинают питать процесс, вместо его устранения).

Короче, всех умников, которые намекают на возможность прижатия самолета на козле (путая со взмыванием, причем, и на взмывании обращается внимание на резкое изменение поведение самолета, после прекращения дальнейшего отхода... если прижатие осуществляется небольшим и плавным движением, то добор, после этого, осуществляется энергичным движением на себя) - немедленно вывести в поле и расстрелять!!"
При обучении кадетов исправлению козла - борьба с рефлекторной отдачей штурвала от себя и есть главный объект обучения. Выбить этот естественный рефлекс (в чем его и опасность), и перевести его в правильный, летный.
На данных кадрах - все в полном соответствии с неумелыми действиями при исправлении козла (начиная с его рукотворного создания (активные движения штурвалом в момент касания), и дальнейший перевод безобидного скоростного козла в смертельный прогрессирующий (безскоростной)..
 
..
Стоики крепятся специальными срезными болтами, что бы при перегрузке не убить лонжерон крыла. Над стойками просто панель, не кисон. Специально так задумано, вот появилась возможность оценить работает ли эта конструкция
..
Цитата из Якутской темы.. К сожалению там это не сработало..
А у SSJ кессон лонжерона это одновременно и топливный бак? Самостоятельной стенки у топливного бака в крыле нет?
 
Есть управление , есть демпфера.
Дык ключевое, автопилота нет и автомата тяги. Как все выдержишь так и сядешь.
просто "ничего не делал" при отскоке...ждал когда самолет сам сядет! Не мешал технике работать.
Не так. Он знал, задержал МШ (мини штурвал), не препятствуя дальнейшему отходу самолёта от ВПП для принятия решения по величине отхода. Досадить соразмерным движением миништурвала на себя. Или уходить.
Да, кстати. На тяжёлых реактивных самолётах с гидравликой в канале управления, отсутствием обратной связи и демпфированием в каналах далеко не факт, что управляющее воздействие летчика совпадет с реакцией самолёта. Т.е желание предотвратить отход может запросто привести к чему привело. Только задержать.
 
Derotate. На современных самолетах не бегут подняв ПОШ. Чем раньше опустишь (не бахнешь о полосу) ПОШ, тем лучше. По многим причинам.
Ага , ага , чем раньше , тем лучше . ;)А аэродинамическое торможение отменили , видимо , ввиду посредственной лётной подготовки операторов лётного состава ?
Держать ПОШ в поднятом положении (какое-то продолжительное время ) -это опыт нужен , что на посадке , что на взлёте . А откуда ему взяться ?
Хотя известная Цитата :" Помнят ручки , помнят родимые ..." -актуальна и поныне на современных самолётах
Чем отличается " современный самолёт " от несовременного , в контексте сказанных вами слов ?
Чем отличается Юнкерс времён ВОВ от дримлайнера объяснять не надо . :)
 
В direct mode реакция на ручку везде одинаковая. И даже приготовились к реакциям на снижении, это совершенно не гарантирует правильное выполнение выравнивания, это другой режим, и разница с нормальным законом управления будет гораздо больше.

Над полосой еще и эффект экрана добавляет подъемную силу, и ВС ведет себя не так как на высоте 20м и выше
 
дальнейший перевод безобидного скоростного козла в смертельный прогрессирующий (безскоростной)..

Грамотно расписаны причины и следствия. Непонятен только завершающий абзац. На предмет безобидности скоростного козла. По мнению опытнейшего козловеда Ершова Василия Васильевича, как раз скоростной козел и есть худшая его разновидность. А по сути текста - похоже на правду.
 
Реклама
На видео с 24 по 29 секунды вначале о полосу черканул хвост, и сразу же появилось пламя. Течь уже была из центроплана? Внизу центроплана ближе к хвосту есть УКВ антенна. В каком то из постов на этой ветке была схема. Если молния попала туда и если там рядом есть топливопровод допустим до ВСУ в хвосте, то могла начаться течь. ИМХО конечно.

Трубопровод к ВСУ совсем небольшого диаметра, и много из него не натечёт. А шлейф при касании был такой, будто там тонны керосина сразу вытекли. Полагаю, всё-таки разрушился топливный бак. Тем более, что в Якутии он разрушился, только скорость там была меньше из-за чего керосин и не загорелся. А здесь что-то сильно заискило от касания о полосу, и всё вытекающее из баков топливо вспыхнуло.
 
Назад