На выходных в совершенно неформальной обстановке пообщался с людьми, которые в принципе имеют некоторое отношение к происшествию - один работает в группе как эксперт, другой сотрудник Аэрофлота. Естественно никаких супер-пупер секретов озвучено не было, был просто треп между людьми.
Если грубо резюмировать, то совершенно непонятно, зачем нужно было садиться с перевесом. Более того, есть эксперты в группе, которые считают, что нужно было лететь вообще в Мурманск, а там просто рестартовать комп на площадке - по их мнению не было ничего критического. Вроде как нет и окончательного подтверждения того, что был отказ связи - экипаж переключался между радиостанциями и что-то принималось/передавалось на якобы неисправную. До самого касания управление было, двигатели реагировали адекватно. В общем среди экспертов свое мнение сложилось и уже передано менеджерам. К ГСС вопросы есть, но это, скорее, по мелочам. Из крупного к ним вопрос про то, почему нельзя перегрузить управление бортом в воздухе, тем более, что самой конструкцией такой рестарт в полете без влияния на управление в процессе рестарта предусмотрен и запрет чисто административный - можно было бы за эту опцию и побиться с регуляторами
Еще более интересной ситуация выглядит изнутри Аэрофлота: вначале была полная уверенность, что удастся все повесить на ГСС и был некий расслабон. Первый напряг пошел после видео с "козлением"- все напряглись. Далее вылезла обычная паранойя, что вылезут в прессу внутренние документы и всем строго-настрого запретили общаться с прессой и выпускать инфу наружу - только через пресс-службу (кстати - совершенно нормальное решение при любом раскладе). Далее внутренняя истерика шла периодически - после сообщения прокуратуры (не ожидали, что его обнародуют, были претензии, что прокуратура это не согласовала вначале) и после каждого "вброса". Внутренние слухи говорят о скорых отставках в руководстве, возможном массовом переучивании либо проверкам по всем типам для управления в direct mode для всех и вся (вроде подобная проблема является неспецифичной для SSJ), возможен заказ внешнего аудита по подготовке летного состава, процедурам в компании.
И есть еще общее мнение "аксакалов" (пенсионеров от авиации с опытом написания отчетов по происшествиям) - сейчас в комиссии пойдет торг за формулировки выводов - уже ясно, что утопить ГCC точно не получится, и "отмыть" перевозчика тоже - будут искать компромиссные формулировки, а мероприятию по избежания повторения будут "дожимать" циркулярками.
PS: Все вышеизложенное, это даже не мнение, а то, как я понял и запомнил/интерпретировал сказанное и может не соответствовать действительности. Но оно, более-менее, отражает общий фон сказанного в неформальной обстановке (т.е. некоего трепа между не всегда трезвыми людьми).