У меня небольшой вопрос относительно конструкции самолёта
А точно ли нормально, что при поражении корпуса летательного аппарата атмосферным электричеством с ним случается что-то, пусть не критичное для подъёмной силы, работы двигателей и целостности планера - однако достаточно критичное для электропроводящих систем управления, то есть, вообще-то, авионики машины? Мне почему-то кажется, что если было бы так, то гражданская авиация была бы очень опасной штукой. И уж точно в эти самолёты бы не пихали электрозависимое оборудование, стараясь обойтись классической гидравликой. И, конечно, никто даже не заикался бы о компьютерном управлении взлётом и посадкой - это считалось бы априори невозможным. Ведь нельзя же, в самом деле, пускать в воду Железного Дровосека без маслёнки
Вот я когда-то давно сильно интересовался, что будет, если в самолёт попадёт молния. Оказалось, вполне рядовое явление. Попадает она - куда денется. Не всякий грозовой фронт легко обойти, они бывают и внезапно появляются. Соваться туда не надо, но если попал: страшно, но терпимо, уйти стараться надо. Но молнию в это время на крыло получить - как два пальца обстебать
Заземление на самолёте сделать, увы, априори невозможно. Главное, не такое уж редкое это явление. Множество свидетельств пассажиров, да и самих пилотов, о том, как и когда в самолёт попала молния. Разные это были самолёты: Илы и Тушки, Боинги и Эйрбасы, и множество других марок. Ну, попала в тебя молния. Ну, летит самолёт дальше. По назначению. Понятно, что его нужно осмотреть обязательно, но само попадание считается рядовым и неопасным для самолёта явлением. То есть, если, конечно, в сердце грозы не лезть, да и там, наверное, основная опасность полёту будет не от молний, бьющих десятками, а от сумасшедших воздушных потоков, грозящих "сбросить" самолёт на землю. Во всяком случае я знаю про много случаев попадания молнии в самолёты самых разных моделей, однако никакого срочного приземления или аварийной посадки в ближайшем аэропорту такое событие не вызвало. Наверное, потому что оно некритичное при обычных условиях. А про необычные я ещё не слышал. Равно не слышал ни одной истории про то, что от удара молнии (ладно - от его последствий, то есть от цепочки последствий, от него производных) самолёт потерпел катастрофу либо лишился какого-то важнейшего для полёта оборудования (выход из строя какой-нибудь одной рации не счёт, разумеется = сама молнию призывает благодаря антенне). Я это к тому веду, что интересно: не является ли SSJ 100 "стеклянным самолётом", которому впору в музее стоять, в специальной защитной от непогоды капсуле, но который в реальной эксплуатации использовать категорически нельзя? А то как-то странно узнать, что от одного щелчка молнии по обшивке самолёт лишается чего-то важного!