11 мая 2021
Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом RRJ-95 RA-89098 ПАО «Аэрофлот» (далее - комиссия), произошедшего 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево (г. Москва, РФ), информирует о ходе расследования.
Расследование указанного происшествия проводится в соответствии с Приложением 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Конвенции о международной гражданской авиации (далее – Приложение 13) и Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года № 609 (далее - ПРАПИ).
В состав комиссии по расследованию, помимо специалистов МАК, входят представители Росавиации, АО «ГСС»
[1] и ПАО «Аэрофлот». В состав подкомиссий и рабочих групп включены специалисты МАК, Росавиации, АО «ГСС», ПАО «Аэрофлот», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», АО «МАШ», С7 Инжиниринг, ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета».
В соответствии с Приложением 13 ИКАО, в работе комиссии принимают участие уполномоченные представители BEA (Франция), BFU (Германия) и NTSB (США)
[2].
Стандартом 6.6 Приложения 13 предусмотрено, что в случае, если Окончательный отчет не может быть опубликован в течение 12 месяцев, публикуется промежуточное сообщение к каждой годовщине происшествия с подробным изложением хода расследования. Данный пресс-релиз публикуется, в том числе, в целях выполнения положений указанного Стандарта. На официальном сайте МАК 14 июня 2019 года опубликован Предварительный отчет по результатам расследования
https://mak-iac.org/upload/iblock/4e4/report_ra-89098_pr.pdf. Также 04 мая 2020 года опубликован пресс-релиз о ходе расследования авиационного происшествия в связи с истечением года со дня события.
Помимо работ, указанных в пресс-релизе от 04.05.2020, на сегодняшний день комиссией проведены (завершены) следующие работы и исследования:
- анализ результатов моделирования (оценки) нагрузок, действовавших на элементы шасси, которое было выполнено поставщиком системы шасси (Safran LS, Франция);
- анализ результатов исследования по определению фактических характеристик предохранительных штифтов (слабых звеньев) мест крепления стоек шасси и их соответствия заложенным при проектировании требованиям;
- оценка последовательности разрушения конструкции самолета, в первую очередь шасси и крыла в месте расположения топливных баков;
- анализ результатов работ по оценке соответствия индикации бортового метеолокатора самолета типа RRJ-95 и изображения диспетчерского метеолокатора ДМРЛ-С Внуково;
- оценка уровня подготовки летного и кабинного экипажей;
- оценка уровня подготовки и действий персонала УВД;
- оценка проведения аварийно-спасательных работ;
- изучены материалы расследования авиационного происшествия с самолетом RRJ-95B RA-89011, происшедшего 10.10.2018 на аэродроме Якутск;
- изучено Техническое заключение по факту пожара, подготовленное Санкт-Петербургским Университетом Государственной противопожарной службы МЧС России.
По результатам изучения Технического заключения по факту пожара комиссией подготовлены и направлены технические запросы на предоставление дополнительной информации разработчикам иллюминаторов (компания Saint-Gobain Sully S.A.S, Франция) и интерьера пассажирского салона (компания Collins Aerospace, США). После получения необходимой информации комиссией будут завершены работы по анализу физики возникновения и распространения пожара в салоне самолета.
В настоящее время также не закончены следующие исследования:
- оценка возможности управления двигателями самолета RRJ-95B RA-89098 со стороны экипажа после подлома основных опор шасси и опускания самолета на мотогондолы;
- блоков противопожарной защиты (FPC), которые были направлены комиссией в июне 2019 года на предприятие-изготовитель Curtiss-Wright (США). По информации представителя NTSB, исследования будут проведены на базе предприятия-изготовителя после снятия ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса.
В соответствии с п. 2.7.15 ПРАПИ и международной практикой, утверждать и публиковать Окончательный отчет до получения всех отчетов по результатам исследований не разрешается.
По результатам выполнения всех работ комиссией готовится проект Окончательного отчета по результатам расследования, который будет направлен уполномоченным представителям стран, участвующих в расследовании авиационного происшествия.
Для принятия корректирующих мероприятий все выявляемые в ходе расследования опасные факторы оперативно доводятся до заинтересованных организаций, в том числе Росавиации, выдавшей сертификат типа на самолет RRJ-95.
Ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, введенные во всех государствах и организациях, принимающих участие в расследовании, существенно влияют на сроки окончания работ.
[1] В настоящее время филиал «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация Иркут».
[2] С указанными организациями у МАК имеются Соглашения о взаимодействии в области расследования и предотвращения авиационных происшествий.