Катастрофа самолета RRJ-95LR-100 RA-89049 в Московской области 12.07.2024 - обсуждение

У пилота Су-27 катапульта под пятой точкой.
 
Из забавного. Полный текст - ВВС России - Б.Рычило. Из истории эксплуатации МиГ-23М в 35 иап

По углам, правда, вопросы - что-то сомнения, что МиГ-23, включая МЛД, мог выходить на углы 28°, да ещё при крыле > 40°, ну да ладно ))

К разряду достаточно курьезных можно отнести аварию МиГ-23УБ. В это время на всех самолетах МиГ-23 заводские бригады проводили очередную доработку - установку системы ограничения угла атаки (СОУА). Этот тип самолета легко сваливался в штопор на больших углах атаки без предварительных симптомов, внезапно для летчика переходя в нисходящую спираль с энергичным вращением по курсу и крену. Для предупреждения (и только!) летчика о выходе на критические углы (порядка 18о при положении крыла 16о и 28о при крыле более 40о) относительно несложное устройство толкало РУС вперед с усилием 17 кг.

После установки СОУА самолет требовалось облетать по определенной программе с проверкой работы системы. Кто не служил в частях, вряд ли представляет себе всю бюрократическую сложность организации полетов. Возможно, во многом оправданную в интересах обеспечения их безопасности, но при буквальном соблюдении всех действовавших регламентирующих документов получалось так, что ни один летчик или самолет подняться в воздух просто не имел бы права. Так вот, для облета необходимы простые метеоусловия днем, а также подготовленный и допущенный к нему опытный пилот. С простыми метеоусловиями в воздушном пространстве ГДР всегда было очень плохо (поэтому здесь большинство летчиков быстро повышали классность), и в ясную погоду за пару часов надо было успеть облетать все, что набиралось после регламентных работ, ремонтов и доработок. А допущен к облетам СОУА на тот момент в полку был только майор Хилькевич, летчик первого класса. Это был хороший пилот, в ВВС поступивший после аэроклуба, а там, как известно, бездарей не держали. Ему требовалось срочно подготовить еще хотя бы одного инструктора, а затем в паре с ним – тех, кто будет облетывать СОУА на боевых машинах. Выбор пал на штурмана полка подполковника Бокала. Кажется, «летчик-снайпер», уже лет сорока. Он был одним из немногих, кому здоровье и опыт позволяли вести учебный ближний маневренный бой на малых высотах. Отметим, что после этого упражнения даже он вылезал из кабины в таком состоянии, что его летную куртку можно было выжимать. Поскольку оба летали едва ли не лучше всех в полку, то, как это часто бывало, всяких инструкций давно внимательно не читали и назначением многих приборов и переключателей в кабине не интересовались. Программа подготовки Бокала предусматривала три полета днем в простых метеоусловиях.

И вот 22 ноября 1979 года, смена считается дневной, но уже заметно темнеет, Бокал и Хилькевич на спарке №53 с грохотом растворяются в сыром тумане, спустя пару минут выныривают из него над полосой и бодро докладывают для «протокола»: «Видимость на посадочном три километра!», после чего отбывают в зону. Через полчаса их МиГ-23УБ зарулил на ЦЗ, пилоты сбегали в домик, выпили чаю, и снова порулили к старту уже в густых сумерках.

Спустя какое-то время КП потерял их из виду, а вскоре бдительная немецкая полиция оповестила комендатуру, что в районе Магдебурга в поле горит самолет, и вокруг бегают два летчика. Ну, раз бегают, уже хорошо. Когда Ми-8 привез их в родной полк, на побитых масками лицах застыло выражение типа «Ё-моё, что же это я наделал?» Они катапультировались из штопорящего самолета с высоты около 100 метров. Сразу возникла версия отказа техники, и продержалась она до самого утра. Замполит полка, давно мечтавший расправиться с инженерным отделом, вообще настаивал на том, что самолет был просто недозаправлен… А утром светило мягкое солнце, в легкой дымке угадывались черепичные крыши аккуратных городков, поля густо покрывали изумрудные побеги озимых. Картину портила только небольшая груда горелого металла на пригорке и оцепление вокруг нее. Самолет, как часто бывает при штопоре, лег на землю плашмя (даже копать ничего не надо было) и сгорел почти дотла, но контрольно-записывающая аппаратура сохранилась хорошо.

Для расследования аварии прибыла комиссия Главной инспекции по безопасности полетов во главе с И.И.Пстыго. Так что благодаря Бокалу и Хилькевичу Цербст видал и маршала.

Самым большим сюрпризом для пилотов оказалось наличие на спарках магнитофона МС-61, который на металлическую проволочку тихо записывал радиообмен и внутренние переговоры экипажа с момента включения электропитания. Эту-то запись и поставили Командующему, когда он прилетел разбираться в причинах летного происшествия (приводится частично, в сокращении и без позывных):

Первый вылет, проход над полосой для подтверждения простых метеоусловий:
Бокал (из задней кабины): Прошли ближний. Хиль, ты полосу видишь?
Хилькевич (из передней): Не-а...
Руководитель полетов: Доложите видимость на посадочном курсе.
Хилькевич: Видимость на посадочном три километра!
Руководитель: Разрешаю зону.
Хилькевич (Бокалу о руководителе полетов): Сидит еще, старый пень...
Бокал: Ага...

Приступили в зоне к облету СОУА:

Бокал: Следи за углом.
Хилькевич: 18, 19, 20, 21, 22...
Бокал: Понял?
Хилькевич: Ага
Бокал: Ну, давай.
Хилькевич: Упирается, б...!
Бокал: А ты ее к пупу!
Хилькевич: 24 градуса. Вместе давай!
Бокал: Хиль, мы уже парашютируем!
Хилькевич (довольно): Ага...

(слышно, как оба сопят и кряхтят)

На этом месте Командующий махнул рукой: «Да тут они и должны были разбиться!» Дальше даже слушать не стал. А запись второго вылета после похожих манипуляций с самолетом завершалась бодрым возгласом Бокала: «Хиль, выходим!» (это был сигнал катапультироваться).

Вторым открытием для пилотов (после магнитофона) было то, что СОУА только сигнализирует, но не исключает штопор и уж тем более из него не выводит. В общем, обоих отстранили от летной работы и назначили руководителями полетов в другие полки. Бокал был даже доволен…
 
Последнее редактирование:
Вероятность события как правило оценивают на основе статистики. Предположим, что как в вашем примере статистика дает 5 катастроф на десять миллионов часов. Эту цифру можно принять за наиболее вероятную. Но никто не удивится, если катастроф будет 4 или 6. Потому что это величина случайная, и хотя вероятность пяти катастроф больше, чем вероятность четырех или шести, эти исходы эксперимента так же весьма вероятны. Вероятность - это наша оценка возможного результата эксперимента. Статистика - это то, что имело место фактически.
 
Последнее редактирование:
в 777 тоже плюшки, 787 не читал, но там вряд ли их меньше,скорее больше
То же самое. Без электронных помощников летать не могут. С fbw или без.

Там есть защиты, но штурвал действует в ДМ. Причем защиты действуют через штурвал, и их можно пересилить.
 
At low airspeeds, the pitch rate is the controlling factor. That is, a specificpush or pull of the column by the pilot will result in some given pitch rate of the airplane. The harderthe pilot pushes or pulls on the column, the faster the airplane will pitch nose up or nose down. At highairspeeds, the load factor dominates. This means that, at high airspeeds, a specific push or pull of thecolumn by the pilot will result in some given load factor.

the feature in the control law which will, for any change in the airspeed away from a referenced trim speed, cause a pitch change to return to that referenced airspeed

However, airplane configuration changes, such as a change in the trailing edge flap setting or lowering the landing gear, will NOT result in airplane pitch changes, which would require the pilot to re-trim the airplane to the new configuration

While in flight, the pitch trim switches on the Captain’s and First Officer’s control wheels do notdirectly control the horizontal stabilizer as they normally do on conventionally controlled airplanes.When the trim switches are used in flight, the pilot is actually requesting a new referenced trim speed

много букав, кусками поцитировал произвольно. по сути получается, что и у арбуза, кроме симулирования устойчивости по скорости, но это фишка боинга, оно и в 737 механическое есть.
 
Критический УА для голого крыла не больше, чем с выпущенной механизацией?
 
То же самое. Без электронных помощников летать не могут. С fbw или без.
Это не так. И 777 и 787 устойчивы и могут летать без электронных помошников. Да, без демпферов оно будет не очень комфортно но устойчивость самолетов обеспечивается требованиями сертификации. И именно МКАС добавили чтобы эти требования обеспечить, когда оказалось что большие двигатели их в некоторых режимах уже нарушают.
 
Запасы по углам меньше (градус критической альфы ниже) с выпущенными закрылками (вроде тут постили графики в ветке). То есть лететь можно медленней, но срыв на меньшем угле произойдёт (если к этому будет подводить ситуация - например сильный сдвиг ветра, скорость прозевали, дёрнули на себя итп).
 
Последнее редактирование:
Выпущенные носки/ предкрылки нивелируют запас по углам. Будет примерно так же
 
Да, согласен по поводу предкрылков, но не на всех типах есть.
 
M
А вот за это алгоритмистов надо гнать из отрасли с волчьим билетом.
Несколько в курсе, как данные блоки должны создавать я, програмироваться и испытываться. Если разработчики не увидели подобных багов, то это.....
 

"чужая работа самая лёгкая"