Не буду вдаваться в тему Ассоциативного мышления - это здесь особо никому не интересно. Единственное, на что хотелось бы немного обратить внимание, так это на сравнение падающего самолета с "мотоциклистом на одном колесе". Я до сих пор не понимаю, как у моряка на палубе корабля могла возникнуть подобная ассоциация. ...
Для полноты представления о предмете разговора - ночном видении этапов взлета и посадки самолета, несколько видео.
Насчет фар: если на Ту-154 есть ограничения по высоте/скорости их уборки и выключения, картина будет другой. Но, если бы планировалась посадка ночью на воду, их бы, думаю, включили.
Насчет "мотоцикла". Могу предположить, что возникновению этого сравнения послужили оставшиеся в памяти кадры в определенном ракурсе, вызвавшие ассоциации, но привязанные к моменту падения уже в попытке вспомнить увиденное. Ночью в море практически в темноте увидеть в стороне на удалении сотен метров момент касания с оценкой пространственного положения самолета, скажем так: очень и очень сложно. Тем более, что у наблюдателя не было задачи все это зафиксировать со всей тщательностью. Зато эмоций - через край.
По поводу предположений, не раз изложенных ранее, о том, что пилот пытался избежать встречи с чем-то по курсу взлета, некоторые видео дают намек на причину. Вопрос только в том, что, почему пилот это увидел, если должен был смотреть на приборы? Ну, скажем так: яркая подсветка сгустков облачности вызвала рефлекторное желание проверить источник света (тем более, что "где-то там впереди" на заходе был борт): доверяй, но проверяй, и вызвало ситуационную неосведомленность. Понятно, что такое при ночных полетах могло встречаться и ранее, но ранне утро и усталость внесли свою лепту...
Кстати, официальное толкование терминов по документам ИКАО:
Бдительность. Сохранение необходимого уровня осознанного внимания для выполнения поставленной задачи. Нарушение внимания может возникнуть после выполнения задания по контролю в течение определенного периода времени.
Иллюзия. Ошибочное восприятие реальности в результате ограничений чувствительных нервных окончаний и/или способа представления или интерпретации информации.
Интерференция привычных моделей поведения. Поведение, при котором субъект возвращается к изученным раньше ответным моделям поведения, которые не соответствуют выполнению имеющейся задачи.
Направленное внимание. Умственное состояние, во время которого человек полностью сосредотачивает свое внимание на одном предмете и не замечает другие предметы. Создает проблемы в том случае, когда человек не способен выполнять более срочное задание или обрабатывать информацию и поэтому не может или не имеет времени для реагирования на сигналы, требующие незамедлительного внимания.
Напряженность. Вид стресса, появившегося под воздействием требований руководителей, скрытого контроля, самостоятельно поставленных задач, времени, окружающих обстоятельств или взаимоотношений "человек – машина".
Нервно-психическое возбуждение. Прерывание или изменение направления внимания под воздействием внешних раздражителей или умственных процессов.
Ошибочная оценка. Ожидание события может снизить индивидуальную способность обнаруживать свидетельство того, что события не развиваются таким образом, как предполагалось.
Потеря пространственной ориентировки. Неосознанная, неправильная ориентация в пространстве.
Резкая усталость. Результат чрезмерной физической и/или умственной деятельности в течение короткого периода времени.
Ситуационная осведомленность. Способность следить за важными приоритетными событиями и окружающими субъект условиями.
Стресс. Умственная или физическая необходимость, требующая действия или корректировки.
Утомление. Постепенное снижение активности в результате длительной или чрезвычайно активной умственной или физической деятельности, лишения сна, нарушения дневных циклов или жизненных стрессов.
Хроническая усталость. Последствие продолжительного испытания периодов резкой усталости в течение многих дней или недель, без необходимых периодов отдыха для восстановления.