Расследование завершено Катастрофа самолета Ту-154М RA-85744 в Домодедово 04.12.2010

1. Крайняя версия, как я понял, вполне совместима с тем фактом, что один двигатель продолжал работать?
2. А с тем, что он типа работал как-то "плохо"?
3. А с тем, что он потом-таки заработал "лучше, но не до конца"?
1. Вполне
2. Скорее всего так и должно быть на больших высотах.
3. После снижения - "заработал". Но вот "не до конца" настораживает.
Прошу прощения за краткость, исключительно технические детали. Просьюа не воспринимать как подтверждение или опровержение какой-либо из "версий".

Кстати, есть же сигнальное табло "Р Топлива"
Это табло сигнализирует давление после ДЦН (двигательный центробежный насос) и на работающем двигателе никак не отражает ситуацию в магистрали до него. Единственный показатель давления в трубе - пресловутая "зелёная лампочка" насоса, индикатор датчика давления за насосом (емнип 1,5 атм).

1. "Пожар в двигателе".
2. "Пожар в мотогондоле".
3. "Опасная t° газов".
4. "Останов t° газов".
5. "Стружка в масле".
6. "Р масла".
7."Масла мало".
8. "Фильтр засорен".
9. "Р топлива".
10. "Вибрация велика".
11. "Опасная t° подш".
12. "Замок реверса".
Ваш перечень, мягко говоря, не соответствует действительности. Может не стоит лепить в ветку всё что было где-то как-то услышано или увидено на "картинке".

И еще я прочитал, что была модернизация ТУ и была установлена система, что на фильтра в топливных баках при обледенении можно было включить подачу жидкости И. Так ли это?
В топливных баках нет фильтров.:wall:
 
Реклама
В связи с появившимися в СМИ публикациями о претензиях к оперативной работе служб Московского аэропорта Домодедово во время аварийно-спасательной операции 4 декабря 2010 года при аварийной посадке самолета ТУ-154 авиакомпании "Дагестанские авиалинии" просим ознакомиться с официальным заявлением Московского аэропорта Домодедово по данному инциденту.

4 декабря 2010 года в 14 37 по московскому времени борт Ту-154 авиакомпании «Дагестанские авиалинии», следовавший по маршруту Москва (Внуково) – Махачкала, выполнил аварийную посадку в Московском аэропорту Домодедово.

Тревога аварийно-спасательной команды была объявлена в 14 28.
С 14 30 до 14 32 происходил сбор аварийно-спасательной команды аэропорта на месте сбора в районе торца ВПП-2, на которую должен был садиться самолет.
В 14 37 произошло касание самолетом правой полосы безопасности ВПП-2 и была выполнена аварийная посадка, в результате которой самолет выкатился за пределы ВПП-2 и остановился, развалившись на куски, в 10 метрах от забора аэропорта Домодедово.
В 14 39 (через 2 минуты после остановки самолета) несмотря на то, что в баках самолета находилось более 16 тонн горючего, началась эвакуация пассажиров и экипажа, которая закончилась в 15 34. За 55 минут было спасено и вывезено в здание аэровокзального комплекса 170 пассажиров.

Действительно, за те 2 минуты, которые потребовались аварийно-спасательной команде, чтобы точно определить местоположение судна и подогнать туда по грунтовой дороге спецтехнику, пассажиры и экипаж начали предпринимать попытки самостоятельно эвакуироваться из самолета. Однако, это затруднялось тем, что не сработал ни один аварийный трап самолета. В итоге, пассажиры спускались по пожарным лестницам, подставленным к крыльям самолета и при помощи спецтехники и спасателей.

Ни одной жалобы от пассажиров на неадекватные действия спасателей аэропорта официально не поступало.

В аварийно-спасательной операции принимали участие 90 сотрудников Московского аэропорта Домодедово и 34 единицы техники, принадлежащей аэропорту. Пассажиры были размещены в здании аэровокзального комплекса аэропорта Домодедово. Им было предоставлено горячее питание и вода. Кроме того, пассажиры, чья одежда пропиталась разлившимся после аварийной посадки самолета керосином, могли воспользоваться душевыми кабинами, им также была предоставлена чистая одежда.

В результате жесткой посадки аварийного борта авиакомпании «Дагестанские авиалинии» в Московском аэропорту Домодедово не был поврежден ни один объект инфраструктуры, и аэропорт Домодедово продолжал работать в штатном режиме, отправляя и принимая воздушные суда.


Пресс - служба Московского аэропорта Домодедово
 
Не знаю, что можно развезти из этой катастрофы на 40-а с лишним страницах постов. Гипотезы-придумки.

1. Ошибка экипажа (не включить насосы подкачки) - теоретически возможно - практически нет.
2. Ошибка при заправке топлива. Имеется в виду подготовка топлива с применением жидкости "И". Ранее на модификациях с кузнецовскими моторами топливо для Ту-154 готовилось по отдельному "графику" и применялось только для Ту-154 (как бортач на многих типах - знаю о чем пишу). На памяти отложилось (может склероз) но после начала установки соловьевских движков из-за особенностей конструкции топливной системы Ту-154 "графики" подготовки топлива для данного типа не изменились. Категорически не допускается использование жидкости "ТГФ" для движков Соловьева (только совсем в безвыходных ситуация по моб.обеспечению с последующей обязательной промывкой фильтров УЗУ и сливом топлива из баков). Именно наличие жидкости "ТГФ" приводило к забиванию ФГО желеподобной массой, не помогало даже наличие перепускного клапана на фильтре.
3. Некондиционное топливо - наиболее вероятная причина. Поясню. Как часто наземники хранят слитый отстой из баков до окончания рейса? Можно не отвечать. Как часто выдерживаются временные интервалы (15 мин) при заправке и после нее? Многие ли помнят, что перед разрешением на заправку БИ необходимо выполнить некоторе количество обязательных пунктов (после подачи ТЗ выдержка 15 минут, проверка паспорта, слив отстоя из ФГО ТЗ и его проверка)? А перед вылетом (но не ранее 15 минут после окончания заправки) слить отстой из всех групп баков самолета (или штангой или централизованно РН-ом), проверить качество, уложить в контейнер и хранить до окончания рейса. Возможно в настоящее время это все уже не актуально - но до 1993 года это был закон.
4. Неисправности электрооборудования - маловероятно по причине разнесенности шин питания и дублирования (с выдачей информации БИ - он же не БТ, он цельный БИ!), а так же в подготовленности БИ к таким ситуациям (если он конечно же подготовлен).
5 и т.д. - все это опять же гадание на кофейной гуще - МАК даст квалифицированный ответ на все интересующие вопросы (полтергейстом в данном случае не пахнет, самолет в таком состоянии даст всю возможную инфу о причинах сам). Надо только подождать выводов МАКа.

По поводу ТМР. Кто придумал версию с подогревом топлива? Этот человек изучал конструкцию Д-30КУ? Если нет - возмите КД и РТЭ по двигателю Д-30КП(КУ) и внимательно почитайте раздел "Масляная система". Если лень - то рад сообщить - ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА!

В общем - я за то, что бы все же дождаться выводов комиссии.
 
Последнее редактирование:
Тут мнение летчиков бы узнать. Мне кажется, у них не было места, чтобы нормальный заход сделать.

Все там было. Там заход с прямой и КГС ловится черт те откуда (если ее настроить). А приемники КГС не завязаны ни на что, кроме подачи электричества на них (ну и понятно получения сигнала от наземных маяков системы)

Конечно, отлично теоретизировать, комфортно сидя задницей на стуле, который стоит на твердой почве. Но все-же......
 
В 14 37 произошло касание ....
В 14 39 (через 2 минуты после остановки самолета) ...началась эвакуация пассажиров и экипажа,
Люблю богаство русскый языка... читатель неявно предполагает что оная эвакуация началась силами и средствами спасателей а не самостоятельно экипажем и пассажирами, хотя нигде в тексте это явно не сказано.
-------------
может всё же почистить ветку от чайных версий?
 
Там заход с прямой и КГС ловится черт те откуда (если ее настроить).
Мне как-то сразу не попалось в дискуссии: в какую сторону аэродром работал, известно? По МЕТАРу там ветер был с 190-200 градусов.
 
1. Есть мнение, что километровая навигационная ошибка была видна задолго (минуты и километры) до этого момента.
Где-то мелькнуло сообщение, что их вёл диспечер при заходе только переговорами. Насколько точна информация неизвестно - это официально не подтверждено.
2. Не совсем ясно, отчего могли возникнуть таки навигационные проблемы (ждем ответа таки специалистов), хотя бы теоретически.
3. Не совсем ясно, что могло послужить причиной "нестабильной" работы единственного двигателя, хотя бы теоретически.
Да, ответы на оба эти вопроса дали бы ясную картину и не было бы уже неясностей от чего возникла эта ситуация в целом. Остаётся только ждать и надеяться на объективность расследования.
 
1. Ошибка экипажа (не включить насосы подкачки) - теоретически возможно - практически нет.
А я считаю, что эта версия имеет право на жизнь. Или экипажи редко ошибаются?

3. Некондиционное топливо - наиболее вероятная причина.
Эта версия уже вроде бы не рассматривается.

4. Неисправности электрооборудования - маловероятно
И эту версию я бы не стал списывать со счетов.
По поводу ТМР. Кто придумал версию с подогревом топлива? Этот человек изучал конструкцию Д-30КУ? Если нет - возмите КД и РТЭ по двигателю Д-30КП(КУ) и внимательно почитайте раздел "Масляная система". Если лень - то рад сообщить - ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА!
А кто сказал, что ТМР для подогрева топлива? Как элемент масляной системы ТМР - да, для охлаждения масла, а в топливной системе ТМР предназначен для фильтрации и нагрева топлива. Да и разобрались уже с этим вопросом.
В общем - я за то, что бы все же дождаться выводов комиссии.
Я тоже, хотя для меня остаётся неясным только один вопрос: выключились ли подкач. насосы сами (в результате неисправности эл.проводки, например), или их выключили?
 
Про "почему промахнулись" - вопрос к пилотам, имевшим налет на Ту-154:
Ветерок, как я понимаю, был с достаточно ощутимой боковой составляющей - 190 ветер при ВПП-14/32. Соответственно, могло ли километровое отклонение от оси ВПП возникнуть из-за того, что самолет просто "сдуло"?
Т.е., диспетчер смог вывести борт точно в ТВГ (или - в любую точку глиссады строго на оси ВПП где-то между ТВГ и ДПРМ), в которой экипаж установил самолет без учета угла упреждения на ветер (т.е. по компасу на 137 или 317 градусов - на какую они там заходили?) - естественно, это предполагает неработающие директоры ИЛС (нет питания, в стрессе забыли настроить частоту и т.п.), о чем пока "история умалчивает". Но, в таком случае - боковая составляющая как раз и "сдует" самолет вбок, и, вполне возможно, что как раз на километр к моменту выхода из облаков. Если облачность была действительно 120 метров (а не 180, как писалось изначально) - то S-образный маневр по выходу на полосу наверняка строился с опасно большими кренами (которые видно на видео) и очень приблизительно - чтобы обеспечить посадку с минимальным перелетом. И тогда понятна и посадка на боковую, и под углом (где вывели - там и вывели, главное - сели не в конце полосы, а хоть чуточку, но раньше)...

Ребята-пилоты, подскажите, плз - такое вообще сочетается с ИМЕЮЩИМИСЯ фактами о посадке борта?
 
Диспетчер ДМД их никакими силами не мог вывести в торец ни по курсу, ни по высоте, потому что в ДМП нет такой выводилки. Максимум, что им светило, это вообще попасть в площадь аэродрома.
 
Реклама
А уже стало более-менее понятно, что у них отказало? Механизация работала? Приборы?
 
КВС говорил, что на 28 выпустили. А судя по видео скорость над ВПП была за 400 км/ч. Неудивительно, что промахнулись и разломали самолет... Чудом все не погибли. Мастерство тут ни при чем.
 
Вы бы смогли лучше на его месте в этой ситуации ?

Если бы Вы внимательнее читали ветки, то увидели, что я писал уже на эту тему. Абстрагируясь от случившегося, работал один двигатель, работала ВСУ. Значит, был переменный ток, можно было настроить хотя б ИЛС. На одном работающем двигателе можно построить заход и нормально выполнить посадку. К слову, подобный случай на Ту-154 уже был, тоже связанный с "потерей" двух двигателей.

И, опять повторюсь, как уже писал неоднократно и не только здесь - случай интересен с т.з. психологии. КВС не изменил принятого решения о немедленной посадке, даже при наличии работающего ВСУ и двигателя. Его понять можно - кто его знает, что там с двигателем? (Хотя, "кто его знает" - может быть и по нелицеприятным причинам, увы)

С т.з. CRM этот случай очень интересный. За рубежом все бы разложили по полочкам... У нас же все сведут либо к банальному разгильдяйству, либо к обычной недоученности.

Одна из моделей принятия решений - FORDEC - Facts, Options, Risks, Decide, Execute, Check. Оценить что случилось, определить варианты действий и риски по каждому из них, принять решение, действовать согласно принятому решению, и, обязательно, постоянно проверять - не изменились ли условия? Возможно, надо пересмотреть решение, в связи с новым фактами?

В данном случае - по полочкам:

Факты:
1) Перебои с топливом
2) Выключение экипажем 1 и 3 го двигателей. Неустойчивая работа оставшегося второго двигателя
3) Сбой в работе ТКС (курсовой системы)
Риски
1) Потеря всех двигателей
2) Катастрофа
Варианты:
1) Снижение для того, чтобы сесть "под собой", вне аэродрома. Риск - катастрофа
2) Снижение для захода на ближайшем аэродрома. Риск - увеличивается время до посадки. Преимущество - посадка на подготовленный аэродром, с наличием ВПП и аварийной бригады.
Решение:
По варианту два.

Новые факты: ВСУ работает, генератор работает, второй двигатель устойчиво работает.

Пересмотра решения нет. Создан избыток высоты, который превращается в очень высокую скорость на заходе. Уход на второй круг невозможен на одном двигателе, поэтому экипажу нужно сесть с первого захода во что бы то ни стало. Высокая скорость на заходе, вкупе с неадекватной управляемостью самолета выливается в значительный перелет. Садиться надо во что бы то ни стало, что и происходит в итоге - посадка вне полосы с большой перегрузкой, отделение, еще одно касание с еще большей перегрузкой, подлом передней ноги, холмик, самолет разваливается.

Трапы не сработали? А как они, извините, должны сработать? От удара о землю, что ли? Наверное, их не выбросили бортпроводники, если они проводили эвакуацию. Либо, если не проводили - от пассажиров требовать что-то - это лишнее.

Да, можно долго разглагольствовать о том, что "задним умом мы все сильны". Конечно, сидя за компьютером - легко рассуждать. Хорошо. Давайте не будем задумываться, не будем анализировать и искать лучшие варианты. Будем просто тупо жить безмятежно. На ошибках учатся, при этом желательно учиться на чужих ошибках. Все-таки, сзади сидят пассажиры, о которых хороший пилот задумывается. И признавать свои ошибки - обязатально!

Есть все еще небольшой шанс, связанный с низким качеством топлива, но с каждым днем он тает. Конечно, мне как пилоту, хотелось бы, чтобы причиной стало топливо, но как прагматик и реалист, понимаю, что вероятность, учитывая кучу фактов, мала.

Ну а хамить на форуме - дело простое. Проходили с пермской катастрофой. Кто-то даже извинился потом.
 
Последнее редактирование:
Поехали по фактам.
Новые факты: ВСУ работает, генератор работает, второй двигатель устойчиво работает.
Второй двигатель работает, но тяги не даёт.
Значит, был переменный ток, можно было настроить хотя б ИЛС. На одном работающем двигателе можно построить заход и нормально выполнить посадку
На двигателе с тягой около малого газа? И откуда известно что ИЛС включили? Если не ошибаюсь заход был с обратным курсом.
 
Второй двигатель работает, но тяги не даёт.

85% (такие цифры звучат) - это "не дает тяги"? Это малый газ?

2 Lt.Shmidt

Что именно "не так" с А-340?

Летайте безопастно!

Чего и Вам желаю, см. подпись.

---------- Добавлено в 09:26 ----------

И откуда известно что ИЛС включили? Если не ошибаюсь заход был с обратным курсом.

Не известно, что включили. Но хотя бы локалайзер обратного старта. Привод настроить. ВОР/DME настроить. Т.е., обеспечить то, что можно сделать.
 
85% (такие цифры звучат) - это "не дает тяги"? Это малый газ?
А помните что обороты малого газа на земле и в полёте разные?

Не известно, что включили. Но хотя бы локалайзер обратного старта. Привод настроить. ВОР/DME настроить.
Привод сперва надо включить на земле, как и ИЛС. А VOR/DME посреди аэродрома.
Денис, Вы же на тренажёте бываете? Так воспроизведите ситуацию, да порадуйте народ заходом имея на борту локолайзер обратного старта, VOR/DME посреди аэродрома и ничего больше. Погодные условия - НГО 180м. Двигатели не работают. Попытка одна.
 
[/COLOR]
А помните что обороты малого газа на земле и в полёте разные?

Ну так и повторите оборты Д30КУ малого газа. 60% у земли, по памяти. И это по N2.
 
Последнее редактирование модератором:
Привод сперва надо включить на земле, как и ИЛС. А VOR/DME посреди аэродрома.

ВОР/ДМЕ Рядом с торцом 32L, совмещен с посадочным курсом. C обоими курсами, отмечу - ИЛC/ДМЕ.

Да даже будь ВОР/ДМЕ сбоку, посреди аэродрома - какая разница? Любая информация важнее, чем никакая.

Включить NDB или ИЛС? Вы думаете, это требует большого времени, особенно, если планируется аварийная посадка?

Был вариант использовать рабочую ВПП. Исходя из соображений о высоте и скорости снижения, думаю, это могло быть успешным.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Был вариант использовать рабочую ВПП. Исходя из соображений о высоте и скорости снижения, думаю, это могло быть успешным.
Я только с этим согласен.

Остальное же...
Ну так и повторите оборты Д30КУ малого газа. 60% у земли, по памяти. И это по N2.
Да, на земле 60%. А на высоте и скорости больше. Те озвученные 85% это лишь немногим больше полётного малого газа в их условиях.

ВОР/ДМЕ Рядом с торцом 32L, совмещен с посадочным курсом. C обоими курсами, отмечу - ИЛC/ДМЕ. Да даже будь ВОР/ДМЕ сбоку, посреди аэродрома - какая разница? Любая информация важнее, чем никакая.
При построении захода по DME главное не курс, а вертикальный профиль снижения. Ожидаемая ошибка в их условиях в точности повторяет то, что вышло в натуре.

Включить NDB или ИЛС? Вы думаете, это требует большого времени, особенно, если планируется аварийная посадка?
А вот это пусть расмотрит МАК, было включено или нет. Не всех же собак вешать на экипаж, верно? Соласитесь что есть большая разница между тем сколько на это требуется времени и тем было ли это вообще сделано.
 
Назад