Результаты расследования АП с F-22 (13.04.18)
Пилот F-22 взлетел, используя некорректные исходные данные, и преждевременно убрал шасси во время тренировочного полета в апреле на авиабазе Фаллон, штат Невада. Это привело к тому, что самолет приземлился «на брюхо» и двигался по земле до полной остановки, заявили ВВС.
13 апреля пилот F-22 из 90-й истребительной эскадрильи, базирующейся в Эльмендорф
-Ричардсон, шт. Аляска, взлетал с а/б Фаллон для завершения программы TOPGUN. Пилот поднял переднюю опору шасси на скорости 120 узлов, и, поскольку системы самолета показали, что его колеса оторвались от земли, пилот убрал шасси. Сразу же после того, как шасси было убрано, самолет «опустился» на взлетно-посадочную полосу с полностью закрытыми створками отсеков шасси.
F-22 проскользил по земле примерно 6514 футов (~1985 м), пока не остановился, его тормозной гак отскочил от земли
*. Как только F-22 остановился, пилот покинул кабину, другие наземные объекты не пострадали. ВВС не представили данные по цифрам возмещения ущерба.
Бюро по расследованию авиационных происшествий обнаружило, что у пилота были неверные данные о взлете и посадке для условий на а/б Фаллон – в полётной карте было указано, что отрыв передней стойки должен выполняться при ИВС=136 узлов, а взлёт – на скорости 163 узла, в то время как метеоусловия этого дня требовали 143 узла для отрыва передней стойки и 164 узлов для взлета.
Следствие также обнаружило, что пилот преждевременно убрал шасси, а предполетный брифинг был информационно недостаточным.
Кроме того, сообщество пилотов F-22 проявляет «организационную самоуверенность» в части отношения к оборудованию, формальное обучение не является адекватным, также была признана неправильной методика взлета, заложенная в бортовые системы F-22.
Инцидент был одним из двух с участием «Рапторов» из Эльмендорфа, случившихся за одну неделю. 6 апреля у другого F-22 произошёл отказ двигателя, и он совершил вынужденную посадку на а/б Тундалл, шт. Флорида.
* - скорее всего, подразумевается, что в результате этого «отскока» гак не зацепился за трос наземной системы аварийной задержки.