F-35: истребитель по совместительству
Парк F-35 может выполнять полный спектр своих боевых задач только в 30% случаев. Эта ненадежность делает всю программу неэффективной.
26 февраля 2024 г.
|
Дэн Грейзер
(Иллюстрация: Рен Велес / POGO; Фото: Getty Images)
Программа F-35 официально началась
26 октября 2001 года , когда компания Lockheed Martin получила желанный контракт на разработку. Этот день был более 22 лет назад. Затраты на программу в течение предполагаемого срока ее действия с тех пор выросли на
1,7 триллиона долларов . Согласно многочисленным правительственным источникам: главный испытательный офис Пентагона, директор по эксплуатационным испытаниям и Evaluation (DOT&E) недавно опубликовала
годовой отчет своего офиса , который показал, что программа F-35 имеет уровень полной готовности всего флота только на 30%.
Несекретная версия отчета этого года довольно скудна. Многие подробности о продемонстрированных характеристиках F-35 в 2023 году, предположительно, скрыты в секретной версии доклада, представленного Конгрессу и министру обороны. Директор по испытаниям сказал, что результаты процесса испытаний будут включены в первоначальный отчет об эксплуатационных испытаниях и оценке программы F-35, который, как ожидается, будет опубликован до конца марта 2024 года.
Одна-единственная деталь об ужасающей степени готовности программы в несекретной версии отчета многое говорит о том, насколько плохи характеристики F-35. На самом деле не имеет значения, какие потрясающие возможности однажды сможет реализовать F-35: если на самолет нельзя положиться, он будет работать, когда это необходимо, тогда любые потенциальные возможности бесполезны.
Доступность
«Доступность определяется путем измерения процента времени, в течение которого отдельные самолеты находятся в «доступном» состоянии, агрегированного ежемесячно
в течение отчетного периода ». Именно так директор по испытаниям определил готовность самолетов в отчете за этот год. Представители программы установили цель доступности парка F-35 на уровне 65%.
Данные показывают, что программа даже близко не приближается к достижению этой цели.
За 12-месячный период, закончившийся в сентябре 2023 года, флоту F-35 удалось достичь лишь 51% среднемесячной готовности: только половина из 628 F-35, поставленных Министерству обороны, была готова к работе в любой момент времени. в течение 2023 финансового года.
Это довольно низкие показатели, но ситуация становится еще хуже, если изучить данные более внимательно. Целевой показатель готовности 65% предназначен для самолетов, которые относятся к категории годных к выполнению миссий. Службы считают самолет пригодным для выполнения миссии, если он может выполнить хотя бы одну из задач, поставленных программой. Такой порог может быть подходящим для такой программы, как транспортный C-17, которая, по сути, имеет одну задачу. Однако для такой многоцелевой программы, как F-35, следует использовать другой стандарт. Поскольку F-35 предназначен для выполнения множества задач, от доставки ядерного оружия до поддержки войск на земле, руководители программы даже не используют правильный критерий для оценки характеристик самолета.
«На самом деле не имеет значения, какие потрясающие возможности однажды сможет реализовать F-35: если на самолет нельзя положиться, он будет работать, когда это необходимо, тогда любые потенциальные возможности бесполезны. »
К счастью, такой критерий существует. Это
показатель полной готовности к выполнению миссии или процент самолетов, доступных для выполнения всех поставленных задач. Директор по испытаниям заявил, что стандарт полной боевой готовности является «лучшей оценкой боевой готовности» для программы F-35. Когда этот более высокий стандарт применяется к флоту F-35, масштаб провала программы становится очевиден: DOT&E сообщает, что в 2023 году показатель полной боевой готовности парка F-35 составил 30%.
Защитники F-35, несомненно, скажут, что цифра в 30% от всего парка не имеет большого значения, поскольку многие из учтенных самолетов находятся на этапе жизненного цикла, например, проходят капитальный ремонт, во время которого их не предполагается использовать в эксплуатации. боевая служба. В этом есть доля правды, но директор по тестированию учел это. В отчете приводятся полные показатели боеспособности самолетов с «боевым кодом» или самолетов, приписанных к действующим эскадрильям с поставленной боевой задачей. Та часть парка F-35, которая должна быть готова к бою в любой момент, имеет степень полной боеспособности только 48%.
Это означает, что более половины F-35, которые должны быть готовы к бою, не готовы к бою.
Ухудшение доступности F-35
Ряд проблем способствует низкой надежности парка F-35.
Одна из проблем, которая известна уже много лет, заключается в том, что программа не имеет возможности эффективно ремонтировать самолеты, когда они ломаются. F-35 ломаются гораздо чаще, чем предполагали авторы программы. DOT&E сообщает, что парк F-35A ВВС испытывает критические отказы, которые делают полет самолета небезопасным,
почти в два раза чаще, чем ожидалось.
Основные работы по техническому обслуживанию самолетов проводятся на базах технического обслуживания,
разбросанных по всей стране . Склады обычно принадлежат государству и управляются подрядчиками. Персонал выполняет капитальный ремонт, реконструкцию и модификации, выходящие за рамки того, что могут сделать
бригады технического обслуживания на переднем крае . В сентябре 2023 года Счетная палата правительства
опубликовала отчет, в котором подробно описывается, насколько плоха ситуация со складами технического обслуживания. Оказывается, F-35 не только ломаются чаще, чем ожидалось, но и на их ремонт уходит слишком много времени. Пентагон установил 60-дневный срок ремонта на складах. По состоянию на февраль 2023 года циклическая обработка F-35 на складе занимала в среднем 141 день. На самом деле это было небольшое улучшение по сравнению с ситуацией, указанной
Счетной палатой правительства в отчете за 2017 год, когда среднее время составляло 172 дня. Программе удалось сократить это время до 131 дня в августе 2020 года, но большая часть этого прогресса явно испарилась.
Неспособность программы решить проблему вместимости складов особенно удивительна, поскольку эта проблема известна уже много лет и даже была
подчеркнута в другом отчете GAO за 2017 год . Пентагон сейчас на 12 лет отстает от графика полного восстановления ремонтных баз.
При совместных усилиях можно было бы изменить курс и увеличить вместимость складов, но другая фундаментальная проблема программы F-35 гораздо более неразрешима: все предприятие F-35 в значительной степени зависит от подрядчиков Lockheed Martin, чтобы поддерживать программу. Это предусмотрено первоначальным контрактом. Пентагон структурировал программу в соответствии с концепцией
полной ответственности за производительность системы , что означало, что подрядчик будет выполнять большую часть работ по обеспечению программы. Это обеспечило Lockheed Martin надежный
поток доходов , но снизило общую эффективность программы. По данным GAO, на выполнение работ по техническому обслуживанию подрядчикам требуется
более чем в два раза больше времени, чем их коллегам в форме.
«Все предприятие по производству F-35 в значительной степени полагается на подрядчиков Lockheed Martin, чтобы поддерживать программу. »
Положительным моментом является то, что одна проблема, которая недавно нанесла вред значительной части F-35, по-видимому, на данный момент решена. За последние несколько лет из-за нехватки деталей для двигателя F-35
десятки самолетов простояли на земле. По данным DOT&E, сочетание дополнительных ресурсов склада и улучшения производства позволило увеличить количество
доступных двигателей . К сожалению, по-прежнему не хватает многих других компонентов. F-35 простаивают из-за отсутствия фонарей, датчиков системы распределенной апертуры, вентиляторов гондолы и как минимум
семи других критически важных компонентов .
Уже давно известно, что службы закупают новые F-35 гораздо быстрее,
чем могут вместить мощности склада . Однако вместо того, чтобы замедлять производство самолетов, чтобы позволить всем сетям поддержки догнать растущий спрос, Пентагон хочет двигаться вперед и закупить до 780 новых F-35
до конца десятилетия .
Обновления отстают
Основная тема, проходящая через отчет DOT&E по F-35, — это незрелость программы, несмотря на то, что ее разработка ведется с начала века. Несмотря на то, что программа до сих пор не соответствует критериям полномасштабного производства первоначальной версии самолета, Пентагон в 2017 году
запустил программу «модернизации», которую по-разному называют «Блок 4» или «Непрерывное развитие и поставка возможностей» (C2D2). Представители программы назвали эти усилия планом модернизации, на самом деле они отодвигали незавершенные опытно-конструкторские работы на более поздний этап после того, как у них закончились деньги и время для завершения основных проектных работ. Но даже этот этап программы зашел в тупик из-за того, что сроки поставок были нарушены, а затраты на дополнительные разработки выросли
с 10,6 миллиардов долларов до 16,5 миллиардов долларов .
В отчете DOT&E часто упоминаются модификации, которые еще предстоит завершить, или обновления программного обеспечения, которые все еще необходимы, а также запоздалый переход на новую информационную сеть по техническому обслуживанию и логистике.
Эти задержки в разработке стали настолько серьезными, что Пентагон
отказался принимать новые F-35 с конвейера до тех пор, пока производитель не завершит работу над
Technology Refresh 3 , или сокращенно TR-3, проектом, который включает в себя модернизированный процессор и улучшенные дисплеи. и обновления программного обеспечения для расширения количества вооружения, которое может использовать самолет. TR-3 является предварительным шагом к процессу «модернизации» Блока 4 программы, работа над которым ведется уже много лет.
DOT&E сообщает, что продолжающиеся задержки TR-3 также повлияли на процесс тестирования. Объединенная испытательная группа выполнила только
32 из 205 базовых испытательных полетов в 2023 финансовом году, поскольку испытательный самолет не получил модификаций, необходимых для проведения этих испытаний. Это повлияет на последующие эксплуатационные испытания, цель которых — увидеть, как новые обновления будут работать в реалистичных условиях.
Еще один вывод DOT&E заключается в том, что программа F-35 все еще пытается заменить проблемную сеть технического обслуживания и логистики. Парк F-35 в настоящее время использует наземную автономную логистическую информационную систему (ALIS) для загрузки диагностических данных с самолета, создания заказов на техническое обслуживание, отслеживания запасных частей по цепочке поставок, а затем руководства экипажей при выполнении необходимых ремонтных работ. . Сеть также используется пилотами для планирования миссий. ALIS
уже много лет страдает от проблем с интерфейсом и подключением . Операторы часто находили систему настолько сложной, что им приходилось прибегать к длительным обходным путям для ручного ввода данных. Проблемы стали настолько серьезными, что руководители программы в конце концов решили отказаться от ALIS и заменить ее новой облачной сетью под названием
Интегрированная сеть операционных данных (ODIN) .
Переход от ALIS к ODIN, как и большинство аспектов саги о F-35, столкнулся с серьезными задержками в графике. Когда официальные лица объявили о переходе
в начале 2020 года , они заявили, что новая сеть будет полностью введена в эксплуатацию к концу 2022 года. DOT&E сообщает, что необходимое оборудование для полетов было отложено и не будет полностью установлено
до 2025 года .
В отчете о тестировании все еще недостаточно подробностей
F-35 официально вступил в фазу эксплуатационных испытаний в конце 2018 года, и первоначально предполагалось, что процесс завершится
в течение года . Этот первоначальный оптимизм также оказался необоснованным. Спустя более пяти лет официальные лица заявляют, что завершили
все испытания, необходимые для написания отчета, необходимого для удовлетворения юридических требований для принятия решения о полномасштабном производстве.
По данным DOT&E, этот отчет ожидается до конца марта 2024 года. Ожидается, что отчет о первоначальных эксплуатационных испытаниях и оценке F-35 будет засекречен. На основании скудной информации, доступной сегодня, людям, финансирующим программу — американскому народу — будет трудно судить для себя о точности радужных заявлений, исходящих из Пентагона.
Общественность имеет право скептически относиться к F-35. Программа разрабатывалась более 22 лет. Это невероятно долгий срок для создания парка самолетов. Целые программы за меньшее время превратились из пресловутых набросков на салфетках в могилу. Программа B-36 была впервые задумана в 1941 году, проработала всю жизнь, а затем была прекращена 18 лет спустя,
в феврале 1959 года .
«Людям, финансирующим программу – американскому народу – будет трудно судить самим о точности радужных заявлений, исходящих из Пентагона. »
Программа F-35 завершила окончательные испытания начального этапа эксплуатационных испытаний и оценки
в сентябре 2023 года . Ожидаемый отчет по этому процессу является последним юридическим препятствием, которое программа должна преодолеть, прежде чем руководитель отдела закупок Пентагона сможет одобрить полномасштабное производство. Трудно представить сценарий, при котором этого не произойдет на данный момент. Слишком много времени и денег уже потрачено на F-35.
Но даже если DOT&E спустя почти 23 года подпишет первоначальный проект F-35, возникнет множество новых непредвиденных проблем, требующих модернизации, прежде чем это оружие будет «готово» к бою. Как говорилось ранее, военные уже не принимают на вооружение свежие F-35, не обновленные необходимым оборудованием. В этом году, вероятно, произойдет несколько бюджетных споров либо по поводу разработки совершенно новых двигателей и систем охлаждения, либо по решению проблем с электропитанием, охлаждением и силовой установкой всего парка, от которых страдают эти системы. Суть в том, что этот самолет будет далек от боевой готовности, даже если отдел закупок Пентагона разрешит серийное производство.
Что бы ни случилось, эта история еще далека от завершения. Программе F-35 предстоит еще провести годы дальнейших разработок, прежде чем самолет приблизится к высоким целям, поставленным перед ним поколение назад. Поскольку Пентагон и Конгресс начинают рассматривать планы относительно следующего поколения американских систем вооружения и боевых самолетов, мы должны извлечь уроки из этих серьезных ошибок. Мы не можем подходить к разработке вооружений с таким же слабым надзором, небрежной ответственностью и плохими стандартами оценки, которые привели к созданию самого дорогого и наименее готового современного боевого самолета в нашей истории.