В период войны во Вьетнаме самолеты U-2 и RB-47 вели воздушную разведку с высот 14–20 тыс. м, а SR-71 – с высот 23–24 тыс. м. Стратегические разведчики SR-71 действовали только в светлое время суток при ясной и солнечной погоде. При этом скорость их полета над ДРВ находилась в пределах от 2800 до 3200 км/час. Основные маршруты рейдов «Блэкбердов» («Черных дроздов») приводятся на карте-схеме (высота целей показана в гектометрах).
В 1960–1970-х гг. зафиксированы следующие основные способы боевого использования разведчиков SR-71: полет одиночными самолетами (в большинстве случаев); полет двумя-тремя самолетами в одном районе (с интервалом между ними от 1 до 20 минут); полет двумя-тремя самолетами в одном районе, но в разное время (с интервалом от 2 до 5 часов); полет одновременно двумя-тремя самолетами в разных районах и в разное время.
Особенности стрельб зенитных ракетных войск по SR-71 в первую очередь связаны с его большими высотами полета (22–24 км) и скоростью до 3700 км/час. Высокие тактико-технические и летные характеристики «Черного дрозда» в сочетании с наличием на борту аппаратуры предупреждения об облучении РЛС и пуске ЗУР, а также аппаратуры постановки активных помех обеспечивали эффективное применение машины и малую вероятность ее уничтожения огнем ЗРК, использовавшихся в ту пору во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
При таких параметрах движения SR-71 для ЗРК СА-75М глубина зоны поражения ограничивалась всего 5–9 км при предельном параметре цели, равном 14–18 км. Необходимая дальность пуска для обеспечения встречи ракеты с самолетом на дальней границе зоны поражения составляла 75–76 км. В этих условиях была возможна стрельба только при отсутствии помех и наведении ЗУР по методу «половинного спрямления» («ПС»).
Для своевременного открытия огня по «Черному дрозду» дальность его обнаружения должна была составлять не менее 100–105 км при подготовке данных с помощью автоматизированного прибора пуска ЗРК СА-75. Фактически средняя дальность обнаружения SR-71 (по опыту работы вьетнамских расчетов) составляла всего 70–75 км. Это в принципе позволяло производить стрельбу по заранее рассчитанным исходным данным, однако наличие аппаратуры разведки и постановки активных помех давало возможность экипажам «Блэкбердов» своевременно принимать эффективные ответные действия.
Так, через 4–5 с. после переключения радиопередатчика команд управления ракетой (РПК) ЗРК СА-75М на антенну (как при старте ЗУР, так и проведении так называемого ложного пуска) на SR-71 включалась аппаратура постановки активных шумовых помех. При этом зенитные ракетные дивизионы, для которых параметр цели был в пределах до 10 км, отметку от самолета на фоне интенсивных помех не наблюдали и могли в этом случае осуществлять наведение ЗУР только по методу «трех точек» («ТТ»).
Дивизионы, для которых параметр воздушного разведчика составлял 10–15 км, наблюдали SR-71 на фоне помех только с дальности 30–40 км, то есть возможность перехода на метод «половинного спрямления» была у них только перед встречей ракеты с целью. Цель на фоне помех наблюдалась на всем маршруте полета дивизионами, для которых параметр составлял более 38–40 км, то есть существенно больше предельного параметра, допустимого для СА-75М.
В 1968–1969 гг. зенитные ракетные войска ПВО ДРВ провели 22 стрельбы по стратегическим самолетам-разведчикам SR-71, израсходовав при этом 29 ЗУР В-750 различных модификаций. Все стрельбы оказались неудачными. При этом в 50% случаев огонь велся в условиях, не обеспечивающих встречу ракеты с целью в пределах зоны поражения (из-за несвоевременных пусков и проведения стрельб при параметре цели больше предельного). Семь стрельб (31,8%) были проведены при наведении ракет методом «ТТ» либо с переходом с метода «ПС» на метод «ТТ» при постановке помех. Но и тогда SR-71 поразить не удалось, так как при скорости более 700 м/с и высоте, равной 24 км, зона поражения при наведении ракет методом «ТТ» в ЗРК СА-75М не реализуется.
Основными причинами неудач являются несвоевременное обнаружение цели, не обеспечивающее обстрел самолета SR-71 в зоне поражения; применение противником АШП после пуска ракет, что вынуждало производить изменение метода наведения (подобные переключения вносили дополнительные возмущения в контур управления ЗРК); невозможность обстрела стратегического разведчика при наведении ракет методом «ТТ» из-за отсутствия при таких параметрах цели зоны поражения; большие ошибки сопровождения при РС столь скоростной и высотной машины.
В период боевых действий на Ближнем Востоке в октябре 1973 г., а также и после их прекращения SR-71 совершили несколько разведывательных рейдов над территорией Египта и Сирии, действуя с континентальной части США. Полет в район разведки проходил без промежуточных посадок с пятью-шестью дозаправками в воздухе. Общая протяженность маршрута составляла около 23 тыс. км, полетное время – более 10 часов. В воздушном пространстве над разведываемой территорией ОАР, CAP, Иордании и Ливана самолеты SR-71 находились от 35 до 55 минут, высота полета в районе разведки составляла 20–22 тыс. м, скорость – свыше 3000 км/час.
Зенитные ракетные войска Сирии и Египта стрельб по SR-71 не проводили, так как практически не были обеспечены своевременной радиолокационной информацией, необходимой для приведения зрдн в готовность к пускам ЗУР.
Выводы
Воздушная разведка была основным средством получения оперативной информации о противнике на протяжении всего периода боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Ее эффективность по сравнению с другими видами разведки определялась большим объемом, полнотой, достоверностью и быстротой доставки сведений. В частности, на ведение воздушной разведки американское командование в ходе войны во Вьетнаме планировало от 10 до 30% общего количества самолетовылетов. А на завершающем периоде противоборства их доля помесячно находилась в пределах от 26 до 45% от общего количества самолетовылетов над территорией ДРВ. Распределение самолетовылетов по типам самолетов-разведчиков за периоды 1969–1970 и 1971–1972 гг. показано в таблице.
Значительный расход сил и большое внимание воздушной разведке со стороны как американского, так и израильского военного командования и в периоды относительного затишья, и в ходе активных боевых действий позволяли правильно определять условия и характер нанесения ударов по объектам.
Зенитные ракетные войска показали свою достаточно высокую эффективность как средство борьбы с пилотируемыми и беспилотными средствами воздушной разведки. Не обошлось и без неудач, однако по большей части они были связаны с конструктивными особенностями ЗРС того времени. В частности, стратегические разведчики SR-71 осуществляли полеты со скоростями 2800–3200 км/час, в то время как комплекс СА-75М обеспечивал стрельбу по целям, имеющим скорость до 2000 км/час. После необходимых доработок и усовершенствований боевые возможности ЗРК существенно возросли и позволили им поражать скоростные и высотные цели с подобными характеристиками.
Подробнее:
ЗРК С-75 – первый среди равных — часть IV | Журнал «Воздушно-космическая оборона»