Прошло 8 лет и наступил год 2010-й.
В начале 2010 года «Локхид Мартин» заявила в прессе, что ее оценка производства истребителей F-35 для нужд США и других стран может составить около 7500 единиц, во что верится с трудом. Недавние совместные оценки американских чиновников, их союзников по НАТО и заинтересованных покупателей остановились всего лишь на цифре 3173 самолета. Из них на США приходится 2443 машины, доля остальных: Великобритания – 138, Италия – 131, Австралия – 100, Турция – 100, Нидерланды – 85, Канада – 80, Норвегия – 48 и Дания – 48 самолетов.
Почему всем им так хотелось бы закупить этот истребитель? Дело в том, что ни одна из этих стран самостоятельно создать истребитель 5-го поколения пока не в состоянии по причине значительного отставания в технологическом плане от США, которые опережают их примерно на 10 лет и стремятся этот разрыв постоянно поддерживать. Вторая причина – необходимость замены в ближайшие годы своих устаревших самолетов, а многие из этих стран эксплуатируют опять же американские F-16. И хотя даже в США специалисты считают этот F-16 самым ненадежным самолетом (по уровню аварийности он хуже всех остальных американских машин – см. «Авиапанорама» №№ 1–3, 2009), они сумели продать в прошлом веке более 4000 штук.
Разработчиком этого самолета была та же фирма «Локхид Мартин», которая теперь хочет всем продать уже новый самолет – F-35. А этим странам и деваться-то некуда, они сами согласились на это и «скинулись» на его разработку, всего-то около $4 млрд.
Самое интересное заключается в том, что в настоящее время никто не может точно сказать, когда и кто из перечисленных заказчиков сможет реально получить заказанные самолеты. Реальность такова, что все сроки нарушены, испытания опытных образцов самолета значительно отстают от графика, а ожидавшееся принятие самолета F-35 на вооружение уже плавно передвинулось с 2011–2012-х на 2017–2018 гг. Напомним, что программой создания самолета изначально было запланировано разрабатывать его в трех вариантах: F-35A – для ВВС, F-35B – самолет КВВП для морской пехоты и F-35C – палубный вариант для авиации ВМС.
На сегодняшний день всем стало ясно, что этот истребитель абсолютно доминирует пока лишь по своей цене, которая уже составляет более $100 млн, и по стоимости программы разработки, превысившей уже сумму в $45 млрд. Стоимость же программы эксплуатации самолетов F-35 (в течение всего жизненного цикла) для министерства обороны США может составлять от $760 млрд до более чем $1 трл. Эта программа действительно превратилась в головную боль для ее разработчика – фирмы «Локхид Мартин», которой приходится лавировать в американских коридорах власти, чтобы спасти и программу самолета, и не ударить в грязь лицом перед зарубежными партнерами.
Оценка стоимости 35-летней программы закупок самолетов F-35 для нужд военного ведомства США уже выливается в весьма солидную сумму – более $382 млрд. Если минобороны будет закупать планируемое количество самолетов F-35 до 2035 года, то средняя цена одного экземпляра составит около $92 млн в ценах 2002 года. С учетом инфляции к 2035 году эта цена составит уже $135 млн. Это почти вдвое превышает оценки МО США, проводимые в 2001 году на старте программы.
Фирма «Локхид Мартин» действительно заработала головную боль не только для себя, но и для МО США. Уже к 2017 году дефицит самолетов в ВМС США составит около 240, к 2020 году – до 800 единиц. Что делать в этом случае – понятно, закупать палубные истребители F/A-18E/F. ВВС США в этих же условиях будут вынуждены либо продлевать срок службы устаревших F-16 и А-10, либо сокращать количество эскадрилий.
Возникшие проблемы фирма-разработчик пытается решать на ходу, cократив количество опытных самолетов. Если ранее предполагалось построить для испытаний 15 опытных экземпляров самолета, то теперь их будет всего 12 (4 самолета F-35A, 5 – КВВП F-35B и 3 – палубных F-35C). Кроме того, должны построить 6 фюзеляжей для статических испытаний. Производство первого опытного самолета начали в 2004 году, к окончательной сборке приступили в мае 2005 года. Образец сошел со стапелей в феврале 2006 года, но официально был показан лишь в июле, когда его нарекли «Лайтнингом». Так закралось первое отставание от графика, после чего фирма не смогла вовремя выйти на второй рубеж – первый полет самолета, который ожидался в октябре того же года. А дальше дела пошли еще хуже, отставание от графика продолжало нарастать, а затраты расти еще быстрее.
Одна из основных причин задержки программы разработки самолета F-35 заключается в том, что разработчик самолета – фирма «Локхид Мартин» – не уложилась в сроки с 8 критическими технологиями, демонстрация которых должна была состояться еще до начала разработки. По существующим в США нормам, без завершения разработки критических для данного проекта технологий в принципе не может быть начато полномасштабное серийное производство самолетов из-за высокой степени риска. Разработка системы обычно может быть начата при готовности не менее 6 (в среднем обычно из 8–9) критических технологий. Для оценки готовности технологий МО США в свое время ввело специальный критерий TRL (Technology Readiness Level – уровень готовности технологий). В результате оценки по этому критерию программы F-35 к 2008 году готовыми считались лишь 2 технологии, еще 4 не были завершены и еще 2 были абсолютно не готовы («комплексирование систем обеспечения выполнения боевой задачи» и «контроль и диагностика функционирования систем комплекса»). Практически это означает, что к началу ОКР в 2001 году не были выполнены необходимые для этого НИР, отсюда недоработки, затягивание сроков, аварии с двигателем и резкий рост стоимости программы разработки.
В 2010 году МО США приняло решение сократить ассигнования на мелкосерийное производство самолетов, направив вместо этого деньги на скорейшее завершение программы разработки. По состоянию на 2010 год до сих пор не решены проблемы с перегревом конструкции (в основном приборного отсека). Система охлаждения на американских истребителях 5-го поколения работает на принципе использования топлива в качестве хладоагента, само топливо охлаждается за счет потока воздуха, нагнетаемого вентилятором в пространство между обшивкой и топливными баками. Считается, что уровень теплового потока, например, на самолете F-35 в процессе полета примерно в 3–5 раз выше, чем на F-16. В общем, как это было и год назад, самолеты F-35 пока остаются «летающими термосами». Кроме этого, на F-35 до сих пор пока не решены проблемы с программным обеспечением, похоже, что их решение откладывается примерно до 2015 года. Не все ладится и с другими системами, например, с системой катапультирования. Проблем набралось немало, результат – завершение войсковых испытаний возможно только к середине 2016 года.