О плохом.
Чтобы заканчивать на позитивной ноте, начнем с недостатков. Тут больше текста, но это не значит, что они перевешивают
– Как это часто бывает с современным российским кино, картинка в нем лучше сценария. Кто-то здесь уже писал (кажется,
AlexF), что из космонавтов – такие себе актеры, но тут дело даже не в них. Проблема не в сценарии глобально, а в качестве диалогов и прочих мелочей, которые по идее должны погружать зрителя в фильм, знакомить его с персонажами, заставлять сопереживать им. Большая часть диалогов – деревянная. Добрая половина актеров (и я говорю именно про актеров, не космонавтов) весь фильм ходят с каменными лицами, и как мне кажется, не то чтобы они такие плохие актеры – просто с тем текстом, который им дали, что-то отыгрывать нереально. Мой любимый пример здесь – «Майор Гром и Чумной Доктор», который кажется отличным фильмом, если смотреть его без звука: выглядит сногсшибательно, но как только герои открывают рот – из них начинают сыпаться фразы, достойные разве что утренника в детском саду. В «Вызове» все не так плохо, но болезнь та же самая. Причина, думаю, проста – сценаристы мало книжек читали.
– Ну и вообще в фильме есть сценарные дыры. Есть впечатление, что ряд сцен вырезали при финальном монтаже, и их попросту не хватает. Смазан момент выбора главной героини в качестве того, кто именно полетит в космос (вот она еще не была кандидатом – а вот уже Пересильд в скафандре на Байконуре, все поменялось слишком быстро, а ведь это коренной перелом в ее судьбе). Потом, я так и не понял, в чем фишка сережек, которые хранит и с которыми расстается героиня. Может, я что-то пропустил, но вообще задача сценариста, чтобы главные моменты зрителю было пропустить сложно. Я ожидал того, что при спуске корабля с орбиты, когда его обшивка горит, нам покажут очередной флешбек, где мы увидим, как Пересильд перерезала ремни машины этим сережками, успевая освободить себя и дочку, но не мужа – перед тем как та взрывается, там же текло топливо. Не хватило времени, фильм и так слишком длинный? Ну убрали бы половину армянских шуток про Краснодар, они все равно не смешные.
– Есть осознанные сценарные допущения / ошибки, они же «вещи, которых не может быть». Это не недостатки, просто их стоит назвать. Во-первых, внезапный выход в открытый космос «тайком от ЦУПа» невозможен в принципе. Это непростая процедура, которая требует достаточно длительной подготовки оборудования и самого космонавта. Во-вторых, немного абсурдно изображение МКС, где совсем нет американских и прочих астронавтов. Да, все работают и живут больше на своих сегментах, но они являются единым экипажем. У отсутствия представителей стран-партнеров могут быть самые разные причины, в т. ч. не относящиеся к создателям фильма, но оно сильно искажает истинный быт МКС. (У американцев, кстати, часто в состав экипажа входит астронавт с хирургическим прошлым. И никого не надо было бы отправлять)
– Еще по ходу фильма у меня сложилось впечатление, что его первая половина сильно хуже второй. Это тоже проблема сценария, характерная для всех фильмов, когда с героями зрителя знакомят по ходу действия. В этом есть своя изюминка, но вообще как зритель чувствуешь себя сбитым с толку, когда тебе за первые десять минут показывают всех персонажей, не рассказывая ничью предысторию – спрашивается, с какой стати они должны меня вообще интересовать? Потом по ходу персонажи становятся человечнее, и именно поэтому вторая половина лучше первой.
– И последнее. Первый час фильма вообще по стилю... местами... вызывает отторжение. Это лично мое восприятие, и вы можете с ним не согласиться. Но для меня это такое себе зрелище: культура хмурых мужланов с угрюмыми лицами, бесконечно разруливающих чрезвычайщину в просторных темных кабинетах, однако при возникновении реальных проблем сразу же норовящих сбросить их на женские плечи. Это такая же мрачная атмосфера, похожая на «Человека в высоком замке», но у нас же здесь не антиутопия? Эх, стиль – примета времени.
– Продакт плейсмент местами бесстыжий, это да. Тинькофф - Мегафон - Первый канал - Apple... что я пропустил? )
О хорошем
– Вторая половина фильма! Она гораздо лучше первой. Там уже не герои, не функции системы, а люди. Не знаю как вам, а мне такое видеть приятнее.
– Съемки невесомости на Ил-76 крутые!
– Съемки старта «Союза» крутые!
– Съемки выхода в открытый космос крутые! Красота!
– На МКС тоже нормально сняли, увидели бы мы российский сегмент в таком качестве без фильма? Нет. Так что возрадуемся!
– Еще раз, для ясности: я не вижу большой проблемы, что на МКС полетели Пересильд и Шипенко. Разные люди в космос летали, и у нас, и за океаном. И туристы летали. И нынешний глава НАСА, будучи сенатором, тоже летал – вот представляете, если бы у нас депутата Госдумы запустили?!?! ОК, в идеальном мире, МКС – лаборатория, каждая минуты работы которой ценна, но в реальности это давно не так. (Вопрос о финансировании вынесем за скобки, как и принцип «национализации убытков и коммерциализации прибыли; здесь я пишу исключительно о фильме как зритель).
– Все уловили отсылки? Если стартовая сцена – это «Гравитация», то выброшенные сережки – это «Человек на Луне»?
— Пересильд симпатичная!
– Ну и напоследок: кто-то да и заинтересуется после этого фильма полетами к космос. Или медициной. Или хотя бы Иркутском!
Короче, в целом мне нра.