АН-38: ТЕПЕРЬ И С РОССИЙСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
11 декабря 2001 г. на аэродроме Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) им. В.П.Чкалова состоялся первый полет самолета Ан-38-200, оснащенного силовой установкой российского производства. Полет выполнил экипаж в составе летчика-испытателя АНТК им. О.К.Антонова Виктора Гончарова и летчика-испытателя НАПО Валерия Поташова.
...
Несмотря на большие потребности в современном самолете для местных воздушных авиалиний Ан-38-100 за эти годы смогли приобрести пока только две российские авиакомпании: три машины - авиакомпания «Восток» (г. Хабаровск) и две – авиакомпания "Алроса" (г. Мирный, Якутия). Еще один самолет эксплуатируется в авиакомпании завода-изготовителя – "НАПО-Авиатранс".
Общий налет этих самолетов за первые 3 года эксплуатации составил более 6000 часов. За это время были выявлены и устранены все «детские болезни», которые присущи любой технике в начальный период эксплуатации. Ан-38-100 уверенно освоил воздушные трассы, на которых ранее летали самолеты Ан-2, Ан-28, Л-410, а также Ан-24 и Як-40.
Неплохо зарекомендовала себя и примененная на Ан-38-100 зарубежная силовая установка, имеющая высокую надежность и немалый межремонтный ресурс (4500 ч). Основные проблемы, которые возникают при эксплуатации Ан-38-100 с американскими двигателями, связаны со сложностями в приобретении импортных запасных частей, обусловленными их высокой стоимостью, а также суровым таможенными законами с российской стороны.
Поэтому в АНТК им. О.К.Антонова была разработана модификация Ан-38-200, имеющая в качестве силовой установки новые российские двигатели ТВД-20-03 (разработчик – Омское моторостроительное конструкторское бюро (ОМКБ)) с малошумными шестилопастными воздушными винтами АВ-36-02 (разработчик - НПП «Аэросила», г.Ступино). Серийное производство новых двигателей освоило одно из крупнейших российских двигателестроительных предприятий – Омское моторостроительное производственное объединение (ОМПО) им. П.И.Баранова, выпускающее также вариант двигателя ТВД-20 для модернизированных самолетов-бипланов Ан-3. В феврале 2000 г. двигателю ТВД-20 выдан сертификат типа № СТ117-АМД, позволяющий эксплуатировать его на самолетах гражданской авиации.
Самолет с российской силовой установкой по своим характеристикам практически не уступает варианту с американскими двигателями. Он может использоваться для перевозки на местных линиях 27 пассажиров или 2800 кг грузов со скоростью 380 км/ч. Максимальная дальность полета Ан-38-200 составляет 1780 км. При этом значительно меньшая стоимость российской силовой установки, благодаря чему Ан-38-200 на 30-40% дешевле своего предшественника Ан-38-100, делает его очень привлекательным для относительно небольших российских авиакомпаний. К такому варианту проявляют интерес и некоторые потенциальные зарубежные заказчики, в первую очередь из Юго-Восточной Азии. Здесь о самолете Ан-38 знают не понаслышке: пара Ан-38-100 авиакомпании "Восток" уже два года работает в Малайзии. Вариантом Ан-38-200 заинтересовались во Вьетнаме, где эксплуатируется большое количество авиатехники российского производства.
Первый опытный Ан-38-200 был построен на НАПО им. В.П.Чкалова в 2001 г. Символично, что в первом испытательном полете его сопровождал "старший брат" Ан-38-100 (экипаж – летчики-испытатели НАПО Евгений Рудакас и Борис Сивков). В начале 2002 г. Ан-38-200 поступил на сертификационные испытания, которые планируется завершить уже к концу года. После этого модифицированному самолету будет выдано дополнение к сертификату типа, дающее право на его эксплуатацию в авиакомпаниях, и Ан-38-200 поступит в серийное производство.
Согласно проведенным маркетинговым исследованиям, на российский рынок до 2010 г. может быть поставлено до 90 самолетов типа Ан-38, а на зарубежный - около 80 самолетов. Производственные мощности НАПО им. В.П.Чкалова позволяют выпускать до 30-35 самолетов Ан-38 ежегодно. К сожалению финансово-экономическое положение небольших российских авиакомпаний, специализирующихся на региональных грузопассажирских перевозках, не позволяет им закупать новую авиационную технику в массовых количествах. Поэтому создатели самолета надеются, что Ан-38 привлечет к себе заслуженное внимание и потенциальных зарубежных заказчиков.