Вот ещё немного про МС-21
http://www.aviaport.ru/digest/2012/06/14/236061.html
http://www.aviaport.ru/digest/2012/06/14/236061.html
О ходе расследования, проектах по созданию новых отечественных самолетов и модернизации существующих воздушных судов рассказал агентству "Прайм" в своем первом интервью после назначения на должность заместителя министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь.
- В России сейчас разрабатывается еще один пассажирский самолет - МС-21, производство которого запланировано на 2016 году. Может ли выпуск МС-21 начаться раньше намеченных сроков?
- Существует утвержденный бизнес-план и график реализации проекта. Пока мы остаемся в нем, несмотря на сложности.
- Какие?
- Наиболее проблемным для нас являлось производство консоли композитного крыла. Дело в том, что новое композитное крыло производится по новой диффузионной технологии. Это новое технологическое решение и на конструкциях такого размера раньше не использовалось и в итоге могло привести к ряду проблем.
Сейчас, получив прототипы модели и подвергнув испытаниям в ЦАГИ, мы получили те результаты, которые проектировались изначально, что нас не может не радовать. Но чем больше новых решений, тем больше риск. Например, те же японцы отказались от композитного крыла, поскольку это слишком высокая степень риска с точки зрения разработки - если возникнут сложности, то это затянет срок реализации программы. Мы все-таки пытаемся создавать современный самолет, используя в его разработке множество инноваций.
- Кроме композитного крыла, какие еще?
- Это новый редукторный двигатель Pratt & Whitney, который сам по себе революционный и наш ПД-14. Это, соответственно, и новый комплекс бортового электронного оборудования.
Есть опасения, что чем революционней решения, тем больше шансов что поставщик или разработчик не уложится в срок, но с другой стороны есть шанс получить самолет, который впитает в себя самые новые решения.
- Денег хватает?
- Да, хватает, мы остаемся в рамках того же бизнес плана, который был разработан и утвержден.
- Когда мы услышим о новых контрактах на МС-21?
- На Farnborough пройдёт демонстрация модели салона. Наша маркетинговая активность возрастает. И мы надеемся, что результатом этого станет подписание новых контрактов.
- Если не будет новых контрактов в этом и следующем году, то на финансирование проекта это не повлияет?
- На данном этапе это нас не пугает. Пока в магистральной нише безраздельно властвует Boeing и Airbus, они комфортно себя чувствуют вдвоем. Наша задача вернуться на магистральный рынок, но "вернуться" - это условно, так как мы на этом рынке и не были никогда. Мы делали самолеты и продавали друзьям, но опыта в полноценной работе на международном рынке у нас нет.
- Будет ли государство поддерживать продажи самолета на начальном этапе?
- Мы надеемся, что меры господдержки будут распространяться не только на разработку самолета, но и на его начальный период продаж в 2016 -2017 годах. Новый товар нуждается в скидках, даже навязывании. Мы должны предлагать такие условия, чтобы авиакомпании могли видеть преимущества нашего самолета.
Конечно, мы не сможем продавать первые самолеты по той же цене, что и Airbus 320 NEO, не надо этого стесняться. Скажем условно, что для авиакомпании лизинговый платеж по Airbus 320 будет 250 тыcяч долларов, а по МС- 21, скажем, 180 тысяч долларов - такая экономия, особенно, для дискаунтеров, это серьезная разница. Мы должны продавать бизнес, мы должны убеждать, что на нашем самолете можно зарабатывать.
- ОАК будет представлять скидку?
- Конечно, скидку предоставляет производитель. Но он находится не в том финансовом состоянии, у него нет того запаса устойчивости, что накопили Boeing и Airbus. Корпорации крайне сложно будет реализовать выведение нового продукта на рынок без дополнительной поддержки.
- Будет ли создана компания, как например, было с SSJ, которая займется продажами самолетов за рубеж?
- По продвижению самолетов и их сервисному послепродажному обслуживанию, мы будем стараться выстроить полноценную модифицированную масштабную структуру. Было бы здорово, если б это произошло с участием опытного иностранного партнера.