А вот с композитами, действительно, полный туман.
В чем туман?
«Унихимтек» завершил испытания композитных материалов для производства МС-21
Пт, 13 Март 2020 | Тема:
Разработки изделий
Иркутский авиазавод начал производство первого серийного среднемагистрального самолета МС-21, крыло которого будет изготовлено из отечественных композитных материалов разработки группы
«Унихимтек».
Как
сообщают СМИ, благодаря этим материалам Объединенная авиастроительная корпорации (ОАК) смогла заменить продукцию компании Cytec Industries, которую перестали поставлять в Россию из-за санкций с США.
Помимо химических материалов для выпуска композитного крыла требуются также углеродные волокна, которые на своем заводе в г. Алабуге, Татарстан, производит компания «Росатом». На сегодняшний день углеродные волокна не полностью идентичны продукции японской компании Toho-Tenax, для этого необходимо освоить самый последний технологический передел, что будет сделано в ближайшее время. Но даже существующая продукция «Росатома» по своим прочностным характеристикам весьма конкурентоспособна в индустрии авиационных композитов.
Так, серийно выпускаемые российские углеродные волокна имеют прочность 4,9 ГПа, есть отдельные образцы с прочностью 5,6 ГПа и даже 6 ГПа, то есть столько же, сколько и у волокон Toho-Tenax. Но даже если брать в расчет только серийно выпускаемые волокна, то они вполне походят для изготовления крупных интегральных конструкций первого уровня.
В эксклюзивном интервью для «Эксперт Online» председатель совета директоров группы «Унихимтек»
Виктор Авдеев рассказал как обстоят дела с выпуском химических материалов для композитных агрегатов МС-21, какими проектами сейчас занимается «Унихимтек» и за счет чего группа собирается втрое увеличить свою выручку.
— Уже прошел год с тех пор, как научно-технический совет «Иркута» принял решение использовать при производстве крыльев для самолета МС-21 вашу систему химических материалов вместо той, что выпускала американская Cytec Industries. Что сделано с тех пор?
— Если кратко, то мы уже завершили все испытания материалов. Наша собственная система материалов заметно отличается от аналогичной иностранного производства, поэтому пришлось внести довольно серьезные изменения в технологию переработки. Лучше, конечно, спросить наших заказчиков, но мы полагаем, что эта технологическая стадия пройдена успешно. Более того, уже начато изготовление летных экземпляров самолетов, на которые будут установлены крылья из наших композитных материалов. Но необходимо пройти весь цикл испытаний в соответствии с существующими в авиастроительной отрасли стандартами.
— Известно, что углеродное волокно у нас производит «Росатом». Но предприятие этой госкорпорации в Алабуге пока еще не делает такие волокна, как японская Toho-Tenax, на основе которых изготавливались материалы, запрещенные к поставке из-за санкций. Можно ли как-то компенсировать этот недостаток за счет уникальных свойств вашей системы материалов?
— Это, по сути, уже сделано. Для производства нашей системы материалов мы используем российское углеродное волокно. Его прочность на растяжение примерно на 15% ниже. Тем не менее, за счет ряда уникальных материаловедческих решений этот недостаток был полностью нивелирован. Прочность отечественного углеродного волокна понижена за счет микрошероховатостей на его поверхности, но в то же время эти микрошероховатости улучшают взаимодействие с полимерной матрицей и наряду с модификацией самой матрицы и аппретов приводят к улучшению эксплуатационных характеристик изделия.
Мы ожидаем, что само крыло, сделанное из отечественных композитов, будет точно не хуже, а по целому ряду важнейших показателей, возможно, даже лучше. Нужно дождаться результатов окончательных испытаний.