Рыночная ниша МС-21 из интервью Рубцова
АТО: Как планируете заниматься самолетом МС-21?
А. Р.: В правительстве надо уже думать о том, как выводить на рынок МС-21. Совершенно очевидно, что это невозможно сделать без целого набора мероприятий. С учетом опыта SSJ-100 и Bombardier CSeries, в котором мы тоже активно участвуем, мы видим все сложности, которые у них возникают. Нас они, к сожалению, тоже не минуют.
Надо понимать, что рынок в этом сегменте уже здорово разобран, все лучшие авиакомпании мира заказали Airbus A320neo и Boeing 737MAX, и нам придется работать с компаниями второго-третьего эшелона, поэтому нужно будет обязательно развивать глобальный операционный лизинг — в первую очередь на внешних рынках. Для этого, видимо, потребуется капитализация лизинговых компаний, в том числе и нашей, мы на это рассчитываем. Пора это делать в 2017–2018 гг. И нужно обязательно формировать склады запасных частей для МС-21, готовить стимулирующие предложения для первых клиентов, переоснащать их наземную базу, создавать пулы запчастей, организовывать тренажерные центры в разных регионах мира, куда мы хотим эти самолеты продавать. Для всего этого нужны деньги.
В целом требуется комплексная программа по выводу МС-21 на рынок, чтобы он был конкурентоспособен не только как самолет, но и в финансовом отношении. Сейчас у корпорации "Иркут" все силы брошены на изготовление первого прототипа. Это понятно, но мне кажется, нам всем вместе нужно в ОАК думать о том, чтобы выводить машину на рынок. И представить соответствующую концепцию.
АТО: Какие компании, на ваш взгляд, станут стартовыми заказчиками МС-21?
А. Р.: Мы считаем, что первые 50 самолетов должны идти в "Аэрофлот", следующие 50 — на глобальный рынок, на пять континентов, формировать якорных клиентов. Скорее всего, это будет 100%-ный операционный лизинг, а учитывая кредитное качество предполагаемых клиентов, едва ли можно сильно надеяться на кредитное финансирование. Поэтому, видимо, требуется эти 50 самолетов финансировать через капитализацию лизинговых компаний, потому что невозможно будет под их кредитные риски привлечь заемное финансирование.
Очень важно работать с лизинговыми компаниями, для этого нужно развивать программу гарантирования остаточной стоимости, она сейчас только начинает работать. Такая программа должна сформировать понятие ликвидности будущего самолета. Для этого нужны упомянутые меры господдержки. Система гарантирования остаточной стоимости SSJ-100 демонстрирует хорошие результаты, мы ее сейчас используем при переговорах с нашими заказчиками, но ее надо было делать, конечно, на заре программы, когда все только начиналась. Машина уже пять лет в серийном производстве, и только сейчас мы начинаем предлагать эту услугу.
В общем, совершенно очевидно, что нужно очень серьезно готовиться к выходу на рынок МС-21 и это требует больших финансовых затрат и организационных усилий. Сейчас, конечно, все внимание направлено на первый полет. Это очень важный рубеж, но кроме него есть еще вопрос вывода на рынок. Главное, не повторить ошибок, которые были сделаны при выводе SSJ-100.
http://www.ato.ru/content/proverka-na-prochnost?slink=mai&pos=2