"Мёртвые" Ту-144

На Ту-144 продолжали реставрировать стеклопластиковый носовой обтекатель. Вся верхняя часть давно облезла, связующее начало вымываться дождями, стеклоткань полезла наружу. На более старом Ту-114 такой процесс привел к полному разрушению законцовки киля, куда теперь хлещет вода и снег. На подходе Ту-95Н и Ту-16. Чтобы 44ка избежала этой участи, мы решили зачистить накопившийся сверзу мох и плесень, зашпалкевать оголившуюся стеклоткань и перекрасить весь обтекатель. В прошлые разы его упорно зачищали шлифмашинами. В этот раз прогрунтовали облезлый верх и начали шпаклевать.




Ветер сдувал факел от краскопульта, половина грунтовки растворилась в турбулентной атмосфере. Тем не менее, операция прошла успешно. А вот со шпаклевкой получилось хуже. Опыта шпаклевания таких больших площадей у нас нет. Успели сделать половину необходимого, да и то, весьма не качественно. Слой шпаклевки получился толстый, неравномерный и весь в дефектах. В ближайшие субботники будем добивать до конца, затем долго и упорно шлифовать, после чего, наверное, понадобится шпаклевать снова, возможно не раз.

Сергей завел выпуск всех четырех фар на штатные тумблеры. Фары пока не горят, зато выпускаются и убираются с забавным жужжанием:


Также нас навестил Алексей, который умеючи заклепал пневмомолотком вновь изготовленный кусок каркаса этажерки в кабине. Вандалы, грабившие самолет, раскурочили этажерку с корнями. Многие элементы требуют замены. Один из них сделан:


И результат:


Также приезжал Эдвин, горячо сочувствующий нашему делу, подарил бухту кабеля ПВС для хозяйственных нужд.
P.S. Для реставрации панелей облицовки разыскивается поролон толщиной 3-5мм!

P.P.S. Для переделки электрощита в связи с возросшим энергопотреблением нуждаемся в электрическом кабеле марки КГ на 4 или 5 проводов по 4.0кв.мм сечением длиной не менее 20м.
 
В субботу пришлось ловить просветы в тучах, чтобы закончить шпаклевать. Сушили мокрую от дождей поверхность носового обтекателя феном. С опытом, шпаклевать получалось все лучше. Под вечер попробовали шлифовать ранее зашпаклеванный участок. Работы предстоит много.

Пока лил дождь, помогали Сергею с освещением в 3ем салоне:



Сам Сергей провел эксперимент с включением посадочных фар. Самолет еще немного оживает:

К сожалению, о полноценном включении фар говорить пока не приходится за отсутствием достаточно мощного источника питания.

Также нас посетил Валерий Федорович Ваньшин, который сейчас занимается установкой бывшей летающей лаборатории Ту-144ЛЛ СССР-77114 в качестве памятника в Жуковском.
Продолжаем закупать расходные материалы и принадлежности. Шпаклевки, грунтовки, растворители, наждачки. Если кто готов поддержать рублем, то на новом сайте появилась автоматизированая форма для перевода пожертвований!
 
Оба минувших субботника были целиком посвящены шлифовке ранее зашпаклеванного стеклопластикового носового обтекателя. Женя подарил нам свою вибрационную шлифмашину, так что дело пошло веселее!


Учитывая отсутствие опыта, слой шпаклевки был весьма толстый. Но и площадь зашпаклеванной поверхности не маленькая. Работали сначала одной, затем двумя шлифмашинами.









Сегодня вчерне закончили шлифовку. Но с одного раза такую большую поверхность не вывести, дефекты еще остались. В следующий раз постараемся нанести финишную шпаклевку, после чего снова отшлифуем и будем грунтовать и красить.
 
Приближается августовский день открытых дверей (дата пока не определена).

На неделе закупили финишную шпаклевку и расходные материалы. Спасибо всем, кто жертвует посильные суммы.
К сожалению, постоянные дожди не позволяют толком работать. В минувший субботник между ливнями успели зашпаклевать 2/3 носа и снова полило. Такими темпами в этом году мы закончить можем не успеть.



Пока лил дожть, в домике вернулись к нашей многострадальной потолочной панели из заднего туалета. Тонкого поролона купить так и не удалось. Купили подложку для ламината. Обклеили каркас ею, а сверху кожей молодого дермантина на 88й клей



Оставили под грузом на просушку. Сложно сказать, как павинол будет взаимодействовать с клеем. Возможно, появятся пузыри или еще что. Тогда придется оторвать и думать над другими вариантами.

Сергей на борту менял перегоревшую лампу-фару в носу. Лампы брали с доноров, некогда вывезенных из Шереметьево при утилизации отечественных самолетов Аэрофлотом.



К сожалению, наш запас ламп не велик. Если еще будут выходить из строя, придется искать деньги и закупать. Включаем только в рулежном режиме, там всего 150Вт, но время работы не ограничено. В посадочном 600Вт (а есть и 1000) и включение допускается кратковременно при условии хорошего обдува.

Еще Сергей починил электрической механизм эффекта триммера (МЭТ). Теперь в кабине можно нажимать специальные кнопки и штурвалы сами отклоняются в заданную сторону. Вот только все это оживление требует источников питания 200, 115 и 27В. Наши кустарные источники годятся разве что для проб. Нужен нормальный источник аэродромного питания. Или деньги на его закупку.
 
Минувшая суббота началась с того, что наша многострадальная подъемная стремянка вновь обнаружена неисправной. По случайному совпадению, пользовались ею на неделе рабочие, красящие по заказу музея самолеты Лавочкина на открытой стоянке. Чинить стремянку снова придется нам, а пока пришлось тащить к самолету более высокую и тяжелую.

Основной трудовой подвиг совершил Юра, который весь день на жаре в одиночестве шлифовал зашпаклеванный ранее нос. На прошлой неделе мы устраивали внеочередной субботник, для чего пришлось взять на работе отгул. К субботе успели дошпаклевать начатое ранее, и Юра приступил к грубому (пока) затиранию эксцентриковой машиной:


Работа в респираторе, противопыльном костюме, под палящим солнцем с не очень удобной стремянки. Весьма неприятная работа.





Честно говоря, когда начинали, никто не думал, что все будет настолько трудоемко. При том, что шпаклевали только верхнюю часть носа, где стеклоткань уже начала расслаиваться. Хотя вообще-то надо и внизу подмазать хотя бы местами. Не знаю, как мы будем успевать все сделать в этом году. Помощников на эту работу как-то не густо. Но оставлять на зиму не укрытую шпаклевку будет очень плохо.



В следующую субботу будет подготовка к ДОД, а в воскресение - сам праздник, так что продолжение реставрации пока откладывается. Зато постараемся продемонстрировать все приятные мелочи вроде выпускающихся фар и крылышек, которые за лето успел наделать Сергей. Ограничивает только отсутствие источника аэродромного электропитания.
 
_ПЗ_, ваш сайт не открывается - напомните, пожалуйста, как отправить вам финансовую поддержку.
 
Leonid, уже открывается, http://aviarestorer.ru/page/about/accounts/. Но на всякий случай вот реквизиты:
Яндекс.Деньги: 410011623912066

Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319

WebMoney: R247810626609 Z279047316422

Есть ещё просто реквизиты счёта, но врядли этот способ будет вам удобен.

Кстати, спасибо, что написали! Благодаря вам заметил, что на сайте номер другой карты. В смысле она тоже моя, но для музейных дел заведена отдельная, чтобы не путаться. Сегодня поправим.
 
Последнее редактирование:
Sidor, принято)
попробуйте в довесок завести PayPal - товарищам из-за рубежа он наиболее удобен, да и вообще полезная вещь
 
В минувшее воскресение в Монино прошел День Открытых Дверей, посвященный Дню воздушного флота.
Несмотря на непогоду, народу набралось немало.
Спасибо всем, кто помогал готовить Ту-144 к показу:


Вот такая выстроилась очередь:


К сожалению, 3й салон в этом году так и не удалось подготовить к показу. Соответственно, посетителей принимали и выпускали по-прежнему через одну переднюю дверь. Во 2м салоне Женя традиционно занимал посетителей обширным рассказом.


Ну и конечно, гвоздь программы. В течение дня развлекали посетителей разной машинерией. Гоняли туда-сюда фары, носовой обтекатель, багажный люк (в салоне был шок, когда он гудел под ногами), и даже крылышки. Слабая мощность нашего самодельного источника питания к сожалению, дает себя знать. Но увы, пока найти нормальный аэродромный источник не удалось.


В кабине демонстрировали посетителям, как крутятся штурвалы и педали от кнопок триммирования, как настраивается высота кресел, длина педалей и т.д.



Под вечер ввиду традиционного недовольства долгим стоянием в очереди, были вынуждены запустить на борт всех желающих без экскурсий. Начался полный хаос, чуть не опрокинули трап (да и сам самолет). Больше так делать нельзя. Впредь, будем проводить организованные экскурсии до конца, а уж кто не успел посмотреть - извините. Пока вход и выход в одну дверь, об увеличении пропускной способности мечтать не приходится. Надо доделывать 3й салон, но на субботниках помощников в последнее время совсем не густо.
 
В субботу музейщики всех подняли на уши возможным приездом НТВ на Ту-144. Но оно так и не приехало. Поэтому мы, сирые да убогие, продолжали свое грязное дело. После перерыва на ДОД, удалось отшлифовать под покраску обтекатель РЛС по правому борту. Transit одолжил три рубанка-шлифка 3M. Выводили как смогли по своему маленькому опыту. Левый борт под вечер начали, но не закончили. Закуплена про запас банка шпаклевки RANAL. Судя по всему, придется еще подшпаклевать снизу, там тоже обнаружились повреждения. Дай Боже, чтобы в сентябре было мало дождей, иначе в этом году точно не успеем, очень медленно идет:



Если кто-то желает помочь и имеет опыт работы со шпаклевками, будем рады в ближайшую субботу!
 
Последнее редактирование:
Как это было

Дабы не тонуть в рутине, предлагается небольшой очерк одного из наших зачинателей, в котором автор от первого лица рассказывает о своем знакомстве с Ту-144 СССР-77106. Орфография и пунктуация автора сохранены:

Знакомство
В марте 2008 года я влился в ряды Монинских волонтеров. Так получилось что в первый же день я побывал практически во всех экспонатах (в которые в тот момент был доступ) и Ту-144 из их числа.



Признаюсь я был поражен. И поражен не гением научной мысли и силой Страны которые создает такие авиационные шедевры, а плачевным состоянием, в котором прибывал самолет. Непонятно как, но охотники за цветным металлом, да и просто хулиганы смогли проникнуть внутрь.



Кабина была разграблена, приборы отсутствовали и частично разбиты, обшивка была вскрыта и из нее торчали вырезанные провода. В пассажирском салоне картина была не лучше. Складывалось такое впечатление, что человек, который сюда пришел мстил за что-то самолету. Резал и крушил сидения, разбивал панели вызова, бил плафоны вызова бортпроводников, рвал потолочную обшивку ради 30 граммов меди. По всей длине самолета были раскиданы приборы, части обивки, сломанные кресла.



Самолет был изуродован от носа до последнего аварийного выхода. Борт в тот момент мне показывал П.П, который руководил восстановлением. Но что он мог сделать один в этом большом лайнере, да и постоянные посторонние работы в музее забирали порой целый день.



С тяжелым сердцем я покидал борт Ту-144. Но глаза мои горели энтузиазмом как и у всех нас. Я понял что попал туда где давно хотел оказаться. Я понял что попал в команду единомышленников и по доброму больных авиацией людей. А в Ту-144 я вернулся чуть позже. Зимой 2008 года. И вернулся не один. Со мной была команда.




Команда

Суббота сменялась субботой. Прошло активное лето и началась дождливая осень. Обычно осенью работы в музее замирают, и все дружно бросаются на борьбу со снегом, мы чистим самолеты спасая их от опрокидывания.



Но это зимой все началось по другому. В один из вечеров ко мне подошел Павел и предложил стать одним из руководителей восстановления Ту-144. Без особых колебаний я согласился. Душа давно требовала сделать что то большое. Но опыта такой работы у нас не было. Надо было создавать все с нуля. Команду, планы, материалы и вообще надо было понять что мы хотим в итоге получить и куда стремится. Приходилось встречается в будние дни и решать многие вопросы. В итоге решили пойти таким путем: по возможности восстанавливаем кабину (некоторые приборы меняем из запасников, то чего не можем найти закрываем заглушками из зеленого пластика). Снимаем потолочные панели и начинаем их востановление в домике. Снимаем панели освещения и если будет возможно создаем освещение первых двух салонов. И третья команда которая непосредственно работает на борту и старается собрать всю мозаику в целом. На субботнике и на нашем форуме было объявлено о начале грандиозных работ. И в ближайшую субботу мы начали работы на борту. Команда поделилась так:

Паша Петрикеев, Евгений Сологубов занимались восстановлением кабины.



Роман Коровин, Mary Axl, Spirit, Folorad, Сандра, Paloma, Mishel, Ангелок и другие, взяли на себя самое тяжелое на то момент - ремонт панелей обшивки.



Федор Константиныч, Михаил Зорькин, Андрей Перерьев, Матвей работали непосредственно на борту (снимали панели, убирали мусор).



Павел Проскурня обеспечивал техническое ведение проекта и помогал там где нужны были руки.



Было не просто. Работать в холодной продуваемой трубе фюзеляжа было не просто, но люди согревались огнем энтузиазма, общей задачей и горячем чаем в домике конечно. Проблемы приходилось решать по ходу работы. Выяснилось что для панелей нужны очень маленькие ключи, сверла. Кабели освещения и лампы были разбиты и требовали замены. Про панель приборов я писал в предыдущей главе. Но мы верили что у нас все получится, и работа закипела.

Мы собираем самолет

С большим энтузиастом взялись волонтеры за работу.



Никогда еще у нас не было такой одной большой задачи, за решение которой взялись всем миром. Ремонт обшивки был для нас новой задачей, но путем проб и ошибок мы из субботы в субботу ремонтировали панели и создавали потолочную обшивку. Техническая бригада снимала панели освещения и меняли лампы. Мне как руководителю приходилось поработать в каждой бригаде чтобы понимать что где и как происходит.



Не все проходило гладко были и споры и разногласия были сложные технические задачи. Но в процессе работы рождались и шутки. Во время съема панелей освещения родилась шутка что «самолеты Туполева собирали карлики со специально закрученными руками» насколько неудобно было их снимать.



А когда мы пытались снять кухню для последующего ремонта, то силовые кабели были продеты так, чтородилась еще одна шутка: «самолеты Туполева собирались вокруг кухни».



Прошла зима и два месяца весны. В конце марта мы начали собирать самолет заново. Установили панели, в иллюминаторах, после долгих лет тьмы загорелся свет, в кабине появлялись приборы и она больше не пугала нас пустыми дырами. В бригаде встал вопрос открывать ли Ту-144 на ДОД (день открытых дверей). Честно скажу, я как руководитель был против штурмовщины и предлагал продолжать спокойную размеренную работу по восстановлению самолета, но бригада убедила меня, что надо открывать борт и мы успеем его подготовить.



Команда не подвела. 9 мая 2009 года мы открыли настоящую звезду нашего музея интерес к который растет из года в год.



Но главная наша заслуга это люди, которые пришли в музей. Пришли на Ту-144 пришли в музей и продолжают его восстанавливать и решать интересные технические задачи. Надеюсь у них все получится.


(С) Матвей Домченков
 
Довольно неожиданно вместе с Сергеем оказались на МАКС-2015. Однако самого МАКСа мы практически не увидели, т.к. с самого начала стали участникми массы новых знакомств, обсуждений, встреч и т.д. Довелось даже сделать небольшой доклад о реставрации Монинского Ту-144 на пресс-конференции ПАО "Туполев", посвященной 90-летию А.А.Туполева.



К сожалению, народу на мероприятии было совсем мало. Очень интересно и живо рассказал о младшем Туполеве его соратник и нынешний Заместитель генерального директора по проектированию, НИР и ОКР В.И.Солозобов. Ну а мы в очередной раз поведали о проблемах 77106.



Вновь встретились с В.Ф.Ваньшиным, который познакомил нас с бывшим командующим Дальней Авиацией РФ генерал-полковником Опариным. Обещал приехать. Будем добиваться.



Познакомились с мадам Alex Solivet - бывшим инженером "Конкорда" и нынешней руководительницей команды волонтеров французского аэрокосмического музея в Ле-Бурже.



Интересно пообщались с командой энтузиастов, воссоздавшей летающую реплику самолета Farman эпохи братьев Райт, тоже загорелись идеей приехать, а еще лучше - прилететь в Монино.




Ну а в самом Монино тем временем продолжалась шлифовка злополучного носа. Собственно, сейчас все зашпаклеванные места зашлифованы, но к сожалению, кое-где еще остаются дефекты. Придется в следующий раз еще немного местами подмазать, затем вновь отшлифовать и только тогда, если еще не настанут холода, грунтовать и красить.





Кроме того, нашлась возможность провести дефектовку одного из пассажирских трапов, подаренных Внуковским аэропортом:



Вскрытие показало, что основные механизмы трапа целы. Коррозия внутри незначительна, гидравлика работает, рулевое управление и тормоза тоже. Надо снять резину со ступенек, оптику, сидения, и готовить трап к покраске для доступа посетителей на Ту-144 через хвостовую дверь. Малярные бригады оценивают перекраску в 70-100 тыс.руб. Кроме пожертвований, пока эти деньги брать негде.
 
Продолжаются дожди. О покраске носа пока не приходится и мечтать.

Зато в салоне стало одной дырой меньше.


По сохранившемуся образцу удалось сделать копию небольшого люка спасательного каната над аварийным выходом.


Вот что получилось:


Еще смерили высоту Внуковского трапа. С запасом в метр, он подходит к хвостовой двери. Если удастся привести в порядок, то уже в следующем году можно будет открыть третий салон для посетителей на ДОД.





 
Весь сентябрь дожди без перерыва, температура не выше 15 градусов.
Со шпаклевкой закончить никак не удается. Сегодня весь день ходили низкие тучи, но осадков не было. Пользуясь возвращением Лёши из летних экспедиций, рискнули прошпаклевать выявленные в прошлые разы проблемные места на обтекателе РЛС.


После обеда кинулись шлифовать, но до вечера успели только половину. Нужно еще хоть два субботника без дождей, чтобы успеть покрасить. Очень не хочется оставлять шпаклевку под снегом...


С учетом сырой погоды, занялись обслуживанием "Горыныча". Отремонтировали спущенное колесо, проверили поступление топлива в топку, починили кран пускового горючего. Андрей любезно привез еще один транс на 6.3В для оживления калильной свечи зажигания (7В).


Свечу выкрутили, почистили, проверили на столе. Накаляется добела за 5-6 секунд! После монтажа сделали два пробных запуска (один получился случайно ), все работает на ура! Причем поджигает она даже керосин без пускового бензина. Отлично!

Также Лёша измерил и зарисовал выкройки ковролина на пол третьего салона. Остается нарезать сам ковролин. Были бы только руки...

Приезжали два специалиста с Новосибирского авиазавода им.Чкалова (видимо проездом в командировке). Пожертвовали 1000р. Были приятно впечатлены обширной коллекцией и уникальными экспонатами. И не приятно впечатлены их состоянием
 
Получили замечательный отклик в виде весьма крупной суммы пожертвований, пришедшей на наш счет. Выражаем глубокую признательность от лица всего коллектива!
В ближайшее время постараемся уточнить стоимость ремонта и приобретения аэродромного источника питания. Если не срастется, то будем закупать строительные леса либо вышку-туру достаточной высоты. С их помощью, надеюсь, Туполя помогут реконструировать отгнившую законцовку киля на Ту-114, Ту-16, а в перспективе, глядишь, музей созреет до покраски больших экспонатов, включая Ту-144.
 
Не про тушки, но другой темы не знаю.
Энтузиасты решили вернуть «Конкорды» к жизни
Сверхзвуковой самолет «Конкорд» может снова подняться в воздух. The Independent сообщает, что первые полеты могут пройти уже в 2019 году благодаря усилиям клуба фанатов этих воздушных судов Club Concorde.

Президент клуба Пол Джеймс рассказал изданию, что энтузиастам удалось собрать 180 миллионов фунтов стерлингов на выкуп самолетов и их ремонт. Один из «Конкордов» они хотят выставить на всеобщее обозрение в Лондоне, а второй использовать для полетов.

Первый самолет, который инициаторы надеются приобрести за 40 миллионов фунтов, находится на стоянке в аэропорту Париж-Орли. Его планируется перевезти в британскую столицу в 2017 году. За вход на борт с посетителей будут брать по 16 фунтов.

Другое воздушное судно, выставленное в аэропорту Ле-Бурже, планируется выкупить за 120 миллионов фунтов. Его энтузиасты хотят использовать для показательных полетов на авиасалонах и частных заказов.
http://lenta.ru/news/2015/09/19/concorde/
 
Началось "бабье лето", и на Монинском Ту-144 вновь закипела работа по реставрации обтекателя РЛС.
Наконец, с помощью шлифмашин и автомалярных шлифков-рубанков удалось вывести зашпаклеванные места заподлицо.


К вечеру удалось перейти к малярным работам. В ангаре нашлись остатки грунтовки АК-070. Жидковата, конечно, но адгезия хорошая. Нанесли полупрозрачный слой.


Безответственные коллеги оставили краскопульт плохо промытым. В результате, пришлось потратить много времени на борьбу с плевками и соплями, тем более, что растворителя было куплено в обрез.


С горем пополам побороли, настроили, задули, чтобы хоть укрыть шпаклевку от осадков.



На том пока и остановились. Очень хотелось сразу же "по-мокрому" и покрасить, но было уже почти темно.



Хочется верить, что в октябре еще будет хоть один теплый субботник. У нас всего 2кг полиуретановой краски. Есть риск, что ее не хватит, т.к. у нас нет опыта серьезных малярных работ, и расход будет большой. Постараемся прикупить еще килограммчик где-нибудь из остатков.
 
От имени нашего коллектива выражаю благодарность Дмитрию Олеговичу за солидные денежные пожертвования. Наши скромные силы вряд ли позволят немедленно пустить в дело крупные денежные суммы, но я уверен, что постепенно им найдется достойное применение. Если у Дмитрия Олеговича есть какие-то пожелания, мы будем только рады. Приглашаем посетить лично!
 
Последнее редактирование:
Очередной субботник выдался ветренным. Худшего климата для авиамузея трудно себе представить. Постоянные дожди и туманы перемежаются ураганными ветрами. В березняке за Ту-144 повалило два дерева, самолет раскачивается так, что у некоторых начинается морская болезнь.

С большим трудом зачехлили загрунтованный нос. Красить в этом сезоне его уже не получится. Как могли привязали клокочущий брезент, но скорее всего, в следующую субботу придется снова поправлять.


Зато в кабине наконец заняли свои места пресловутые наборники радиочастот на щитке РСБН-144. Ура! Спасибо всем, кто помогал моделировать, фрезеровать, гравировать, травить, точить и собирать на это деньги. Получилось весьма похоже. Ручки щелкают, цифры радиочастот отображаются в окошках.


Кроме того, наконец нарезали ковролин для третьего салона (тоже изрядно натерпелись от ветра).


Одну полосу успели примерить на борту. Стелить будем между рельсами для кресел, чтобы не разбирать снова весь салон и иметь возможность потом расставлять кресла как потребуется.



А еще сегодня отгрузили кресло "люкс" на реставрацию. Это кресло мы не реставрировали, оно когда-то было снято из салона и поставлено в запасники. Надеюсь, теперь им займутся более профессионально.


Привезли 6 новых прожекторов для мачт освещения (потрачено 13000р). На их установку пока не хватило сил, да и ураган не способствует лазанию по высоким мачтам.


Также докупили сопло 1.3мм для нашего краскопульта, запасные штуцера и фильтр-влагоотделитель для маленького компрессора. Потрачено 1380р.