Как это было
Дабы не тонуть в рутине, предлагается небольшой очерк одного из наших зачинателей, в котором автор от первого лица рассказывает о своем знакомстве с Ту-144 СССР-77106. Орфография и пунктуация автора сохранены:
Знакомство
В марте 2008 года я влился в ряды Монинских волонтеров. Так получилось что в первый же день я побывал практически во всех экспонатах (в которые в тот момент был доступ) и Ту-144 из их числа.
Признаюсь я был поражен. И поражен не гением научной мысли и силой Страны которые создает такие авиационные шедевры, а плачевным состоянием, в котором прибывал самолет. Непонятно как, но охотники за цветным металлом, да и просто хулиганы смогли проникнуть внутрь.
Кабина была разграблена, приборы отсутствовали и частично разбиты, обшивка была вскрыта и из нее торчали вырезанные провода. В пассажирском салоне картина была не лучше. Складывалось такое впечатление, что человек, который сюда пришел мстил за что-то самолету. Резал и крушил сидения, разбивал панели вызова, бил плафоны вызова бортпроводников, рвал потолочную обшивку ради 30 граммов меди. По всей длине самолета были раскиданы приборы, части обивки, сломанные кресла.
Самолет был изуродован от носа до последнего аварийного выхода. Борт в тот момент мне показывал П.П, который руководил восстановлением. Но что он мог сделать один в этом большом лайнере, да и постоянные посторонние работы в музее забирали порой целый день.
С тяжелым сердцем я покидал борт Ту-144. Но глаза мои горели энтузиазмом как и у всех нас. Я понял что попал туда где давно хотел оказаться. Я понял что попал в команду единомышленников и по доброму больных авиацией людей. А в Ту-144 я вернулся чуть позже. Зимой 2008 года. И вернулся не один. Со мной была команда.
Команда
Суббота сменялась субботой. Прошло активное лето и началась дождливая осень. Обычно осенью работы в музее замирают, и все дружно бросаются на борьбу со снегом, мы чистим самолеты спасая их от опрокидывания.
Но это зимой все началось по другому. В один из вечеров ко мне подошел Павел и предложил стать одним из руководителей восстановления Ту-144. Без особых колебаний я согласился. Душа давно требовала сделать что то большое. Но опыта такой работы у нас не было. Надо было создавать все с нуля. Команду, планы, материалы и вообще надо было понять что мы хотим в итоге получить и куда стремится. Приходилось встречается в будние дни и решать многие вопросы. В итоге решили пойти таким путем: по возможности восстанавливаем кабину (некоторые приборы меняем из запасников, то чего не можем найти закрываем заглушками из зеленого пластика). Снимаем потолочные панели и начинаем их востановление в домике. Снимаем панели освещения и если будет возможно создаем освещение первых двух салонов. И третья команда которая непосредственно работает на борту и старается собрать всю мозаику в целом. На субботнике и на нашем форуме было объявлено о начале грандиозных работ. И в ближайшую субботу мы начали работы на борту. Команда поделилась так:
Паша Петрикеев, Евгений Сологубов занимались восстановлением кабины.
Роман Коровин, Mary Axl, Spirit, Folorad, Сандра, Paloma, Mishel, Ангелок и другие, взяли на себя самое тяжелое на то момент - ремонт панелей обшивки.
Федор Константиныч, Михаил Зорькин, Андрей Перерьев, Матвей работали непосредственно на борту (снимали панели, убирали мусор).
Павел Проскурня обеспечивал техническое ведение проекта и помогал там где нужны были руки.
Было не просто. Работать в холодной продуваемой трубе фюзеляжа было не просто, но люди согревались огнем энтузиазма, общей задачей и горячем чаем в домике конечно. Проблемы приходилось решать по ходу работы. Выяснилось что для панелей нужны очень маленькие ключи, сверла. Кабели освещения и лампы были разбиты и требовали замены. Про панель приборов я писал в предыдущей главе. Но мы верили что у нас все получится, и работа закипела.
Мы собираем самолет
С большим энтузиастом взялись волонтеры за работу.
Никогда еще у нас не было такой одной большой задачи, за решение которой взялись всем миром. Ремонт обшивки был для нас новой задачей, но путем проб и ошибок мы из субботы в субботу ремонтировали панели и создавали потолочную обшивку. Техническая бригада снимала панели освещения и меняли лампы. Мне как руководителю приходилось поработать в каждой бригаде чтобы понимать что где и как происходит.
Не все проходило гладко были и споры и разногласия были сложные технические задачи. Но в процессе работы рождались и шутки. Во время съема панелей освещения родилась шутка что «самолеты Туполева собирали карлики со специально закрученными руками» насколько неудобно было их снимать.
А когда мы пытались снять кухню для последующего ремонта, то силовые кабели были продеты так, чтородилась еще одна шутка: «самолеты Туполева собирались вокруг кухни».
Прошла зима и два месяца весны. В конце марта мы начали собирать самолет заново. Установили панели, в иллюминаторах, после долгих лет тьмы загорелся свет, в кабине появлялись приборы и она больше не пугала нас пустыми дырами. В бригаде встал вопрос открывать ли Ту-144 на ДОД (день открытых дверей). Честно скажу, я как руководитель был против штурмовщины и предлагал продолжать спокойную размеренную работу по восстановлению самолета, но бригада убедила меня, что надо открывать борт и мы успеем его подготовить.
Команда не подвела. 9 мая 2009 года мы открыли настоящую звезду нашего музея интерес к который растет из года в год.
Но главная наша заслуга это люди, которые пришли в музей. Пришли на Ту-144 пришли в музей и продолжают его восстанавливать и решать интересные технические задачи. Надеюсь у них все получится.
(С) Матвей Домченков