"Мёртвые" Ту-144

В субботу занялись наведением порядка после ДОД. Тем более, что на носу уже новый 12 июня.
За время работ на борту скапливается немало мелких запчастей, расходников, инструмента и проч. С годами эти залежи начинают мешать, а тратить ограниченное время на разборы, как правило, никто не хочет. Так что, разгрести хотя бы средний, не используемый вестибюль, весьма трудоемко.
Так, Никита с Олей взяли на себя сортировку многочисленных лампочек, предохранителей и мелкой арматуры.


Общими усилиями, средний вестибюль и кухню удалось привести в божеский вид. Многочисленные артефакты разложили по ящичкам, баночкам, полочкам и убрали в кухонные шкафы.

Новичок Алексей отполировал пастой ГОИ подставку под модель Ту-144. Ее покрыли лаком, и чтобы сияла круглый год, не окисляясь. Фото приложим в следующий раз.

Половину дня вновь потратили на ремонт стремянок. В частности, удалось привести в порядок одну из очень удобных лесенок.



Пользоваться ею уже можно, но кое-где еще нужно подварить.

Следующей необходимо ввести в строй вот такую:



Между прочим, изначально она из комплекта наземного оборудования Ту-144. Несколько лет назад мы вывезли ее из ЖЛИиДБ Туполева. Ей нужно сварить отсутствующую лесенку. Размеры 600*2700мм. Если кто-то готов помочь, это будет весьма кстати!
 
В субботу сняли вот такую панораму музея с трапа Ту-144.




Сам трап, к сожалению, потребовал ремонта. Основной гидроцилиндр подъёма лестницы дал течь. Предстоит серьезный ремонт с демонтажом, разборкой ГЦ и поиском уплотнительных резинок на замену. Когда и чьими силами это делать, непонятно. Пока лестница застопорена в верхнем положении механическим фиксатором.

На борт привезли осциллограф и проверили качество электропитания от ВАКС.



Обнаружили скачки напряжения с 27 до 60В, что совершенно недопустимо и привело к перегоранию лампочек и усилителя. Теперь нужно делать какой-то фильтр, что тоже весьма трудоёмко.

В салоне продолжили наводить порядок. На этот раз разгребали хвостовой техотсек (он же багажник).



Навели порядок, ненужные вещи убрали с борта.



К сожалению, буйным цветом растет коррозия.





Это к вопросу о возможности полетов на музейных самолётах...
 
12го числа провели очередной ДОД.





Накануне, как водится, усиленно готовились. Заправили давно оторванный край обивки пассажирской двери под молдинг.



Сама обивка уже в очень плохом состоянии. Но ничего похожего по фактуре и цвету в современной продаже найти не удается.

Также разбирались с т.н. пультом загрузки и центровки в кабине. Он служил для ввода количества багажа и распределения пассадиров по креслам, чтобы автоматика в полете сама вела учет центровки по мере выработки топлива из баков и корректировала ее за счет перекачки.

Пульт нам достался развандаленным.




К счастью, в 2014г во время поездки по Поволжью, мы сфотокоафировали точно такой же пульт на Ту-144 в Самаре. Это позволило установить, что было в пустых глазницах.



С тех пор прошло 8 лет, прежде чем нам удалось найти добрых людей, которые изготовили максимально правдоподобные циферблаты.



Теперь дело за нашими специалистами. Размеры посадочных мест сняты, необходимые детали делаются. Скоро пульт будет восстановлен, по крайней мере внешне.
 
В субботу нас посетил Сергей Петрович Авакимов (в 1970е - ведущий инженер по испытаниям Ту-144), заслуженный летчик-испытатель СССР Николай Иванович Юрсков (в 1970е участвовал в испытаниях Ту-144 от ГосНИИГА), также штурман-испытатель Вахит Халилович Загидулин.
Прозвучало много интересных воспоминаний о летной работе вообще, и Ту-144 в частности:


Еще несколько видео доступно на нашем канале.

Также в субботу мы приступили к смывке старой краски с левой стойки шасси, которую предстоит перекрасить в этом году.


Музей вновь проводил свои платные экскурсии на борт, и мы старались не мешать друг другу.

Также в субботу получили ранее приобретенный светильник СБК для рабочего места бортинженера.





К сожалению, деньги, собранные в прежние времена с пожертвований, закончились. Светильник мы купили уже за свой счет. Если кто-то готов вносить свою посильную лепту, то наши реквизиты не изменились:
Карта Сбер 4276 3800 5026 5052
 
Клип как-то странно обрывается (

И ещё, нельзя ли обобщить статистику по летным происшествиям и вынужденным посадкам.

Ну и лаконичный и справедливый тезис о том, что: "самолёт родился по политическим причинам и умер по ним же", я бы всё-таки уточнил тем что СССР был единственной страной в мире, которой СПС был нужен для внутренних перевозок, не зависящих от международной конъюнктуры, политики и мировых цен на нефть.
 
Последнее редактирование:
Дело в том, что люди приехали не интервью давать, а самим интересно провести время, отдохнуть в музее. Совать им телефон в лицо было не удобно. Поэтому, писали фрагментарно, урывками. Так-то они несколько часов там были и все время воспоминания, воспоминания, воспоминания.

Собирать какую-либо статистику нужно только по документам. Любые воспоминания субъективны. Это работа для профессиональных историков в архивах.
 
В субботу получился плодотворный день.
Подключили ранее закупленный светильник. Спасибо всем, кто помогает нам пожертвованиями несмотря ни на что! Для всех желающих, реквизиты в предыдущих постах!



Заменили перегоревшую лампу в ПИНО и блок питания к ней. Лампу пришлось подпиливать вручную!


 
Также продолжили смывать старую краску с левой стойки шасси. Надеемся успеть до осенних холодов ее перекрасить и закрыть эту работу полностью.

Параллельно, подключили через тройник второй Керхер и начали смывать грязь с крыла. На стыке с фюзеляжем откладывается мох.

 
В субботу пользоваться гидрантом нам не разрешили. Пришлось переключиться на другие работы.
Мы уже писали, что в 2018г подставили под хвост Ту-144 старый гидроподьемник в качестве подпорки от опрокидывания, если будет экстремальная снеговая нагрузка. Наконец, дошли руки его облагородить.

На неделе закупили банку автомобильной эмали. В субботу зашкурили старую краску (ее оказалось 4 слоя).


И покрасили заново.


Результат вполне нарядный.



А коллеги продолжали профилактику привода передних крылышек.



Выяснилось, что один из двух электромоторов АДС-3000 имеет неисправность. В сырую погоду у него резко падает сопротивление в обмотках. Похоже, это уже физическое старение материала изоляции. Нужно искать другой мотор. Печально.
 
В субботу продолжали смывать старую краску с левой стойки шасси.


Полностью очистили тележку с колесами, шлиц-шарнир и перешли к самой стойке выше штока амортизатора.



Дальше должно пойти веселее, так как будет меньше всяких мелких ажурных деталей.
 
А вот укрупненное фото материала облицовки салона, которую мы никак не можем найти. Поскольку цветопередача на всех устройствах разная, слева приложен лист белой бумаги.
 
Мотор найти это наверное, сложно будет, а вот на заводах, где есть электроцех, для перемотки и ремонта моторов, обычно есть участок бакелетирования.
Можно разобрать, отдать, скорее всего там утечка на статоре, - просушат в духовом шкафу, пропитают бакелитом, будет как новый.
Как паллиативный вариант - просушить в сауне и залить силиконовым маслом, оно само все найдет, пропитает и заизолирует. Ибо лезет во все щели.
 
Интересный вариант, надеюсь, наши электрики читают.

Есть желание отдать его на перемотку. Но вопрос, возьмутся ли за такой мотор, и где взять на это деньги?
 
В субботу у нас в гостях побывал еще один уникальный человек. Геннадий Ашотович Амирьянц - главный научный сотрудник ЦАГИ, доктор технических наук, автор книг о летчиках-испытателях.



Благодаря таким встречам, история оживает в буквальном смысле слов.



На борту тем временем продолжалась работа. Сергей вновь занимался обслуживанием крылышек.





А Алексей с двумя новичками боролся со старой краской на стойке шасси.

 
В субботу закончили смывать стойку шасси!


Фото Виктории Струц.
Теперь надо заклеить все лишнее вокруг, и красить. Но в ближайшие выходные будет ДОД, так что покраска откладывается до сентября.

Коллеги подключили аккумулятор к трапу и проверили его подсветку, звуковой сигнал и даже работу встроенного гидравлического насоса. Все работает, будем думать о постоянном электропитании.



Фото Виктории Струц.

А вот с ремонтом потекшего гидроцилиндра все не так весело. Пока не ясно, как зафиксировать лестницу при демонтаже ГЦ. Если упадет, то убьет того, кто будет под ней заниматься ремонтом.
 
В субботу занялись маскирование всего лишнего в нише шасси перед покраской стойки. Все, куда не должна попасть краска из распылителя, нужно заклеить малярным скотчем и укрывными материалами.







С этой работой мы успешно справились и теперь ждём ближайшей возможности покрасить стойку шасси.

В оставшееся время, занялись восстановлением электропроводки на трапе.



Для теста, подключили три последовательно соединённых мотоциклетных аккумулятора, получив 36В, необходимые для работы тягового электродвигателя. Результат на видео:


Ещё интересные видео, можно увидеть на нашем канале

А в воскресение в музее прошел очередной день открытых дверей, в котором Ту-144 традиционно участвовал.

 
В субботу по нашему приглашению, коллега Дмитрий покрасил левую основную стойку шасси!



Все лето, преодолевая трудности, мы смывали с нее многолетние наслоения старой краски до чистого металла. Смывали химически, без наждачки, щеток и болгарок, сохранив заводские гальванические покрытия. И вот теперь, пользуясь хорошей погодой, завершили процесс новой покраской.



Это была последняя из трёх стоек шасси. Теперь перекрашены все.



Мы использовали грунтовку АК-070, автомобильную эмаль MOBIHEL и укрывной прозрачный лак этой же фирмы.



На всех стойках использовали одинаковые материалы.



Вся химия оставалась у нас с прошлого года (хранилась в отапливаемом помещении) и закупалась на пожертвования читателей. Покрасить весь самолёт мы не в состоянии, но хотя бы шасси теперь не будут выглядеть металломом.

В минувшую же субботу, благодаря финансовой помощи неравнодушных людей, мы приобрели штатный фильтр электропитания для нашего выпрямителя ВАКС, от которого сейчас питаются потребители постоянного тока на борту.



Это позволит убрать скачки напряжения, приводящие к перегораниям лампочек и других потребителей.

Кроме того, коллеги продолжили колдовать с трапом.



Починили бортовой вольтметр, обжали клеммы на обрезанных силовых проводах, подобрали ключ для предстоящего ремонта гидроцилиндра. Попытались зарядить аккумуляторы, оставшиеся у нас от ГаЗ-66, трактора Т-40 и КрАЗ. Сами машины музей забрал в свое хозяйство и больше они не ездят. Аккумуляторы остались, но из трёх только один заряжается и на это нужны минимум сутки. Будем думать.