"Мёртвые" Ту-144

В субботу занялись наведением порядка после ДОД. Тем более, что на носу уже новый 12 июня.
За время работ на борту скапливается немало мелких запчастей, расходников, инструмента и проч. С годами эти залежи начинают мешать, а тратить ограниченное время на разборы, как правило, никто не хочет. Так что, разгрести хотя бы средний, не используемый вестибюль, весьма трудоемко.
Так, Никита с Олей взяли на себя сортировку многочисленных лампочек, предохранителей и мелкой арматуры.
484259_900.jpg


Общими усилиями, средний вестибюль и кухню удалось привести в божеский вид. Многочисленные артефакты разложили по ящичкам, баночкам, полочкам и убрали в кухонные шкафы.

Новичок Алексей отполировал пастой ГОИ подставку под модель Ту-144. Ее покрыли лаком, и чтобы сияла круглый год, не окисляясь. Фото приложим в следующий раз.

Половину дня вновь потратили на ремонт стремянок. В частности, удалось привести в порядок одну из очень удобных лесенок.

484457_900.jpg


Пользоваться ею уже можно, но кое-где еще нужно подварить.

Следующей необходимо ввести в строй вот такую:

484756_900.jpg


Между прочим, изначально она из комплекта наземного оборудования Ту-144. Несколько лет назад мы вывезли ее из ЖЛИиДБ Туполева. Ей нужно сварить отсутствующую лесенку. Размеры 600*2700мм. Если кто-то готов помочь, это будет весьма кстати!
 
Реклама
В субботу сняли вот такую панораму музея с трапа Ту-144.




Сам трап, к сожалению, потребовал ремонта. Основной гидроцилиндр подъёма лестницы дал течь. Предстоит серьезный ремонт с демонтажом, разборкой ГЦ и поиском уплотнительных резинок на замену. Когда и чьими силами это делать, непонятно. Пока лестница застопорена в верхнем положении механическим фиксатором.

На борт привезли осциллограф и проверили качество электропитания от ВАКС.



Обнаружили скачки напряжения с 27 до 60В, что совершенно недопустимо и привело к перегоранию лампочек и усилителя. Теперь нужно делать какой-то фильтр, что тоже весьма трудоёмко.

В салоне продолжили наводить порядок. На этот раз разгребали хвостовой техотсек (он же багажник).

485173_900.jpg


Навели порядок, ненужные вещи убрали с борта.

485578_900.jpg


К сожалению, буйным цветом растет коррозия.

485682_900.jpg


485952_900.jpg


Это к вопросу о возможности полетов на музейных самолётах...
 
12го числа провели очередной ДОД.

486278_900.jpg


486530_900.jpg


Накануне, как водится, усиленно готовились. Заправили давно оторванный край обивки пассажирской двери под молдинг.

486781_900.jpg


Сама обивка уже в очень плохом состоянии. Но ничего похожего по фактуре и цвету в современной продаже найти не удается.

Также разбирались с т.н. пультом загрузки и центровки в кабине. Он служил для ввода количества багажа и распределения пассадиров по креслам, чтобы автоматика в полете сама вела учет центровки по мере выработки топлива из баков и корректировала ее за счет перекачки.

Пульт нам достался развандаленным.
486920_900.jpg


487413_900.jpg


К счастью, в 2014г во время поездки по Поволжью, мы сфотокоафировали точно такой же пульт на Ту-144 в Самаре. Это позволило установить, что было в пустых глазницах.

487445_900.jpg


С тех пор прошло 8 лет, прежде чем нам удалось найти добрых людей, которые изготовили максимально правдоподобные циферблаты.

487917_900.jpg


Теперь дело за нашими специалистами. Размеры посадочных мест сняты, необходимые детали делаются. Скоро пульт будет восстановлен, по крайней мере внешне.
 
В субботу нас посетил Сергей Петрович Авакимов (в 1970е - ведущий инженер по испытаниям Ту-144), заслуженный летчик-испытатель СССР Николай Иванович Юрсков (в 1970е участвовал в испытаниях Ту-144 от ГосНИИГА), также штурман-испытатель Вахит Халилович Загидулин.
Прозвучало много интересных воспоминаний о летной работе вообще, и Ту-144 в частности:


Еще несколько видео доступно на нашем канале.

Также в субботу мы приступили к смывке старой краски с левой стойки шасси, которую предстоит перекрасить в этом году.


Музей вновь проводил свои платные экскурсии на борт, и мы старались не мешать друг другу.

Также в субботу получили ранее приобретенный светильник СБК для рабочего места бортинженера.

IMG-20220619-WA0000.jpg




К сожалению, деньги, собранные в прежние времена с пожертвований, закончились. Светильник мы купили уже за свой счет. Если кто-то готов вносить свою посильную лепту, то наши реквизиты не изменились:
Карта Сбер 4276 3800 5026 5052
 
Прозвучало много интересных воспоминаний о летной работе вообще, и Ту-144 в частности:
Клип как-то странно обрывается (

И ещё, нельзя ли обобщить статистику по летным происшествиям и вынужденным посадкам.

Ну и лаконичный и справедливый тезис о том, что: "самолёт родился по политическим причинам и умер по ним же", я бы всё-таки уточнил тем что СССР был единственной страной в мире, которой СПС был нужен для внутренних перевозок, не зависящих от международной конъюнктуры, политики и мировых цен на нефть.
 
Последнее редактирование:
Дело в том, что люди приехали не интервью давать, а самим интересно провести время, отдохнуть в музее. Совать им телефон в лицо было не удобно. Поэтому, писали фрагментарно, урывками. Так-то они несколько часов там были и все время воспоминания, воспоминания, воспоминания.

Собирать какую-либо статистику нужно только по документам. Любые воспоминания субъективны. Это работа для профессиональных историков в архивах.
 
В субботу получился плодотворный день.
Подключили ранее закупленный светильник. Спасибо всем, кто помогает нам пожертвованиями несмотря ни на что! Для всех желающих, реквизиты в предыдущих постах!

488350_900.jpg


Заменили перегоревшую лампу в ПИНО и блок питания к ней. Лампу пришлось подпиливать вручную!


488865_900.jpg
 
Также продолжили смывать старую краску с левой стойки шасси. Надеемся успеть до осенних холодов ее перекрасить и закрыть эту работу полностью.

Параллельно, подключили через тройник второй Керхер и начали смывать грязь с крыла. На стыке с фюзеляжем откладывается мох.

 
В субботу пользоваться гидрантом нам не разрешили. Пришлось переключиться на другие работы.
Мы уже писали, что в 2018г подставили под хвост Ту-144 старый гидроподьемник в качестве подпорки от опрокидывания, если будет экстремальная снеговая нагрузка. Наконец, дошли руки его облагородить.

На неделе закупили банку автомобильной эмали. В субботу зашкурили старую краску (ее оказалось 4 слоя).
489123_900.jpg


И покрасили заново.
489459_900.jpg


Результат вполне нарядный.

489664_900.jpg


А коллеги продолжали профилактику привода передних крылышек.

489741_900.jpg


Выяснилось, что один из двух электромоторов АДС-3000 имеет неисправность. В сырую погоду у него резко падает сопротивление в обмотках. Похоже, это уже физическое старение материала изоляции. Нужно искать другой мотор. Печально.
 
Реклама
В субботу продолжали смывать старую краску с левой стойки шасси.


Полностью очистили тележку с колесами, шлиц-шарнир и перешли к самой стойке выше штока амортизатора.

490415_900.jpg


Дальше должно пойти веселее, так как будет меньше всяких мелких ажурных деталей.
 
А вот укрупненное фото материала облицовки салона, которую мы никак не можем найти. Поскольку цветопередача на всех устройствах разная, слева приложен лист белой бумаги.
IMG_20220713_080541.jpg
 
Мотор найти это наверное, сложно будет, а вот на заводах, где есть электроцех, для перемотки и ремонта моторов, обычно есть участок бакелетирования.
Можно разобрать, отдать, скорее всего там утечка на статоре, - просушат в духовом шкафу, пропитают бакелитом, будет как новый.
Как паллиативный вариант - просушить в сауне и залить силиконовым маслом, оно само все найдет, пропитает и заизолирует. Ибо лезет во все щели.
 
Интересный вариант, надеюсь, наши электрики читают.

Есть желание отдать его на перемотку. Но вопрос, возьмутся ли за такой мотор, и где взять на это деньги?
 
В субботу у нас в гостях побывал еще один уникальный человек. Геннадий Ашотович Амирьянц - главный научный сотрудник ЦАГИ, доктор технических наук, автор книг о летчиках-испытателях.

491032_900.jpg


Благодаря таким встречам, история оживает в буквальном смысле слов.

492329_900.jpg


На борту тем временем продолжалась работа. Сергей вновь занимался обслуживанием крылышек.

491385_900.jpg


491756_900.jpg


А Алексей с двумя новичками боролся со старой краской на стойке шасси.

491923_900.jpg
 
В субботу закончили смывать стойку шасси!
492601_900.jpg


Фото Виктории Струц.
Теперь надо заклеить все лишнее вокруг, и красить. Но в ближайшие выходные будет ДОД, так что покраска откладывается до сентября.

Коллеги подключили аккумулятор к трапу и проверили его подсветку, звуковой сигнал и даже работу встроенного гидравлического насоса. Все работает, будем думать о постоянном электропитании.

492906_900.jpg


Фото Виктории Струц.

А вот с ремонтом потекшего гидроцилиндра все не так весело. Пока не ясно, как зафиксировать лестницу при демонтаже ГЦ. Если упадет, то убьет того, кто будет под ней заниматься ремонтом.
 
В субботу занялись маскирование всего лишнего в нише шасси перед покраской стойки. Все, куда не должна попасть краска из распылителя, нужно заклеить малярным скотчем и укрывными материалами.

493177_900.jpg


493313_900.jpg


493607_900.jpg


С этой работой мы успешно справились и теперь ждём ближайшей возможности покрасить стойку шасси.

В оставшееся время, занялись восстановлением электропроводки на трапе.

493928_900.jpg


Для теста, подключили три последовательно соединённых мотоциклетных аккумулятора, получив 36В, необходимые для работы тягового электродвигателя. Результат на видео:


Ещё интересные видео, можно увидеть на нашем канале

А в воскресение в музее прошел очередной день открытых дверей, в котором Ту-144 традиционно участвовал.

494198_900.jpg
 
Реклама
В субботу по нашему приглашению, коллега Дмитрий покрасил левую основную стойку шасси!

494357_900.jpg


Все лето, преодолевая трудности, мы смывали с нее многолетние наслоения старой краски до чистого металла. Смывали химически, без наждачки, щеток и болгарок, сохранив заводские гальванические покрытия. И вот теперь, пользуясь хорошей погодой, завершили процесс новой покраской.

494744_900.jpg


Это была последняя из трёх стоек шасси. Теперь перекрашены все.

495057_900.jpg


Мы использовали грунтовку АК-070, автомобильную эмаль MOBIHEL и укрывной прозрачный лак этой же фирмы.

495151_900.jpg


На всех стойках использовали одинаковые материалы.

495502_900.jpg


Вся химия оставалась у нас с прошлого года (хранилась в отапливаемом помещении) и закупалась на пожертвования читателей. Покрасить весь самолёт мы не в состоянии, но хотя бы шасси теперь не будут выглядеть металломом.

В минувшую же субботу, благодаря финансовой помощи неравнодушных людей, мы приобрели штатный фильтр электропитания для нашего выпрямителя ВАКС, от которого сейчас питаются потребители постоянного тока на борту.

495689_900.jpg


Это позволит убрать скачки напряжения, приводящие к перегораниям лампочек и других потребителей.

Кроме того, коллеги продолжили колдовать с трапом.

495900_900.jpg


Починили бортовой вольтметр, обжали клеммы на обрезанных силовых проводах, подобрали ключ для предстоящего ремонта гидроцилиндра. Попытались зарядить аккумуляторы, оставшиеся у нас от ГаЗ-66, трактора Т-40 и КрАЗ. Сами машины музей забрал в свое хозяйство и больше они не ездят. Аккумуляторы остались, но из трёх только один заряжается и на это нужны минимум сутки. Будем думать.
 
Назад