Рассказ о разгерметизации кабины.
Это произошло у меня на МИГ-17, в апреле 1958 года на аэродроме Мамоново.
Мы приступили к освоению полётов на Потолок. Обычный Маршрут был в наборе высоты на
Балтийск и левым разворотом шли по прямой вдоль Косы Хель до Гдыни или Гданьска.
По Инструкции Потолок МИГ-17 15000. Опытные лётчики, нас молодых лейтенантов, учили по своему. Так, например, капитан Старостин Зам.АЭ, подсказал - увеличить скорость набора
до высоты 7000 м. по приб. не 720 км.час, а 760.
Набор происходит до приб скорости 300 км.час. Первым отличился лейтенант Саня Макаров-
он набрал 15800 м. Полетел я. Около Гдыни, с креном 15 град., выполнил разворот на Мамоново.
Самолёт покачивался с креном до 10 град. и вертикальная скорость была 0.5 м/сек. Высота
15700 м. Минут через 10 раздался сильный хлопок в кабине. Через 4-5 сек., всё остекление
кабины покрылось инеем. Меня сильно ударило по ушам и я полностью оглох.
Пустой на земле САЖ, раздулся во всю кабину. Я летел с подвесными баками, по 350 л
каждый. Они были пустые, сбрасывать их не стал. Вспомнил, что нас учили, даже в Училище,
при проверке в Баракамерах, что на высотах более 14000 "кровь закипает". И человек
теряет сознание. Поэтому, плавно чуть отдал РУС, набрал скорость 330 км/час по приб.
стрелке (истинная было 950 км/час) выполнил переворот (Иммельман). Вывел самолёт
в горизонт на высоте 7600 м. Наддув кабины стоял на "горячей" и остекление начало
оттаивать. Обнаружил, что шнур шлемофона отключил раздутый САЖ, соединил со штэкерэм,
но в ушах никакого звука не услышал. Доложил РП, в ушах стояла полная тишина. По
приборам вижу, что двигатель ВК-1А, работает нормально, ТГЗ показывает норму 550 град.
Со снижением пошол на Привод. Я постоянно докладывал РП, но в ушах тишина.
Над ВПП снизился до высоты Круга и выстрелил с борта красную ракету. В полной тишине
зашёл и сел на ЖВПП, зарулил на стоянку. Подбежали лётчики и техсостав. По губам вижу,
что то кричат, размахивают руками, а я ничего не слышу. Мелькнула мысль - отлетался,
стал глухим, спишут.
Захотелось "отлить", пошёл за хвост самолёта метров 50. Смотрю в небо. а там на месте
машет крыльями жаворонок. Я снял шлемофон, сильнохаркнул и плюнул на землю.
В ушах раздался треск и я услышал пение жаворонка,. Ушные перепонки стали на место.
На разборе Происшествия, был установлен виновкик ЧП - это техник-лейтенант Николай
Подкопай. Он нарушил Инструкцию, лазил по самолёту, протирал остекление кабины в
ботинках, не одев войлочные чуни. А в каблуке ботинка оказался маленький гвоздик.
Который и надколол шланг герметизации. Окончательно шланг порвался на Потолке.
А ведь могла "кровь закипеть". Наверное помните, как погиб полковник Долгов, когда
они , кажется, с полковником Андреевым, прыгали со Стратостата с высоты более
30000 м. Он нечаянно при прыжке пробил гермошлём и "кровь закипела".