Пилотяге.
Сергей Борисович, как всегда чистую правду "глаголешь". Хочу добавить, как
я опозорился , почти в конце Службы в Саках, при перегонке двух ТУ-22 из
Калининграда в паре с Маратом Павловичем Васильевым. Я на ветке писал,
как пришлось в 1967 году перегонять с Казани новенькие ТУ-22 новейшей
серии. Тот полёт для меня прошёл с удивлением, но без позора.
В Калининграде наши техники приняли два ТУ-22 1961 года выпуска, а сами
улетели на АН-12 в Саки. Я экипажу (штурман Иван Фесенко, оператор Батыр
Байбурин) сказал идти на стоянку, принять самолёт и готовиться к вылету.
А сам поехал в центр города в магазин "Океан" купить копчёного угря. Смотрю,
погода портится, натянуло облака, пошёл снежок, взял такси. Приехал к КПП.
Сам знаешь, на перегонку нас гоняли в "штатском" (белая рубашка и галстук).
По громкоговорителю объявляют о моём срочном прибытии на КДП. Смотрю,
взлетел ТУ-22, управляемый М.П.Васильевым. Уговорил дежурного по КПП
пропустить такси, тот дал согласие, посадив дежурного матроса в кабину.
РП увидев меня с балкончика КДП крикнул : "бегом к врачу и ко мне с полётным
листом." Прошёл врача, получил подпись РП и за кусочек кочёного угря, пожарная
машина меня быстро доставила в капонир самолёта, кажется, № 12.
В капонире, на земляном валу стоял мой экипаж и высматривали командира.
Я крикнул : "почему не в кабинах, бегом по местам ". Начинался снег. Нас выпускал
местный техник. Я запустил двигатель, прогрел. Экипаж доложил о готовности.
Техник пожелал нам счастливого полёта, покинул кабину, закрыл люк и , как
положено, стал у крыла, отдал Честь и рукой показал разрешение выруливать.
И тут начался "ПОЗОР". Первым опозорился штурман И.Фесенко, кричит мне по
СПУ: "командир, не найду Кран наддува блоков". Я открыл форточку и рукой поманил
техника в кабину. Тот залез, я ему со злостью дёрнул ногой в сторону кабины
штурмана: "помоги!" Через минуту техник показал большой палец руки и вылез
закрыв люк. Стал на своё место и опять козыряет. Тут закричал оператор, всегда
тихий и скромный Б.Байбурин: "командир, не могу найти Кран герметизации кабины".
Я тихо выругался матом и опять поманил техника. Тот посмотрел на усилившийся
снегопад и с удивлением полез в кабину. Я рукой махнул в сторону оператора.
Тот сделал своё дело и быстро, без слов закрыл люк. и стал на своё место, не
козыряя. Я уже почти стал давать газы, для выруливания и с ужасом, на рогах
штурвала не обнаружил кнопки разворота переднего колеса до 90 градусов.
Сам знаешь, одной ногой более 5 град. не развернёшь. Покраснев, под белым
колпаком ЗША, открыл форточку и позвал местного технаря. Тот ошалело
ринулся в кабину. Когда я застенчиво задал вопрос - "как вырулить из капонира"?
Техник выпучил глаза и спросил меня: "А Вы кто? И все Вы откуда будете?"
Показал мне, в правом углу под приборной доской стояла "тайная кнопка
разворота ПК". На вопрос, кто Вы будете? Назвал нас не красивым словом
на букву М..... С большим трудом, сам понимаешь, согнувшись и жать под
приборной доской на кнопку разворота, левым глазом едва видишь стены
капонира, но не РД. Каким то чудом, при снегопаде , занял ВПП и радостно
услышал: "Взлёт разрешаю на Полесск. Оттуда на Глинозём" (Черняховск).
Был очень рад - очередной раз пройти на ФР над домом любимой ТЁЩИ в
Зелёном (рядом с Полесском).