Ну, а конкретно в тему. Полякова подняли из Килп-Явра ( в то время полк базировался там) на МиГ-19 и Су-9 оттуда-же. Су-9 как самолёт «прикрытия дальнего привода» покрутился полчаса в районе Мурманска, Североморска и пошёл на посадку. А Василия направили на восток Кольской земли, навстречу приключениям и славе. Управление передали на ПН Краснощелье, затем на ПН Поной. Под управление штурмана наведения в звании «страшный» лейтенант. Тут следует сделать отступление, для разъяснения некоторых технических особенностей. ПН ИА (пункт наведения ИА) развёрнут на базе рлр ( радиолокационной роты, собственно развернуть ПН можно везде где есть выносы ИКО от РЛС см-го диапазона, радиовысотомер и связная р/ ст). Конечно должен присутствовать и штурман-наведения. Представте себе какая была связь в те времена. Проводная телефонная, радиорелейная( ещё того качества) и радиостанция. И всё это зависело от метеоусловий, удаления и прочего. Из роты информация идёт в батальон, затем в полк(бригаду) и только потом в корпус. Где принимаются решения. Ясно что задержка в прохождении информации в обе стороны занимало не малое время, которого в тех условиях просто не было. Кстати, уже в конце 70-х годов, при развитии техники, появилась возможность на КП корпуса видит картинки с ИКО даже в рл/ротах. И вот все проблемы связанные с особенностями передачи информации свалились на плечи ст.лейтенанта и капитана. Поляков, находясь на небольшой высоте и большом удалении от КП полка и КП корпуса, имел устойчивую радио связь только с ПН.
Василий, в районе Горла Белого моря сблизился с РБ, обозначив себя. Те увидев его рванули на выход, в район Баренцева моря. С ПН сказали что выходит с нашей территории. У всех приграничных РЛС на индикаторах, стеклографами, нанесена граница и хорошо видно где относительно неё находятся самолёты. Команду на открытие огня на поражение с ПН не могут дать по определению, а на КП корпуса надо определённое время для принятия решения. И в этом цейтноте Поляков принимает решение на открытие огня на поражение, что успешно и осуществил. Самолёт упал в море, похоже что до приводнения им кто-то управлял или он сам удачно спланировал, так как долгое время находился на плаву. За это время его успели отбуксировать к берегу в районе Лумбовки с помощью рыболовецкого судна. Где остатки самолёта успешно разбил прибой о прибрежные камни. Так-что однозначного понятия ( во всяком случае в открытых данных) где его сбили, на территории или уже вышел – нет. Многие рассказчики говорили что реально где -то на самой «ленточки» произошёл обстрел. После посадки Василий написал объяснительную (боевое донесение), был снят с дежурства, отправлен домой. Командир приказал сидеть дома, до решения вопроса, типа домашнего ареста. Отвёз его домой на служебной машине инженер полка, пока ехали заявил: « Ну Васька! Дурак же ты теперь из-за тебя война начнётся!». До этого Василий был в подавленном состоянии, а тут вообще сник. Примерно дня через три пришло распоряжение прибыть в Москву. Василий по жизни худощавый, за эти дни совсем усох. Появилась надежда что не всё так страшно, когда спокойно на поезде(?) с сопровождающим поехали в Москву. Лучшей формы одежды как портупея и сапоги у Василия не нашлось, так и поехал в полевой. Почти отпустило, когда в Москве сразу повезли в Центральный военторг, где сняли мерки для парадной формы, которая была готова на следующий день. Стало понятно что «расстрел» отменяется. Дальше все знают, Василия наградили. Остальных не наказали.
ЗЫ. По вопросу площадок для посадки. В тех краях, восточнее Ловозера, для посадки реактивных самолётов мест нет. Даже у Гремихи 1200м железа не спасут при аварийной ситуации. Хотя жить захочешь...
По КПУНИА – корабельный пост(пункт) управления наведения истребительной авиации, т.е. флотская организация. На земле ПН ИА – пункт наведения истребительной авиации, как выше писал при каких условиях может быть развёрнут.
По батальону в Гремихе, при наведении с ПН не имели прав вмешиваться в управление.
Кстати. Евгений Быбин более квалифицированно может пояснить детали по ПН, его епархия.