Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Исключительно порядочный и грамотный командир,
никогда не упускал случая применять корабельные вертолеты
по предназначению.
Понятна аргументация. Согласен с оценкой Н.А. Скока.
Как и с его оценкой И.В. Касатонова, с которым довелось послужить и поплавать.
 
Реклама
Были и другие встречи. Если интересно могу рассказать.
Сергей Борисович, конечно поделитесь воспоминаниями о С.Г. Горшкове. Всегда интересно услышать информацию от человека, который непосредственно общался с Главкомом ВМФ, тем более по корабельной авиации.
И поддерживаю Юрия Васильевича, о срочной службе расскажите, пожалуйста.
 
Сергей Борисович, а полк Миг-17, в котором Вы служили, случаем
базировался не в Сафоново-1?
В 50-е годы у нас в Сафоново-1 базировались три полка на МиГ-15, МиГ-17 и Як-25.
Службу проходили в какие годы?
Я закончил ШМАС в 1958 году на Соловках. Готовили нас на должность техник-самолета
МиГ-17, МиГ-17Ф , УТИ -МиГ-15. В МА СФ в то время было несколько техников срочной
службы (кто их учил до нас не знаю) . Сначала зачислили меня учить на механика само-
лёта МиГ-19, но через месяц всех окончивших 10 классов и техникумы перевели в от-
дельную роту. Сказали - Будем из вас готовить техников. Оклад 450 рублей/месяц.
Закончил учебку с отличием в июне-июле 1958 года. И тут где то произошла катастрофа
Миг- 17 и техник там был срочной службы. Всех нас тут же "переделали" в механики по СД.
Экзамены принимали заказчики из полков. Мне предложили остаться в школе лаборантом
в классе самолета и двигателя - отказался. Далее механиком в звено управления авиации
СФ - отказался да и заказчики из полков зашумели. Летом 1958 года нас высадили из поезда
на станции Луостари -Новое. Там базировалась 121 ИАД СФ. Командир дивизии ГСС Диденко.
В составе дивизии 78 ИАП, 8 ИАП и 9 ИАП. Меня зачислили в третью эскадрилью 78-го ИАП.
Механик-стажер на Миг-17 бортовой номер 26. Техник самолёта лейтенант Кузьмин выпускник
Ачинского училища. Инженер эскадрильи капитан Мороз выпускник Академии Можайского
через год станет инженером дивизии. Инженер полка майор Ерёмин ( говорили что он был механиком у дважды ГСС Сафонова). Инженером эскадрильи после Мороза стал капитан Меламуд. Первый командир полка подполковник Круглов (один раз упоминался на ветке).
Начальник штаба полка майор Рискин.
Полки первой линии 78-й и 8-й несли боевое дежурство. Форма одежды морская. В восьмом
полку служил Шонин (будущий космонавт). Девятый полк - вторая линия учебный. Форма одежды в основном зелёная. В этом полку служил Гагарин.
В составе передовой команды на учениях я перелетал и в Североморск и в Титовку и в Лахту.
Во время перелетов с воздуха на аэродроме Килп-Явр впервые увидел истребители с треугольным крылом (Су-9) не зная ещё, что в1964 году четверокурсником МАИ поступлю на
на фирму Су.
 
лейтенанты выпускники технических училищ перешли на летную работу
Были такие в 77 оплап, с 3-их штурманов в секретари парткома полка, получали подполковника и опять на лётную замполитом АЭ. Хотел написать об одном ,особо ссучен..., но не стану. Время прошло, его нет, хотя я ему это в лицо говорил.
помощника штурмана АЭ и штурмана АЭ (капитан, майор).
В корабелах хорошо, всё на звание выше, штВЭ подполковник. А на Ми-14 на звание ниже было, шт звена старлей, ком звена капитан,штаты от Ми-4 остались, только в начале 90-х добавили по звёздочке. Все перехаживали, и тут практически вся часть получила, грандиозные обмывания были на берегу Охотского моря )))
 
корабелах хорошо, всё на звание выше, штВЭ подполковник. А на Ми-14 на звание ниже было, шт звена старлей, ком звена капитан,штаты от Ми-4 остались,
Тоже самое касалось и технического состава.
Начальник группы обслуживания - старлей,
начальник ТЭЧ звена - старлей.
Мой начальник группы получил капитана ближе к увольнению, отходив несколько сроков.
У корабелов эти должности были капитанскими.
 
Поискал фото или упоминания о С.Г. Горшкове на аэродромах Морской Авиации. Ни одного!
Кроме общих рассуждений о его заслугах в определении места и роли МА в системе ВМФ.
Кто-нибудь знает, Горшков бывал в авиационных частях? Я не имею ввиду пассажиром.
И летал ли на боевых самолётах?
Ну помоложе может быть и летал. А так в молодости, когда еще провачил на Ми-8, везли его на Минск в Абрек. Летим с Седанки. Тихо, мирно. Тут дверь в кабину открывается, заглядывает Главком :)! "Ребята, а у вас допуск на Минск есть? А то тут меня на Северном флоте везли, а допуска нет. Еще и заявляют, да что мы на этот стадион не сядем!" :):):) Успокоили его, что допуск у нас всех есть! Потом в 81 году возили его в Большой Камень, ну а потом на место аварии С-178 на входе в Золотой рог. Он с воздуха проконтролировал ход спасательных работ.
 
Он не только был но и летал на Ка-27 с Александром Хистяевым.
Ниже пояснение к фото, которые по моей просьбе сделал Александр.
« На фото в МСК действительно Дайнека В.Г. и штурман полка Мельченко И.А. Это 1993 год, БПК "Адмирал Харламов" по пути в Галифакс (Канада) после вылета на осмотр отряда боевых кораблей, который Дейнека В.Г. и возглавлял в качестве заместителя Командующего СФ, а в экипаже был в качестве инспектирующего как экипаж, так и всю группу кораблей. Нас сопровождал танкер
1684462_dc3f27398d9d8538d99923d0ff97c848.jpeg

А то Саню Хистяева не видно. так порезче
 
"Ребята, а у вас допуск на Минск есть? А то тут меня на Северном флоте везли, а допуска нет. Еще и заявляют, да что мы на этот стадион не сядем!"
Подумал, а разве нужен специальный допуск для посадки на такр "Минск"?
Хотя для Ми-8 наверное нужен.
В то же время лётчик Баранов писал о посадке на палубу подводной лодки. Уж туда точно допуска не бывает.
Какой допуск разрешает всё?
 
Подумал, а разве нужен специальный допуск для посадки на такр "Минск"?
Хотя для Ми-8 наверное нужен.
На каждый проект корабля дается допуск к посадке на СТОПЕ и На ходу. Даже на Кашках
 
Реклама
На каждый проект корабля дается допуск к посадке на СТОПЕ и На ходу. Даже на Кашках
Всё же вопрос не до конца ясен.
Я как-то рассказывал, как с приходом на Северный флот на тавкр "Кузнецов" командующий флотом Ф.Н. Громов, В.Г. Дейнека и я были доставлены на него на Ми-8 салон. Какой же допуск был у командира вертолёта? Ведь на юг для отработки посадки он не летал, на Севере условия совсем другие и вообще это была первая посадка салона на авианосец.
 
Находясь в запасе, в марте 2022 года он записался добровольцем. И с 18 апреля по 22 мая 2022 года Боташев совершил 35 боевых вылетов, поразив при этом более 160 наземных целей и уничтожив 20 объектов бронетехники и до 400 военнослужащих противника
Володя! Я вчера поэтому поводу кашников в нашей группе разворошил. Ну наслушался конечно. Но исходя из того, что случилось надо давать Героя всем погибшим танкистам. Они же тоже выполняли боевые задачи. Что из вооружения у него могло остаться, после выполнения основного боевого задания, просто после попадания в самолет, Укропы бросились отплясывать:Кто не скачет... и группа в это время ушла. Кашники, что с ним служили уважают его. До конца преданный небу человек. Но это все мелочи. Главное, что кашники выяснили чем его сбили. Моя реакция была: "Да ну, нафиг!" Сбили его на халяву "Джевелином". Это на похоронах объявил его теперешний начальник, который привез приказ о награждении. И да, его ведомому 67 лет. И ещё, что кашники выяснили, что видно и помогло уйти группе, они ждали, что ведомый захочет отомстить за командира и выполнит повторный заход.
 
Последнее редактирование:
Всё же вопрос не до конца ясен.
Я как-то рассказывал, как с приходом на Северный флот на тавкр "Кузнецов" командующий флотом Ф.Н. Громов, В.Г. Дейнека и я были доставлены на него на Ми-8 салон. Какой же допуск был у командира вертолёта? Ведь на юг для отработки посадки он не летал, на Севере условия совсем другие и вообще это была первая посадка салона на авианосец.
Иногда присылали инспектора из Москвы, который и давал допуск. А иногда из штаба авиации отправляли инспектора туда где стоит корабль. Там ему оформляли допуск. Ну а по приезду, он уже размножал летный состав
 
Володя, с удовольствием вспомню эту историю с моим катапультированием. Она того стоит.
Но начну издалека. Последние четыре года на ТОФе я был Нач.ПДС и АСС Отдельной дальнеразведывательной АЭ на Океанской - штурманом корабля. Далневосточники хорошо представляют себе. что такое переехать из Сергеевки на Океанскую. Как мне тогда кто-то сказал, это все равно, что пересесть из "Москвича" в "Мерседес". А попал я туда благодаря тому, что еще с курсантских времен я был большим любителем парашютных прыжков. и когда на Океанской потребовался парашютист. нач.ПДС МА подполковник Петров вспомнил обо мне.Это была неосвобожденная должность, не дающая ни звездочек, ни прибавке в окладе, только на любителя, а таких среди летчиков всегда было мало. Вот так я превратился в офицера штаба. Да, да. в офицера штаба АЭ. В нашей ОАЭ было десять экипажей. десять штурманов, но их них только один был только рядовым штурманом. А все остальные - начальники: штурман эскадрильи, два штурмана отряда, нач ПДС, начхим, нач. разведки. нач АФС, еще два каких то. и только один рядовой.
И вот летом, в самый, разгар летного сезона. а мы же на лодках, на Бе-6. летаем только летом. организуется сбор нач-в ПДС ТОФ. Я с великим трудом добился разрешения: я же член экипажа. разгар летной работы, добился. собрались в Новонежино. Все - профессионалы, т.е. нач-ки ПДС плков, дивизий, толькоя один штурманец неосвобожденный.
начали прыжки с разных высот. потом с задержкой десять, двадцать, тридцать и сорок секунд, ночные, в море. А потом - катапультирование с МИГ-15 Мне сразу сказали, что мне это необязательно, так как на моих Бе-6 катапульты нет. Но как-же я мог отказаться!!!
При подготовке нам многократно повторяли: основная команда - только визуальная - лампочка!!! Что имелось в виду: дает летчик команду "Приготовиться!" и жмет на кнопку "Приготовиться!" у меня загорается такая же лампочка. Я отвечаю тоже нажатием и у него загорается лампочка "Готов" А потом онкомандует "Пошел! " ИОБЯЗАТЕЛЬНО ДУБЛИРУЕТ КНОПКОЙ "ПОШЕЛ!" И Мы катапультируемся ТОЛЬКО! при загорании лампочки "Пошел!" Это все объяснсется очень просто:в воздухе как обычно бардак, и легко спутать , сксжем, спутать слово "Пошел" с каким нибудь "Прошел". "Проход"... На это особое было внимание: Только лампочка!!!. Ну вот сижу в кабине. Кабина крохотная я втиснут с двумя парашютами. стянут ремнями, ноги на педалях тоже как то законтрены какими то скобами. Сижу как на шиле: до земли можно рукой дотянуться. крыльев справа слева не видно, непривычно.
Взлетаем. почти вертикально набираем с разворотом высоту 1600 или 1800м. Сижу конечно в бльшом напряжении, правая рука внизу на тангенте, глаза только на лампочки. Не звбывайте: конец пятидесятых, катапультирование, это было еще что-то очень и очень . скаажем, серьезное, немногое это испытали. Слышу "Приготовиться!" Отвачаю "готов!" и жму на кнопку. Слышу: "Пошел!" ....а лампочка не загорается!! Представьте себе: напряжение предельное, глаза только на лампочку. рука на тангенте, жду, а она, проклятая, не загорается!!! А он, командир полка меня катапультировал, ну забыл про нее, два раза проорал "пошел", потом только спохватился. Ну и я увидев "Пошел!" мгновенно нажал на тангенту и вылетел из кабины. Никакого удара не почувствовал. Через мгновение аткрыл глаза и подо мной мелькнула черная дырка на месте кабины откуда я вылетел. А дальше начинаются приключения. Первое, что делаю - дергаю за шарик чтобы расстегуть привязные ремни. А они не расстегиваются! Через три секунды слышу щелчек автомата. а ремни все равно не расстегиваются и и ноги так же прижаты к педалям! Валюсь вниз вместе с креслом. Через7-8 секунд слышу щелчок. ремни расходятся, ноги освобождаются. Тут маленькое отступление: здесь и ниже конечно никакие секунды я не считал, это все со слов наблюдавших за мной в стерео трубу. Кресло начало отделяться, но не очень то у него это получилось. отделиться.
Каждый раз при тренировочных катапультированиях терять кресло, это очень накладно. Поэтому при тренировочных к спинке кресла, сзади, крепится свой парашют Один конец шкертика привязан к плечевой лямке моего парашюта, в второй конец заканчивается шпильками в ранце этого парашюта. При отделении парашютиста парашютик открывается и кресло плавненько опускается на землю. А тут получилось что:когда я боролся с креслом, пытаясь расстегнуть ремни . я отклонился от спинки как мог, шкертик натянулся...... и парашютик начал раскрываться. А тут мой автомат наконец сработал и стропы раскрываемого парашюта обмотались вокруг моих ног. И вот представьте себе ситуацию: я валюсь вертикально вниз головой, за мной валится кресло, а сторпы его парашюта обмотаны вокруг моих ног!! Картина маслом!! Что делать?! Дергаю ногами. кручу ими. думаю6 что делать6 перерезать стропы, есть нож в нагрудном кормане, но это нереально. продолжаюногами крутить.,трясти. В какой то момент чувствую, что ноги свободны. Опять я должен прерваться. Валюсь со скоростью 50-60м в секунду. ноги связаны за мной кресло валится, а я "размышляю" что делать, а может стопы перерезать.........Похоже на сказки Мюнхаузена. Нет, ребята, я ничего не выдумываю. В таких ситуациях мозги начинают работать в тысячи раз быстрее., а время движется во столько же раз медленнее. Если бы так быо всегда, то мы все были бы гениями. Поверьте мне: прошло более шестидесяти лет, а я и сейчас помню каждую секунду того моего падения. Каждое мгновенье помню! Ну вот. Открыть парашют, думаю. сверху креслом прибьет, надо затянуть секунд десять. Открыл парашют. все нормально, но вижу, что высота уже небольшая, я над сопками и до аэродрома, хоть ветер и несет в ту сторону, не дотяну. И запасной открывать уже поздно, а деревья уже вот они! Закрыл глаза, закрыл руками лицо, продрало меня ветками. И вдруг тихо тихо стало. Открываю потихоньку глаза и вижу: крутой склон, кусты, небольшие деревца по склону. И одно толстое дерево с небольшим наклоном от склона. и на всей кроне его - купол моего парашюта, а я болтаюсь как сосиска, а подо мной метров сто!!! Сначала боялся пошевелиться, но потом увидел, что дерево толстое, держится крепко, надежно начал раскачиваться пока ствол руками не поймал. Перебрался на него. обрезал стропы. Все!!! Стал думать: а если бы... А если бы ремни не расстегнулись и я бы так и летел в кресле... А если бы ноги бы не освободились и я бы как гвоздь вошел в землю и кресло как молоток сверху.... А если бы купол лег не на всю крону, а на ветки, яи я бы катился вот по этому склону... И вот тут сеня охватил такой страх, такой ужас, что я вам описать не могу. Я охватил ствол руками. ногами. зубами... Сколько это продолжалось не знаю. может минуту. может пять. может больше. Но только за эти минуты весь мой комбенизон был мокрый от пота.
Пришел в себя, вижу по аэродрому две машины несутся в мою сторону, наши едут. Но я понимаю, что они будут толькочерез час-полтора. И я уже их спокойно ждал. Это мне казалось. что спокойно. Я достал пачкусигарет, закурил и выронил коробку спичек. А когда через два часа приехали ребята , спустили сверху веревку с петлей и выдернули меня наверх как репку, что я первым делом, вырвывшись из их объятий сделал? конечно полез в карман за сигаретами, а там три штуки! Это значит я за два часа выкурил от одной спички (коробка то упала!) двадцать две сигареты. Вот тебе и "спокойно" ждал.
На другой день при простом прыжке ушиб сильно бедро и положили меня в лазарет. На следующий день лежу. от боли могу шевелить только зрачками и пальцами ног. Вваливается вся компания. Наливают мне стакан коньяка, двое нежно приподнимают за плечи. третий вливает в меня коньяк. чатвертый сует какую то закусь. пятый зажженную сигарету. А потом Нач.ПДС МА подполковник Петров торжественно вручает мне патрон от моей катапульты
, которую разыскали в тот же день, и завещает мне хранить его вечно.
И этот патрон стоит у меня и сегодня на самом видном месте.
 
"корабелы" хотели перевестись в "базовые", а "базовые" в "корабелы".
:agree:
Подумал, а разве нужен специальный допуск для посадки на такр "Минск"?
Хотя для Ми-8 наверное нужен.
У нас в полку несколько командиров Ми-6 имели допуск посадки на ТАКР «Киев».

F5855130-A056-480A-966B-A03049133FEC.jpeg
 
Здравствуйте уважаемые участники ветки. Я Смирнов Сергей Борисович 1938 года рождения.
Школа , срочная служба в Морской авиации Северного флота - механик авиационный самолёта
МиГ-17.
Всегда рады новым участникам ветки и поэтому - приветствую тёзку (и по имени и по отчеству)
Извините за ошибки уже и руки трясутся.
Для Пилотяги. В Саках в то время вашим командиром полка был Зайкин.
Так сильно волноваться не стоит.., не на экзамене же...
Были и другие встречи. Если интересно могу рассказать.
Интересно, Сергей Борисович... Ждём рассказов...
Да, хорошо помню Зайкина.., только тогда он был, по-моему, заместителем Командира АП...
 
Владимир Владимирович.Есть такая НАУКА---АЭРОДИНАМИКА.Она все объясняет.И почему с 1988 года все стоит на месте. Где-то есть и "ПЛЮС", а вот "МИНУС" больше чем плюс.И так по всем видам крыльев от прямых до отрицательной(ОБРАТНОЙ) стреловидности.
Тоже самое касалось и технического состава.
Начальник группы обслуживания - старлей,
начальник ТЭЧ звена - старлей.
Мой начальник группы получил капитана ближе к увольнению, отходив несколько сроков.
У корабелов эти должности были капитанскими.
Юрий Викторович. Это смотря на каких типах. На ТУ-128--"капитан",на МИГ-31--"капитан".На МИГ-17 зам по иас эскадрильи был КАПИТАН,а те кого вы перечислили были СТАРЛЕЯМИ,инженер полка по СД на МИГ-17 был капитан.
 
Реклама
Печальную весть, пришедшую с поля боя на Донбассе несколько минут назад, сообщили военные корреспонденты издания «Русская весна». От рук украинских националистов погиб командующий 5-м армейским корпусом ВС РФ генерал-майор Роман Кутузов.
Да, и генералы на войне к сожалению гибнут. Это еще раз показывает, что настоящие командиры на передовой, рядом со своими бойцами, а не отсиживаются в тихих кабинетах. Вечная память настоящему герою!!!
 
Назад