С.А. Кабашова прекрасно помню по отработкам экспериментальной оптической
системы посадки на палубу.
Здорово, тёзка..! Этот ведущий инженер ЛИИ, Сергей Андреич Кабашов часто бывал у меня в гостях... Очень хороший, правильный человек, грамотный ведущий инженер... Помню, в 1984-м году на этом МИГ-27 ЛЛ (бортовой № 603) мы занимались испытаниями тормозных машин, которые только поставили с НПКБ... Начинал испытания совсем молодой лётчик-испытатель Сергей Тресвятский (тот самый, который позже при показе в Ле Бурже на МИГ-29 рубанул своему ведомому сразу за кабиной и они оба, загоревшись, упали, но успешно катапультировались)... Начинал он испытания аэрофинишёров не с зацепления за трос с воздуха, а с разбега, с разгоном на площадке перед посадочным блоком на полном форсаже... Для того, чтобы "копыто" сильно не изнашивалось при волочении по бетону до блока (кстати, - это "копыто" было с большими трудностями снято окольными путями и доставлено после аварии палубного американского F-14 Томкэта, севшего где-то во Вьетнаме) Сергей Тресвятский должен был выпускать ГАК по моей команде (просто по моей отмашке белым флажком) и тогда ГАК должен был выпускаться и ложится "копытом" в самом начале посадочного блока на его уже металлической части... После нескольких пробегов Сергей решил, что ему виднее, когда надо выпускать ГАК и он стал игнорировать мои отмашки (выпускал гораздо позже)... После очередной заправки я ему сказал об этом (что можешь "просвистеть" мимо троса), на что он мне ответил: "У меня же опыт"..!? А таких "забегов" на трос АФ было много, поскольку надо было, во-первых, испытать каждую тормозную машину отдельно (а их на НИТКЕ было 4) и для испытаний каждой ТМ (тормозной машины) наверху "палубы" натягивали лишь один трос для конкретно испытуемой ТМ и, во-вторых, перед их установкой на ТАКР, каждая должна была выполнить определённое число торможений (штук 8 - 10)... Короче, в одном из "забегов" на зацепление троса, Тресвятский опоздал с выпуском ГАКа и он упал за тормозным тросом... А "забег" на трос, как я уже сказал, производился на полном форсаже (так было по условиям испытаний АФ).., и когда он "просвистел" мимо троса без всякого зацепления, то сразу среагировать не успел (не сразу убрал РУД на МГ) и на большой скорости он просвистел весь посадочный блок и впереди у него оказался трамплин (тогда - это был первый трамплин.., позже его за не надобностью срезали)... И получилась опасная ситуация - Тресвятский на большой скорости (около 300 км час) нёсся прямо на трамплин и отворачивать уже не было ни времени, ни места (при энергичном отвороте самолёт мог просто перевернуться или - наехав одним колесом на трамплин, могло получиться - тоже самое).., и Серёга - принял единственное решение - просто взлетел до трамплина... Произошёл большой шухер (скандал), ведь полёты не были запланированы и это сразу дошло до Оперативного Дежурного ВВС ЧФ... Вобщем, - Тресвятский сделал обычный полёт по кругу и сел на ВПП.., но скандал случился большой и экспедиции ЛИИ на НИТКЕ сделали большую "выволочку" (в том числе - тому же Кабашову, как ведущему инженеру экспедиции)...
Но.., на этом наш "опытный лётчик-испытатель ЛИИ Сергей Тресвятский не успокоился... Вскоре ему было поручено выполнять проходы с убранным ГАКом с касаниями посадочного блока и посадкой на нашу обычную ВПП... В тот день был сильный встречный ветер и я видел, как Тресвятский еле-еле дотягивал до начала ВПП... После заруливания, я его спрашиваю: "Тебе за расчёт на посадке ставят оценки..?" Он мне - "Нет, не ставят"... Я ему говорю, - "Тогда чего ты мостишься в самое начало ВПП..? Ты же так можешь сесть до ВПП"..!? А он мне - "Так у меня же опыт"... Вобщем, - вижу - самоуверенный молодой человек, несмотря на то, что с помощью "волосатой руки" попал в испытатели... Короче, в очередном заходе на ВПП, он ... садится до ВПП..!? А это уже не просто ПЛП (или даже ЛП), это уже - серьёзная задержка в ходе испытаний, поскольку на этом ГАКе (на фото он снизу задней части самолёта) проходит проводка к тензометрической аппаратуре, установленной на борту.., и эту проводку всю при посадке до ВПП - содрало и то самое " американское копыто"тоже оторвало... Короче, - задержка в ходе испытаний - серьёзная, да ещё и некоторый позор - лётчик-испытатель ЛИИ сел до ВПП..!? Вобщем, - хреново очень... Кабашов стал слёзно просить меня (как летавшего на этом аэродроме 10 лет на ТУ-22) - помочь, во первых, - скрыть "следы преступления" от посадки до ВПП, а во-вторых, - помочь снова установить "копыто" на ГАК... Вобщем, я быстренько нашёл КПМ-ку, поехал с водилой и мы зачистили следы от посадки до ВПП (т.е. - скрыли "следы преступления" и это не стало достоянием гласности... А с "копытом" дело было сложнее... С проводкой новой проводки бригада Кабашова справилась легко, а с креплением "копыта" - проблемы... Кабашов доложил в ЛИИ о происшествии и ему начальство передало приказ, - "копыто" для прочного закрепления, сначала закрепить той самой мощной гайкой, что и было ранее, а также - приварить "копыто" по периметру для прочности... Сергей Андреич ... "загрустил" не по детски - приварить "копыто" к самолёту вообще-то сложное дело. Это надо полностью сливать топливо и как-то проветривать или промывать баки (ввиду опасности от сварки)... А всё это - задержка хода испытаний... В итоге, я убедил Сергея Кабашова (блин, - все вокруг Сергеи - Тресвятский - Сергей, Кабашов - Сергей и я - Сергей) - ничего не сливать, а во время обеда, когда все его технари уедут в столовую, я достаю в ТЭЧ здоровенный лист железа, договариваюсь (за бутылку шлёмки) со сварщиком, мы вдвоём с Кабашовым закрываем этим листом весь хвост нашей ЛЛ, кроме "копыта" и сварщик быстренько заваривает это "копыто" по периметру... Максимум - 10 минут сварки... и никто этого не видит... Всё так и получилось... Мы заварили "копыто", которое уже было ранее прикручено мощной гайкой и по приезду бригады ГАК уже был готов к работе... Только подключили проводку (которую мы закрыли тем же листом железа) и проверили работу тензометрической аппаратуры... И в этот же день мы продолжили испытания... И Тресвятский и Кабашов были очень очень рады и мы втроём в ближайшую субботу пошли в г. Саки в ресторан.., они меня "поили" коньяком... Правда, после этих событий Тресвятского "задробили" испытывать зацепы с воздуха.., ну и на ТАКР его тоже не допустили (летал только Крутов)...