Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Реклама
"СВИСТАТЬ ВСЕХ К ВИНУ!"
Попалась интересная статья.
Команде "Свистать всех к вину" матросы в 1914 году были не рады

19.09.2021

91

У Русского Императорского флота имелись свои славные традиции. Одна из них заключалась в подаче странных команд, непонятных для штатского или даже военного сухопутного чина. Одна из них, команда "свистать всех к вину" была среди нижних чинов желанной, но к 1914 году интерес к этой команде у матросов пропал. Тем не менее, она исполнялась ежедневно.

Для создания новой Русской армии, заместо стрелецкого войска и ополченческих ратей, царь русский Петр Алексеевич во многом брал опыт иноземцев, в частности, голландского флота, с коим был знаком лично и чьи традиции ему пришлись по нраву.

Источник изображения: news.myseldon.com


И в 1716 году был принят Воинский устав Русской Армии, который помимо регламентации воинских наук и поведения, так же определял и нормы питания для армейских и флотских людей. А так как русский царь был неравнодушен к пагубному зеленому змию, опять таки сообразно опыту иноземному, он возжелал сей опыт перенести и на русскую почву.

Но перед Петром Алексеевичем встал вопрос: чем именно потчевать служивых? Ведь в иных землях наливали своим солдатикам и матросам мадеру, ром и джин, что вышло бы для Российской казны обременительно, с учетом доставки импорта.

А потому царь русский, ничтоже сумняшеся, решил упростить процесс и повелел: солдату выдавать пива 1 гарнец (3,27 литра) и 2 чарки "хлебного вина" (чарка составляла 1/100 часть ведра, примерно 120 гр.) ежедневно, а матросу выдавать "хлебного вина" всего 4 чарки в неделю, дабы матрос, от переусердствования оными, не падал за борт.


В том же уставе строго оговаривалось, что в бою или на виду противника, а также при ходе под парусами (для флотских) употреблять сей паек запрещено, а можно токмо на отдыхе.

Неизвестно, получал ли русский солдат свой ежедневный "мокрый" паек, но на более дисциплинированном флоте традиция эта закрепилась и команда "свистать всех к вину", поданная офицером боцману, заставляла старшего унтера хватать дудку и усиленно в нее свистеть, созывая личный состав к трапезе.

Источник изображения: https://diary.ru


Прикладывались к чарке по старшинству. Сначала баталер вместе с юнгой ставил наполненную ендову (специального медного, луженого изнутри, сосуда) на чистое место, закрывал половину ее чистой дубовой доской и сверху ставил медную кружечку. Первый к раздаче подходил боцман, затем кондукторы (другие унтера), затем наставала очередь матросов.

О раздаче делались записи в "форменной книге". Врачебное ведомство воспрещало употреблять матросу всю чарку за раз, а потому у баталера имелась специальная мерная получарка, которой он нормировал выдачу, растягивая ее на обед (в 11 часов утра) и ужин (в шесть часов вечера). Каждый, подходя, снимал бескозырку или шапку, осенял себя крестным знамением и пил свою чарку с непокрытой головой. Принято считать, что это делалось для отдачи уважения шканцам и русскому флагу.

Для тех, кто от чарки отказывался, полагалось денежное вознаграждение. Им выплачивалась "заслуга", которая выдавалась на руки по истечению службы. В конце XIX века призовая сумма исчислялась в 2 рубля 40 копеек серебром ежемесячно. Плюсом к этому шли деньги за "праздничные чарки" (15 штук в год) и "наградные чарки", которыми командир поощрял отличившихся матросов. За семь лет службы можно было скопить изрядные деньги.

Когда на престол взошел Николай Второй, известный кутейник, который при посещении кораблей Императорского флота никогда не отказывался от гостевой чарки, нижние флотские чины толковали о том, что меру выдачи "хлебного вина" в скором времени увеличат.

Но их ожидал "неприятный" сюрприз.


Распитие грога на "Дмитрии Донском", 1893 год. Источник изображения: https://diary.ru/


Самодержец Всероссийский решил, что раз русский флот, в основном, стал паровым, а не парусным, то и тяготы службы пропали, а следовательно нечего транжирить на матросов лишние расходы в виде чарок.

Приказ по Военному ведомству № 309 от 22 мая 1914 года. С.-Петербург, Военный министр, генерал-адъютант Сухомлинов:

"Государь император в своих непрестанных заботах о благе армии, дабы оградить ее от признанных опытом и наукою вредных последствий употребления спиртных напитков и охранить в ней вящую силу, здоровье и твердость духа, столь необходимые для боевой готовности, как в мирное, так и в военное время, высочайше повелеть соизволил: принять к неуклонному исполнению "Меры против потребления спиртных напитков в армии"...

Один из пунктов этого циркуляра гласил: "Нижним чинам всех категорий в течение состояния их на действительной военной службе… воспрещается потребление спиртных напитков…"

Команда "Свистать всех к вину" на флоте продолжала исполняться, но ей уже были не рады. Теперь она просто созывала на обед. Объявление войны осенью 1914 года армейские и флотские чины встретили тверёзыми и без всякого почитания прежних ценностей и традиций.

Есть непроверенные сведения, что и во время русско-японской войны выдача "хлебного вина" на флоте была прекращена во время боевых действий. Контр-адмирал Г.И.Бутаков, в частности, вспоминал, что после отмены выдачи чарок один матрос из команды "Дмитрия Донского" сказал ему с горечью: "Эх, ваше высокоблагородие, ведь мы за чарку служим!".

Сия мера не добавила Императору популярности, а с началом Революции желающих поддержать Николая Второго штыками не нашлось.


 

Вложения

  • Свистать всех к вину..docx
    177 КБ · Просмотры: 0
Реклама
Х-мм. Какое-то двусмысленное определение - "инакополые", почему-то в голову пришло экспромтом определение "п...а ходячая". Прошу прощения, но у дам-с имеются и другие прелести, типа "прелесть, какая дурочка". Какие-никакие, но мозги-то у них присутствуют, опять же душа какая-никакая имеется
О! Женщины!!! В вас всё прекрасно!!! Лицо и тело и душа!!!
Господь вас создал не напрасно!!! На вас мы смотрим не дыша!!! ;)
На День ВМФ позвоню, передам. Его сложно в эфире поймать, охота, рыбалка))
Принято, спасибо!
 
1.28. Юра Миронов?
Да, в кабине Ми-14, ЗК полка.
Я был командиром 1вэ и он делал мне проверки и с левого и инструкторские.
Иногда получалось так, что ему самому проверки сделать было некому, и мы
менялись местами. Потом он смеялся, что наши полёты единственные, после
которых у него мокрая спина. Сильный летчик, порядочный офицер и воспитанный
человек.
 
Думается, что неопределённо
Определённо. Я сказал, что ты с Герой на ветке, общаемся, он и сказал- привет им персональный.
Он всех помнит, общается нормально. Мы минут 20 поговорили, ему названивают, не стал больше отвлекать.
 
На училищном сайте попалась такая
undefined
Немного упрощённо, но дата верна - 17 июля 1962 г.
Мощное было мероприятие!
Решение о подготовке первой атомной лодки К-3 на полюс было принято ещё в 1958 году, когда 4 июля 1958 г. лодка дала первый ход на атомной энергии.
Подготовка велась более трёх лет
Большую часть подготовки заняла навигационная часть, т.к. попасть на полюс традиционными методами невозможно.
На лодку установили первый советский разработанный к тому времени навигационный комплекс "Плутон", разработанный в Морском научно-исследовательском институте МНИИ-1, главный конструктор Э.И. Эллер. Основной проблемой похода к полюсу является система курсоуказания, поэтому в состав НК "Плутон" включили два апериодических гирокомпаса "Маяк", гироазимутгоризонт "Сатурн" и систему автоматической прокладки "Терек".
Т.к. НК "Плутон" не предусматривал комплексную обработку курсовой информации от гирокомпасов и гироазимута, а также счисление и прокладку в приполюсном районе, то по предложению конструкторов ЦНИИ "Электроприбор", ЦНИИ "Дельфин", НИИ ВМФ и Гидрографической службы, на подводную лодку установили второй навигационный комплекс, "Сила-Н". который был только что разработан, но даже ещё не принят на вооружение.
В 1960 году на лодку в первом отсеке дополнительно установили два апериодических гирокомпаса "Маяк", два гироазимута "Сила ГА", гировертикаль "Сила ГВ" и автопрокладчик "Сила В". В систему курсоуказания были введены приборы осреднения курсов от четырёх гирокомпасов и трёх гироазимутов. Установлены новые эхолоты и эхоледомеры. Правда запас торпед из-за этого уменьшился почти вдвое.
Учёными ВМФ и промышленности были разработаны методы курсоуказания, счисления и определения места в приполюсном районе, изданы новые карты. Разработаны методы измерения толщины льда и размеров обнаруженных полыней. Для навигационного обеспечения похода на полюс была назначена научная группа из числа ВМФ и промышленности во главе с А.В. Федотовым, впоследствии контр-адмиралом, начальников 9 НИИ ВМФ.
Общее руководство штурманской и научной частью осуществлял флагманский штурман СФ капитан 1 ранга Д.Э. Эрдман. Командир БЧ-1 О.С. Певцов, командиры групп БЧ-1 Б.П. Жуков и А.И. Гриценко.
В ходе подготовки К-3 совершила несколько подготовительных и исследовательских походов в Баренцево, Карское и Гренландское моря, в том числе под лёд. Навигационная прокладка велась на двух постах - в штурманской рубке и в первом отсеке. На этих же постах и в гиропосту непрерывно снимались отсчёты и велись графики разностей курсов, при всплытиях в полыньях определялось место и поправки курсоуказателей.
Поэтому к походу на полюс вопросы навигации были отработаны и точность курсоуказания и места была достаточной для решения поставленной задачи.
После прохода Северного полюса лодка выполнила маневрирование по поиску полыньи и ещё раз прошла через точку полюса с регистрацией работы системы курсоуказания и счисления при скачкообразном изменении значений курса и долготы на 180 градусов. Т.к. полыней не было обнаружено, то приняли решение следовать на юг по меридиану 180 градусов. Через 60 миль, т.е. на 89 градусе северной широты, полынья была обнаружена, там и всплыли.

И ещё немного ясности.
Пишут, что лодка вернулась в Йоканьгу. Но это не так - она не вернулась, а была заведена туда специально для встречи с Хрущёвым.
Базировалась же К-3 в то время в Западной Лице и входила в состав 3 отдельной дивизии подводных лодок СФ. Из Западной Лицы лодка вышла в поход на полюс 11 июля, а уже после выхода из-подо льда получила приказание следовать в Гремиху.

Хрущёв Н.С. в это время проводил ознакомление с Северным флотом и, в частности, знакомился с местами будущего базирования атомных лодок. С ним был Министр Обороны СССР Р.Я. Малиновский и ГК ВМФ С.Г. Горшков. А вот командующего Северным флотом и подводника адмирала А.Т. Чабаненко с ними не было, он снят с должности в июне 1962 г. Причиной послужила аварийность на флоте, в частности взрыв на подводной лодке Б-37 проекта 641. В результате взрыва Б-37 и стоявшая рядом с ней пл С-350 проекта 633 затонули.
Можно с уверенностью сказать, что с этого посещения Гремихи Н.С. Хрущёвым и началась её 30-летняя атомная история, в которой довелось поучаствовать и мне.
Вручение наград проводилось в спортзале в/ч 90190, только что построенной базы обеспечения атомных лодок.
Командир похода А.И. Петелин, командир лодки Л.М. Жильцов и командир БЧ-5 лодки Р.А. Тимофеев удостоены звания Герой Советского Союза.
Командир БЧ-1 лодки О.С. Певцов награждён Орденом Ленина, командиры групп БЧ-1 А.И. Гриценко и Б.П. Жуков - орденами Красного Знамени.
Орденами и медалями награждён весь экипаж и научная группа.
Главные конструкторы навигационных комплексов "Плутон" Э.И. Эллер и "Сила-Н" В.И. Маслевский в числе создателей атомной подводной лодки К-3 стали лауреатами Ленинской премии.
Нет, полноценным училищем, конечно, она не была, но учебные эскадрильи всех училищ в годы войны существовали относительно автономно. Теоретическая подготовка была налажена по месту базирования, но её объём значительно сокращён до оптимально необходимого. Всего в этой школе было 3 эскадрильи.
Понятно, спасибо, Галина Эдуардовна!
 
Увидел на выложенных фото моего кашничка - Колю Мордовалова, а также Дейнека, Бохонко и Бакулинаа ... Спасибо, Викторович..!
Я только Дейнека, Бакулина и Бохонко узнал... Хорошая традиция, в этот день почтить память Тимура Автандиловича Апакидзе. Вечная память летчику и Герою...
 
Из наших кашников (Барнаульское ВВАУЛ 80) в МА служили Витя Ягопцев, Коля Бугаев, Володя Абрамов (ДКБФ), Володя Ульянов (КЧФ). На севере летал Толя Богданов (81г.в.). Также вспомнил других сослуживцев по северу... Вечная им память...
 
В этот день специально приехал практически на 1,5 часа раньше.
Хотел найти могилы трёх генералов, Потапова, Куклева и Гладкова ( более 20 лет он был начальником факультета АВ в Жуковке, уйдя в 2022 г. в возрасте 95 лет).
Сначала зашёл в администрацию, где мне подсказали номер участков, где они захоронены. Куклева и Гладкова нашёл,
а вот Потапова не удалось. Прошёл несколько раз и так и не обнаружил.
Кстати, для адмиралов ВМФ и генералов МА
отведён участок номер 27 и 27а, который в начале оформлен вот таким обелиском.
На этом же участке похоронены генералы Мироненко, Акпорисов и Федин.

E01640C6-0251-4D9C-8FBD-FBFEE1533A66.jpeg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад