Отвечаю, чему учили, и что было при мне.
На ЯК-18, штопор выполняли по заданию, в каждом полёте в Зону. Тоже было на ЯК-11.
На практике, ЯК-11 срывался в штопор, при перетягивании ручки на себя, на каждой фигуре.
На Вираже, на Петле, на Боевом Развороте. Не справился один курсант Слава Филипов - погиб.
Выпрыгнул на высоте 200 м и ударился об Стабилизатор (АС - Кухаревка 1956 г.)
На УМИГ-15, на Штопор всех провозил Ком.Полка Андреев. В какой Штопор войдём, не знали.
Самолёт дрожал и независимо в какую сторону даны рули, входил в любой штопор. Также и
выходил с трудом, сделав до 5-7 витков. Вводили в Штопор на высоте 12000 метров. Если не
выходил из Штопора на высоте 4000 м, положено было катапультироваться. Полковник Андреев
предупреждал обычно, " катапультироваться, только по моей команде". Практически было - выходили
из Штопора на 3000 м. В санатории ДКБФ в Майори, в столовой со мной сидел ГСС Лётчик- Испытатель.
Ф.И.О не помню. Я его спросил - " за что ГСС?" Он ответил - "за выполнение 1000 Штопоров на реактивных Л.А". О ТП на ТУ-22. При выпуске ТП на скорости 350 км и более, у нас в Саках
парашют списывали. В начале полётов ТУ-22, в 60-х годах, по Инструкции посадка с остатком
топлива менее 4-х тонн, была из-за Задней Центровки ЗАПРЕЩЕНА (56%). Практически, мы
садились, но штурвал на посадке брался не на себя , а полностью упирался от себя в Приборную
Доску. Носовое колесо висело в воздухе и срулить с ВПП было невозможно.
У Пилотяги, один раз на посадке из-за топлива, даже, остановился один двигатель. Из 311 ТУ-22,
98 были разрушены в катастрофах и пожарах на земле. Пример- в Чкаловске, техник гонял
двигатель, ТУ-22 перескочил колодки и врезался напротив стоящих три ТУ-22. Сгорели 4 самолёта
и два техника. Много потеряли ТУ-22 и в 30 ОДРАП.