Сергей Борисович, а какие функции у оператора были в полёте и на земле в перелётах и т.п. ?
Поскольку оператор мог находиться в кабинах нескольких разных типов самолётов, то и функции у него были разные. Если оператор находился в своей обычной кабине оператора, то он прежде всего включал, выключал и следил за работой всех 4-х генераторов. Он следил за всей задней полусферой воздушного пространства, в его распоряжении была пушечная установка, которая управлялась с помощью телевизионного прицела, также он управлял системой предупреждения о радиолокационном облучении самолёта истребителями противника СПО-3, которая определяла, с какой стороны ведётся облучение бортовыми РЛС противника, пульт индикации находился также у лётчика и лётчик видел, - с какой стороны и под каким ракурсом заходит истребитель, а также в какой стадии облучения уже находится наш самолёт (в режиме поиска, в режиме взятия на сопровождения или в режиме захвата РЛС ракеты истребителя), соответственно и действия экипажа должны были быть разные. Также оператор мог включать бортовую систему РТС (противодействия бортовой РЛС истребителя) (сыпать так называемые дипольные отражатели) чтобы помешать истребителю обнаружение и захват цели (т.е. - нас). Также бортовая пушечная установка, которой управлял оператор могла стрелять не только простыми осколочно-фугасными снарядами, но и ПРЛ-снарядами, которые при разрыве создавали в воздухе небольшое облачко дипольных отражателей, что тоже создавало помеху прицеливания бортовой РЛС истребителя или уже запущенной ракете В-В, (и эти снаряды представляли к тому же и простую угрозу истребителю, как попадание обычного снаряда в истребитель)... Если полёт происходил на самолёте - РТР (радиотехнической разведки), то оператор включал имеющуюся на борту станцию РТР, которая обнаруживала работу береговых РЛС противника и классифицировала эти станции по их назначению (работают ли станции обзорных РЛС конкретного аэродрома противника, РЛС станции - высотомеры, или РЛС дальнего обнаружения воздушных целей, расположенные на горах или возвышенностях в районе аэродрома и т.д.). У нас у каждого члена экипажа были специальные полетки с указанными на них каждого аэродрома противника, с указанием на них количества и типов размещённых там самолётов, с указанием - какие РЛС имеются на тех аэродромах. Под наше наблюдения и контроль подпадали все военные аэродромы ЮЕ ТВД (Южно-европейского театра военных действий), включая - Турцию, Грецию, Италию.., и поэтому все их аэродромы были у нас на этих полетках. Ну и если оператор садился в кабину инструктора (в простых самостоятельных полётах, не требующих выполнения РТР функций и не имеющих пушечной установки (и, соответственно, - пушки), т.е. на спарке, то он практически сидел там, как пассажир (у него даже не было не только управления пушками и станцией РТР, но и не было никаких генераторов) и мы частенько давали ему пилотировать самолёт, чему операторы были всегда очень рады (ведь сидеть задом-наперёд и почти ничего не видеть впереди и сидеть с кабине инструктора (выше всех) и видеть всё, что впереди, видеть все приборы инструктора, да ещё иметь возможность попилотировать ТУ-22 - совсем разные вещи.