Вот они - оба два (слева), сидят в гостях у меня дома...
Посмотреть вложение 821038
Сергей Борисович, дополню и о третьем близко тебе знакомом ЗЛИ, об Эдуарде Елян.
Когда я прибыл служить в 30 ОДРАП в сентябре 1966 года, в полку было только две АЭ.
Ком первой АЭ был пп Пилипенко А.Ф., а второй ком АЭ пп Пасечников В. В 1968 году был
получен Приказ о создании третьей АЭ. Летом послали в Казань получить и перегнать два
новеньких ТУ-22 ПП. Послали пп Пилипенко и капитана БГВ. Сам знаешь, на перегонку летали
только по гражданке. У меня был экипаж - штурман Николай Чубун и оператор Володя Скорик.
В то время, особенно, кругом "свирепствовала " Секретность. Нас, даже, не пускали в
заводские цеха. В день вылета пришли пп Пилипенко и я на второй этаж какого то домика,
где в комнате играли в шахматы Лётчики-Испытатели. Не отрывая взгляда от шахматной
доски, Эдуард Елян подписал полётный лист пп Пилипенко и взглянув на меня, спросил -
"ну командир, какой налёт на ТУ-22"? Я скромно ответил - 210 часов. " Желаю Вам счастливого
перелёта, в Полном Режиме Радиомолчания."
Пешком с экипажами пошли на стоянку ближе к ВПП, где стояли два новеньких, без единой
помарочки ТУ-22 ПП (даже номеров и звёзд не было). Пилипенко сказал мне- "после моего взлёта,
выруливай и взлетай через пять минут молча." Наш технический экипаж на АН-12 уже улетел в Саки. Нас выпускал местный техник. Он меня предупредил - "движки новые" и продиктовал,
а я записал на наколеннике График прогрева двигателей. Надо отметить, что мы летали в Саках
на ТУ-22 Б выпуска 1962 года (без заправочной штанги). В кабине поразил не только запах
свежей краски, но и совершенно новый обзор из кабины. Наличие новых приборов, переклю=
чателей на новых блоках и АЗС. Штурман и оператор издавали по СПУ свои восклицательные и вопросительные возгласы . График пргрева был всего пять минут, и оператор Володя Скорик
заторопил - "командир, бородатые местные технари сливают шлёмку, подкатили бочку". Ровно
через пять минут, после взлёта пп Пилипенко, я порулил на ВПП.
"Чудеса и удивление", начались сразу после взлёта. Чуствовалась большая тяга двигателей,
большая вертикальная скорость набора, а сомое гланое, необычное, лёгкое, послушное управ-
ление самолётом. Буквально двумя пальчиками, с малым усилием на штурвале. Удивился,
слева на борту, на щитке , погасли две маленьких белых лампочки, а загорелись две синие,
около надписи "щитки". Набрали эшелон 13500 и пошли на Волгоград. Погода ясная, даже
увидел памятник на Малахов-Кургане "Родина -Мать". Точнее, её тень. Молча прошли Ростов
и не докладывая на АКРОН, Номерок и Лесная, снизились по схеме, зашли на посадку.
После выпуска шасси, заметил - на левом борту две синие лампочки погасли, и загорелись
две белые лампочки с надписью -элерон. Управление штурвалом стало тяжелее. Молча сели
у "Т" и зарулили на стоянку, где нас уже встречали с флажками. До сих пор удивляюсь, как нас
без всякой подготовки и тренажа в кабине, выпустили в Казане. Только на земле, от наших
техников узнал о пилотировании самолёта не элеронами, а щитками-закрылками.