Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Трагические страницы истории 830 полка ВВС КСФ…
«14 мая 1982 года (43 года назад) произошла катастрофа вертолёта Ми-6 из состава 830-го отдельного противолодочного вертолетного полка ВВС Северного флота. Командир экипажа – командир отряда военный летчик 2-го класса майор Николай Данилович КОСТЮЧЕНКО.

Экипаж выполнял полёт днем в сложных метеоусловиях на перевозку груза (оборудования) на площадку ограниченных размеров на полигон в районе аэродрома Лахта. По заданию, сброс груза должен был быть выполнен на режиме висения.

После неудачной попытки зависания над площадкой при уходе на второй круг произошло разрушение лопасти рулевого винта из-за удара ею о дерево.

Вертолет начал разворачиваться влево со снижением. Действия летчиков по выводу вертолета из разворота результатов не дали. Вертолет столкнулся с землей, перевернулся на правый борт и загорелся. После опрокидывания вертолета пассажиры за исключением 5-ти матросов покинули вертолет через левую боковую дверь. Экипаж покинул кабину через блистеры. Командир экипажа майор Н.Костюченко после покидания вертолета вернулся в грузовую кабину и помог выбраться одному матросу. При следующем возвращении командира на борт для оказания помощи оставшимся пассажирам вертолет взорвался.

Четыре матроса А.В. Боровик, М.А. Даниленко, П.Ф. Политенский, А.Ю. Тареник из числа пассажиров и командир экипажа майор Н.Д. Костюченко, спасавший их, погибли.
Остальные члены экипажа и пассажиры невредим»
 
Последнее редактирование:
Реклама
Да! Были люди!

СССР. Май месяц 1942-го года. Учебно-тренировочный центр (УТЦ) Южного фронта. Центр занимается обучением и переучиванием лётных
кадров. Начало очередной лётной смены. Строй курсантов. Предполётные указания. Вдруг, над самой крышей сарая, бесшумно несётся к аэродрому тёмный, остроносый самолёт. Обогнув сарай он ещё ниже прижался к земле. Стремительный круг, эффектное приземление около
посадочного "Т". Со скоростью легкового автомобиля подруливает к линейке Су-2 и лихо развернувшись встаёт в строй. Самолёт одноместный, но за фонарём кабины открывается люк и вылезает механик. Из кабины на крыло выбирается лётчик. На гимнастёрке лётчика орден Ленина...Тип прилетевшего самолёта - бронированный штурмовик Ил-2. Боевой лётчик Холобаев должен отобрать для полка штурмовиков 5-6 лётчиков- инструкторов УТЦ. Выпустить их самостоятельно на своём Ил-2.
Первый день изучение самолёта. Второй день- рулёжки и самостоятельный полёт по кругу. С третьего по пятый день лётная программа боевого применения. Стрельба из пушек и пулемётов по наземным целям. Бомбометания в круг боевыми бомбами. Пуски эресов по наземным целям. Первым самостоятельно вылетает инструктор УТЦ младший лейтенант Василий Емельяненко. В мае 1942-го зачисление младших лейтенантов в состав знаменитого 4-го гвардейского авиаполка. Первый в СССР штурмовой авиаполк на самолётах ИЛ-2. На момент 21 июня 1941 года полк
имел 36 новеньких одноместных штурмовиков Ил-2. Базировался в районе Бобруйска. За 1941-й год в ожесточённых боевых действиях полк потерял 56 самолётов Ил-2 и 56 лётчиков. Василий Емельяненко воевал с мая 1942 по май 1944 года. Летом 1944-го Герой Советского Союза майор Василий Емельяненко поступил в Военно-Воздушную академию. После окончания Академии он преподаватель тактики авиации Воен-
ной академии имени М.В. Фрунзе. Выпустил несколько книг своих воспоминаний.
Ниже выборочно цитирую главу ЭПИЛОГ из книги "Ил-2 АТАКУЕТ огненное небо 1942-го. За нашу Советскую Родину"
"Мне скоро будет 94 года, и мне иногда приходят в голову мысли Фауста. Допустим, приходит ко мне волшебник и говорит "Я вас могу сделать снова молодым и ваша биография повторится как в зеркальном отображении. Всё будет так как было. Вас в войну сбивали три раза? И второй раз будут сбивать три раза. Вас не убили? И не убьют. Всё вы пройдёте заново. Вот за это я вас могу сделать молодым" И я говорю: "НЕ НАДО МНЕ ПОВТОРА", потому что, то что пройдено, повторить невозможно психологически! Есть же предел. Мы же не каждый день ждали гибели...
Успокаиваешся только тогда, когда вечером спать ложишься. После 300 граммов водки расслабишься, поешь и - спать. Спишь: "Я живой! Я
буду до утра жить "ГАРАНТИРОВАННО!", А утром, чуть свет, когда боевой расчёт - подъём, чашку чая глотнул, в землянку и там уже ставят за-
дание...А я думаю: вчера пронесло, а сегодня? И пытаюсь отогнать эту мысль!...Но за победу над сильным и умелым врагом...мы сполна заплатили огромную и страшную цену...Мало кто уцелел из тех кто в сорок первом встретил первый удар врага...Мало кто из выживших прошёл войну без глубоких шрамов на теле и в душе..."
"
 
Интересные параллели. Мы шли на двух танкерах. Первый танкер затонул вместе с беженцами.

Из моего поста #№43.905
"В мае 1942 года нас (мама, я и старший брат Женя) посадили ночью на палубу танкера с нефтью. Маршрут - Махачкала - Красноводск..."

Из книги "ИЛ-2 АТАКУЕТ огненное небо 42-го" Автор В. Емельяненко. Страница 194. Август 1942 года
"В Махач-Кале ...Командир отпустил нас в город: "Побродите в волю на людях. К вечеру чтоб все были на месте. Вылетим рано, пока не жарко, да выспаться надо." Мы ходили гурьбой по городу искали "Тройной одеколон" для бритья, но купить его нигде не удалось. Об этой принадлежности
туалета забыли и горожане, одеколон с прилавков давно исчез как предмет роскоши. У магазинов стояли бесконечные очереди - хлеб выдавали по карточкам. Тогда мы направились к пристани, что бы посмотреть на синее море да искупаться. Там же вдоль берега, cколько глаз видел, рас-
положились многочисленным табором беженцы. Женщины с детьми, старики да старухи, неделями ожидали посадки на пароход , чтобы эвакуи-
роваться за Каспий. И море было не синим, а грязным от нефти ( говорили, где-то затонул танкер)...Утром следующего дня мы взлетели...Взяли
курс на юг..."
 
Ми-8Т, старичок!
Тем не менее все, что надо для эксплуатации д/н в ПМУ и СМУ с м/м 50/500
у него было, хотя и без излишеств. В 1973г после училища переучился на Ми-8Т
и теперь с удовольствием вспоминаю свою летную работу на нем.
 
море было не синим, а грязным от нефти ( говорили, где-то затонул танкер).
В 1981г на входных молах Клайпеды разломился пополам импортный танкер.
Летал на фотографирование последствий, страшное дело. Весь берег в сторону
Паланги в чёрном прибое, песок с чёрной полосой мазута. Опасное это дело,
нефтепродукты. Недавно в Азово-Черноморском районе беда с танкером и вообще...
...
Клайпеда
 
Последнее редактирование:
Трагические страницы истории вертолетного полка ВВС КСФ…
«16 мая 1988 года (37 лет назад) на аэродроме Ровный произошла катастрофа вертолёта Ка-27пл из состава 38-го окплвп ВВС Северного флота. Командир экипажа – командир вертолета военный летчик без класса лейтенант О. В. НИКОЛАЙЧУК

В сложных метеоусловиях экипаж после контрольного полета в данную летную смену выполнял третий самостоятельный полет в облаках.

Через 3-и минуты после взлета в районе второго разворота «большой коробочки» штурман экипажа капитан А.В. Быков доложил о занятии заданной высоты 600 метров и предупредил командира «Не уменьшай скорость». Летчик отдал ручку управления от себя, при этом произошло увеличение скорости полета со 157 км/ч до 170 км/ч. В дальнейшем, несмотря на увеличение угла пикирования скорость не возрастала. Летчик продолжал увеличивать угол тангажа на пикирование, наблюдая за указателем скорости, при этом упустил контроль за тангажом и креном и тем самым вывел вертолет на режим, превышающий лётные ограничения. Вертолет с углом тангажа 66 градусов и левым креном 70 градусов столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.

После того как пропала отметка цели на экране РЛС и одновременно прекратилась радиосвязь с экипажем руководитель полетами направил к месту падения поисково-спасательный вертолет. Через 38 минут экипаж поисково-спасательного вертолета обнаружил на удалении 6 км от ВПП горящий на земле вертолет. Осмотром на земле обнаружено, что падению вертолета предшествовало его разрушение в воздухе.

Непосредственной причиной катастрофы является вывод вертолета за пределы лётных ограничений, что привело к схлестыванию лопастей несущих винтов в воздухе.»
 
Последнее редактирование:
Реклама
Трагические страницы истории вертолетного полка ВВС КСФ…
«16 мая 1988 года (37 лет назад) на аэродроме Ровный произошла катастрофа вертолёта Ка-27пл из состава 38-го окплвп ВВС Северного флота. Командир экипажа – командир вертолета военный летчик без класса лейтенант О. В. НИКОЛАЙЧУК

В сложных метеоусловиях экипаж после контрольного полета в данную летную смену выполнял третий самостоятельный полет в облаках.

Через 3-и минуты после взлета в районе второго разворота «большой коробочки» штурман экипажа капитан А.В. Быков доложил о занятии заданной высоты 600 метров и предупредил командира «Не уменьшай скорость». Летчик отдал ручку управления от себя, при этом произошло увеличение скорости полета со 157 км/ч до 170 км/ч. В дальнейшем, несмотря на увеличение угла пикирования скорость не возрастала. Летчик продолжал увеличивать угол тангажа на пикирование, наблюдая за указателем скорости, при этом упустил контроль за тангажом и креном и тем самым вывел вертолет на режим, превышающий лётные ограничения. Вертолет с углом тангажа 66 градусов и левым креном 70 градусов столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.

После того как пропала отметка цели на экране РЛС и одновременно прекратилась радиосвязь с экипажем руководитель полетами направил к месту падения поисково-спасательный вертолет. Через 38 минут экипаж поисково-спасательного вертолета обнаружил на удалении 6 км от ВПП горящий на земле вертолет. Осмотром на земле обнаружено, что падению вертолета предшествовало его разрушение в воздухе.

Непосредственной причиной катастрофы является вывод вертолета за пределы лётных ограничений, что привело к схлестыванию лопастей несущих винтов в воздухе.»

Всем здравствуйте.
Это, так сказать версия официальная.
А вот что нам довёл полковник Наружный на разборе катастрофы Су25 в Севере 3 (27 ноября 1992 г., ночью, в ПМУ, при выполнении полёта в зону пилотажа на малых высотах, из-за ошибки лётчика в технике пилотирования, выполняя пикирование, потерпел катастрофу на Су-25уб с экипажем ст. штурмана полка лётчика подполковника В.В. Демьяненко и ст. инспектора-лётчика ОБП ВВС СФ полковника А.Н. Кондратьева. Самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб).
При разборе у нас возникли вопросы, чисто арифметические, нестыковки в данных расшифровки по Vy и H. Ответ был никакой, к сожалению, и дальше разговор перешёл в русло обсуждения нестыковок в отчётах о катастрофа вообще и не только.
И вот тут Наружный вспомнил катастрофу Николайчука и рассказал, что в 1988 как раз в момент катастрофы был подписан контракт на поставку вертолётов Ка27 англичанам. А расследованием было установлено, что вины лётчика в выводе вертолёта на режим, при котором произошёл перехлест и разрушение несущих лопостей, не было.. но контракт, поставки, деньги, а экипаж погиб, ему уже все-равно...
 
рассказал, что в 1988 как раз в момент катастрофы был подписан контракт на поставку вертолётов Ка27 англичанам
Разве СССР поставил бы военную технику стране-члену НАТО... 😳
 
Последнее редактирование:
Ещё одно трагическое АП произошло в нашем полку в этот день….
«16 мая 1963 года (62 года назад) произошла катастрофа вертолёта Ка-15 из состава 830-го отдельного авиационного полка вертолетов ВВС Северного флота. Командир экипажа - военный летчик 3-го класса капитан Виктор Николаевич КОНОНОВ.

Днем в простых метеоусловиях экипаж выполнял тренировочный полёт по маршруту.

Через 19 минут после взлета с аэродрома Североморск-2 и набора высоты 400 метров, по докладам очевидцев, у вертолета начали отрываться лопасти несущих винтов и разрушаться хвостовое оперение. Вертолет перешел в беспорядочное падение, ударился о водную поверхность и затонул в Кольском заливе в районе Тюва губы.

Штурман экипажа старший лейтенант В.В.Таволжанский покинул падающий вертолет, но из-за недостатка высоты парашют не успел раскрыться.
Экипаж погиб.

Причина: отрыв лопасти несущего винта произошёл вследствие усталостного разрушения нижнего наконечника тяги.

После этой катастрофы было принято решение о снятии с вооружения полка вертолетов этого типа. В течение 1963-64 годов все вертолеты Ка-15 были переданы в аэроклубы организации ДОСААФ.»



 
переданы в аэроклубы организации ДОСААФ
Сколько читаю такое про авиатехнику, снятую с эксплуатации в МО СССР - в ДОСААФ СССР были другие требования к безопасности полётов и эксплуатации... 🧐
 
вот тут Наружный вспомнил катастрофу Николайчука и рассказал, что в 1988 как
Уже занёс руку спросить - штурман разбирался только в скорости? Которая для вертолета - тьфу!
 
Сколько читаю такое про авиатехнику, снятую с эксплуатации в МО СССР - в ДОСААФ СССР были другие требования к безопасности полётов и эксплуатации... 🧐
ДОСААФ он тоже был не однородный. Если аэроклуб - это одно, а если авиацентр - то чуть другое. Не зря к нему добавляли "военный" и только в конце "ДОСААФ". Командный состав все были кадровыми. Сам у них воспитывался.))
PS. А с другой стороны вся ресурсная техника оседала в организациях ДОСААФ.
 
Последнее редактирование:
История
Как-то Юрий Никулин шёл с yтра пораньше пешком на работу и стал свидетелем страшной трагедии - молодая женщина и её шестилетний сын были сбиты автомобилем на пешеходном переходе. Мать скончалась. Мальчик просто чудом не постpадал. Просто его руку вырвало из ладони матери при наезде.
Пеpвое что сделал Юрий Владимирович это снял свой пиджак и накрыл им тело жeнщины, чтобы мaльчишка не видел изyвеченную, залитую кровью мать.
Очень быстро приехала милиция оцепившая место происшествия, "скорая помощь", зачем-то пожарные, собpалась огромная толпа зевак. Все они охали, ахали и обсуждали пpоизошедшее. Как-то так вышло, что без внимание остался только плачущий мальчишка сидевший на обочине дороги.
"Ну как так?" - подyмал Никулин, вышeл из толпы (милиция увидев известного актёра останавливать его не стала только честь отдала) и сел рядом с мальчиком. Утeшил как мог, подарил свой красный галстук с изобpажением пчелы, а потом ещё и на такси домой к бабушке увёз.
В этот день у Никулина была назнaчена серьёзная встреча с японской делегацией. Юрий Владимирович естeственно опоздал. Опоздaл почти на полтора часа, да ещё и вошёл в кабинет без пиджака (костюм приобретался специально за границей для протокольных мероприятий), без галстука, в белой рубашке с закатанными до локтя рукавами. Рyководитель токийской делегации Ито Кобаяси и его коллеги посчитали внешний вид и опоздание Никулина оскорблением, нарушением протокола, на котором азиаты зациклены, и демонстративно покинули цирк.
Только спустя пять лет Кобаяси узнал истинную причину опоздания директора Цирка на Цветном Бульваре. Никулина пригласили в столицу Японии прислав за ним самолёт принадлежащий компании. В офисе Юрия Владимировича встретило семьдесят вoсемь низко поклонившихся японцев без пиджаков, без галcтуков и в белых рyбахах рукава которых были закатаны до локтя.
 
Последнее редактирование:
Реклама
А освоившим летную программу в училищах не давали по окончании 3 класс?
Для 3 класса училищного налёта было маловато. Обязательно нужен был налет 300 часов. Даже за 4 года в училище его не налетаешь (за курс в среднем было запланировано 50 часов).
 
Назад