Panda-9
Местный
Так-то оно так. Но мы тут рискуем в теоретизирование погрузиться. По сути, матмодели уже применялись (а именно при проектировании) и по их итогам мы как раз и вышли на этап эксперимента (испытаний). Кстати, у эксперимента своя математическая база имеется, в плане требуемой статистики и оценки достоверности результата. И отдельные образцы из КМ соответствующие число циклов самых разнообразных разрушений, наверняка, прошли. Собственно, так и были определены их минимальные "гарантированные" прочностные свойства и определен статистический разброс этих свойств. Но если пойти по этому пути с вариациями для агрегата ("сделать кессон - сломать - поправить (переделать) - снова сломать и т.д."), то потратим нерационально огромное количество времени и ресурсов. В пределе, теоретически, можно выйти на идеальную конструкцию. Но печаль в том, что даже в этом случае одно крыло может сломаться при 100,1% расчетной нагрузки, а другое (точно такое же) - при 103% или 105% или даже 110%. И наоборот. Три, например, экземпляра, сломаются при 103% (молодцы!), а четвертый (вот зараза!) крякнет при 95%. И образ старухи у разбитого корыта. Многое зависит от разброса свойств КМ и качества (технологической точности) изготовления агрегата как такового. Идеала, абсолюта не бывает. Какие технологические погрешности допускались на первых кессонах - не знаем. Каков план "стабилизации" новой технологии - тоже не знаем.Крыло имеющее избыточный запас прочности необходимо долго и аккуратно изучать с помощью тензодатчиков и матмоделей, и убирать лишний вес по всей длине крыла, а вовсе не "в нужной точке"
Вот, кстати, на пути к идеальной весовой отдаче можно получить очень дорогой самолет. Сначала мы сломаем запредельное количество статических образцов (цельных кессонов в данном случае), серьезно увеличив стоимость ОКР, а на выходе получим нетехнологичную конструкцию, более дорогую в производстве (хотя, конечно, последний фактор к деталям и агрегатам из КМ применим в меньшей степени, чем к "металлическим" технологиям).Если перетяжеление пофиг, то конечно можно не заморачиваться, а если всё же хочется получить экономичный самолёт, то работать есть над чем.
Мой же главный посыл был выше: мы очень многого не знаем о фактических результатах испытаний крыла МС-21 (это естественно и правильно). И поэтому выставлять свои качественные оценки (перетяжелен кессон или нет) мы, в данном случае сидящие на диване и болеющие за свою команду, не можем и не сможем. Даже если б мы и были гуру в области прочности ЛА в целом и композитных кессонов в частности. Надо подождать официальных сообщений, комментариев руководителей. С Ил-112В факт перетяжеления скрывать не стали. Как будет с МС-21 - посмотрим. А пока остается только желать успеха всем причастным к созданию этого самолета.