Разумеется могут, почему нет? (см. историю СП-2)."заклятые друзья" могут заблокировать сертификацию в EASA из политических соображений?
Вот давайте у того же @прокуратор понтий пилат спросим: могут или нет?
Разумеется, не нужно. Каким образом отсутствие европейской сертификации может помешать нам перемещать наши самолёты по нашей же территории, без разницы, с пассажирами или без оных? Назовите хоть один российский закон, который это запрещает. Может быть, это запрещают какие-нибудь законы ЕС, но после внесения поправок в Конституцию РФ в прошлом году российские законы имеют безусловное верховенство над международными обязательствами РФ.Для того, чтобы возить пассажиров по России, MC-21 надо пройти сертификацию в EASA? Да или нет?
Да хоть бы вспомнить историю эксплуатации советских самолётов в 00-10-х годах после того, как в ЕС были приняты новые нормативы по эмиссии и шуму. Ил-62, Ил-86, Ту-134 и Ту-154 сразу оказались за бортом, но успешно и долго ещё летали по нашим внутренним линиям.